Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
13.09.2013 23:50 Количество просмотров материала 3066 Время на чтение ~5.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Доктор мед. наук, профессор Малахов О.А. – главный детский травматолог-ортопед Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главный детский ортопед Управления здравоохранения г. Москвы, заслуженный врач РФ.

ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране приобрела в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. За последние пять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибло 226 тысяч человек и свыше 1 млн. 430 тыс. получили увечья. Только прямые экономические потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных и авиационных катастроф, пожаров, наводнений и других несчастных случаев. Учитывая, что среди лиц, смертельно травмированных в ДТП свыше 70% находились в трудоспособном возрасте, фактический экономический ущерб включает потери, связанные с непроизведенным интеллектуальным и материальным продуктом.

Обращает внимание высокая летальность среди детей, пострадавших в ДТП, в 4-6 раз превышающая соответствующие показатели в промышленно развитых странах. Вполне очевидно, что столь низкий уровень оказания помощи пострадавшим определяется комплексом факторов, и реальное повышение качества лечения детей невозможно без изменений сложившейся организационной и клинической практики.

В последние годы отмечается довольно устойчивая тенденция к росту абсолютного числа пострадавших при том, что величина детской популяции в стране снижается. Необходимо отметить, что увеличивается количество тяжелых травм, о чем свидетельствует изменение соотношения числа погибших и раненых.

Учитывая динамику детского травматизма, увеличение плотности транспортных потоков, изменений в организации досуга детей в последние годы можно прогнозировать рост числа пострадавших в ДТП в пределах 3-8% ежегодно.

Безусловно, что детский дорожно-транспортный травматизм реально сказывается на неблагоприятной демографической ситуации в нашей стране. При анализе детского дорожно-транспортного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте (12%) и сентябре (14%). Наиболее опасным для детей является вечернее время, «пик аварийности» приходится на период от 16 до 20 часов (больше 30%)

В Москве более 90% пострадавших доставляются с места происшествия в лечебные учреждения машиной скорой медицинской помощи. Остальные дети доставляются попутным транспортом, в связи с чем первая медицинская помощь им не оказывается или оказывается не в полном объеме.

На догоспитальном этапе удовлетворительное состояние после ДТП отмечено у 60% детей, в основном это ушибы мягких тканей головы, сотрясение головного мозга и ушибы опорно-двигательного аппарата. Средняя степень тяжести состояния установлена у 33% пострадавших детей, в основном с черепно-мозговой травмой и повреждениями опорно-двигательного аппарата. В тяжелом состоянии находилось 7%, что характерно для сочетанной травмы.

Оценка тяжести состояния пострадавших при поступлении в стационар существенно различалась с результатами обследования на догоспитальном этапе. Из госпитализированных - 61,2% пострадавших в состоянии средней тяжести, 20,2%- в тяжелом и 9,3% в крайне тяжелом состоянии. По нашему мнению, существует два возможных варианта объяснения этих расхождений. Возможно, что у части больных тяжесть состояния усугубилась в процессе эвакуации, нельзя также исключить определенной недооценки имеющихся повреждений на догоспитальном этапе.

На догоспитальном этапе оказание медицинской помощи в полном объеме проведено 82,4% пострадавших. Наиболее часто сокращение необходимого объема медицинской помощи выявлялось в части инфузионной терапии, реже обезболивания и иммобилизации. По-видимому, в основе необоснованного отказа от выполнения необходимых мероприятий лежат, наряду с диагностическими ошибками, несовершенство табеля оснащения линейных бригад скорой медицинской помощи и отсутствие у персонала соответствующих навыков.

Оперативные вмешательства, выполняемые детям после автотравмы очень разнообразны: трепанация черепа, удаление эпи-, субдуральных гематом, закрытые и открытые репозиции переломов, лапаро- и торакотомии, первичная хирургическая обработка ран. Представленный перечень оперативных вмешательств свидетельствует о необходимости манипуляций во всех анатомо-функциональных областях, что формирует соответствующие требования к структуре функциональных подразделений стационаров, организации круглосуточного функционирования его служб, составу дежурных бригад хирургов, материально-техническому оснащению.

Часть детей нуждаются в длительном восстановительном лечении, в основном это пострадавшие с повреждениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, результаты анализа организации помощи детям, на госпитальном этапе, структуры выявленных у них повреждений, необходимого круга диагностических и лечебных мероприятий свидетельствуют о необходимости концентрации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в многопрофильных специализированных стационарах с высоким уровнем материально-технического оснащения.

Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние травматологической помощи детям, является смертность. Однако статистические данные, касающиеся смертности в дорожно-транспортных происшествиях, нельзя считать абсолютно достоверными, т.к. по действующей инструкции ГИБДД о порядке учета и регистрации ДТП к числу погибших относятся только пострадавшие, гибель которых регистрируется на месте происшествия, а данные БСМЭ включают и смерть в лечебных учреждениях в течение первых 7 суток после травмы в результате ее тяжести или несовместимостью с жизнью. До 80% смертельных случаев при ДТП происходит до поступления пострадавших в стационары. Величина расхождения по данным ГИБДД и медицинской статистики составляет 6,0 – 6,5%. Таким, образом, существующая система учета и регистрации смертельного детского дорожно-транспортного травматизма, не позволяет получить исчерпывающей характеристики тяжести медицинских последствий несчастных случаев с детьми, как субъектами ДТП.

Ведущая по частоте причина гибели больных - шок и кровопотеря. Однако в последние годы число погибших от шока сократилось на 10%. Более половины детей данной группы погибла на месте происшествия до прибытия бригады скорой помощи. 41% среди погибших в стационаре умерло в течение первых суток. В группе пострадавших с разрушением жизненно-важных органов наиболее часто имело место разрушение вещества головного мозга, существенно реже причиной смерти становились повреждения легких, печени и сердца. Значительный удельный вес в общей структуре причин гибели детей, пострадавших в ДТП, составляют центральные нарушения регуляции витальных функций в результате поражения стволовых структур головного мозга.

Результаты проведенного анализа структуры смертельного детского травматизма свидетельствуют, что повышение качества организации и оказания медицинской помощи детям позволят снизить смертность на 10-15%

Таким образом, реальное повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, требует определенной реорганизации сложившейся системы этапного лечебного обеспечения.

Прежде всего необходимо формирование единого информационного пространства. С решением этой задачи непосредственно связаны вопросы взаимодействия различных ведомств и служб, принимающих участие в профилактике и ликвидации медицинских последствий дорожно-транспортных происшествий, своевременного планирования и оперативного руководства существующей сетью территориального здравоохранения, текущего контроля качества оказываемой помощи на всех этапах медицинского обеспечения и реабилитации.

Существенным фактором служит формирование каналов оперативной связи между бригадами Скорой медицинской помощи, профильными стационарами, ГИБДД, диспетчерской службой «03», службой спасения, подразделениями МЧС с возможностью передачи своевременной информации о пострадавшем, обеспечивающей необходимую преемственность лечебно-диагностических мероприятий на до- и госпитальном этапах. Особый интерес представляет позитивный опыт использования в Москве авиационных спасательных технологий в интересах пострадавших в ДТП, реализуемых совместно с органами здравоохранения и МЧС России.

Круг специализированных стационаров, принимающих пострадавших в ДТП, следует ограничить учреждениями, отвечающими требованиям всестороннего диагностического и лечебного обеспечения детей с политравмой – многопрофильные больницы, имеющие в структуре наряду с хирургическими и травматологическими, отделения нейрохирургии, торокальное, урологии, реанимации и интенсивной терапии. Оптимальным является наличие специализированного отделения для лечения больных с политравмой.

С целью эффективного решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно создание межведомственного организационно-методического центра, основной функцией которого является координация работ по снижению тяжести медицинских последствий дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время такой структуры не существует. Однако без целенаправленного учета и разностороннего анализа (медицинского, технического, социального и других) каждого случая дорожно-транспортоного происшествия, в котором пострадали дети, нельзя надеяться на снижение числа несчастных случаев на автодорогах. Необходимо вернуться к традиционным мерам профилактики и разработать новые, эффективные в современных конкретных условиях организации транспортных потоков, внедрять меры, повышающие безопасность водителя и пассажиров, постоянно проводить работу, направленную на строгое соблюдение правил дорожного движения

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх