Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
20.07.2014 16:47 Количество просмотров материала 2967 Время на чтение ~7 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

20 июля 1897 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное освящение Всероссийской передвижной пожарной выставки на ладье «ПЕРВЕНЕЦ».

За период навигации 1897-1898 годов выставка прошла путь по водным артериям России от Петербурга до Царицына и обратно. За этот период было сделано 116 остановок у расположенных попутно городов и селений. Количество посетителей составило 118 тыс.380 человек.

«Поздравляю Главный Совет съ сегодняшним торжеством и желаю ему нескончаемый ряд лет плодотворной деятельности.

ВЛАДИМИР».

Такая телеграмма была направлена в мае 1897 года в адрес Главного Совета Императорского Российского пожарного общества (ИРПО), в период празднования 4-й годовщины общества, его августейшим председателем Великим Князем Владимиром Александровичем.

В соответствии с Уставом, ИРПО проводило большую работу по пропаганде пожарно-технических знаний среди населения. Одной из форм деятельности общества стала организация передвижных выставок. В июне 1896 года в Нижнем Новгороде на Первом общем съезде Соединенного Российского Пожарного Общества князь А. Д. Львов справедливо отметил, что существенным недостатком выставок стационарных является тот факт, что они доступны только для жителей ближайших населенных пунктов к городу, в котором проводится выставка. В России этот недостаток особенно остро ощущается из-за огромных расстояний между центрами и окраинами. Ввиду этого князь А. Д. Львов предложил устроить передвижную пожарную выставку наподобие передвижной выставки картин. Собранием съезда было единогласно принято предложение князя Львова. Для выполнения резолюции Съезда об устройстве Всероссийской передвижной пожарной выставки (ВППВ) создана Комиссия под председательством князя А.Д. Львова, которая выработала проект Положения о Всероссийской передвижной пожарной выставке. 13 мая 1897 года министр внутренних дел Горемыкин утвердил Положение о Всероссийской передвижной пожарной выставке. Великая княгиня Мария Павловна стала августейшей покровительницей выставки.

Согласно Положения Программа ВППВ содержала:

1) средства и способы предупреждения пожаров,

2) приборы и средства для обнаружения пожаров и сообщения о них,

3) средства тушения пожаров,

4) средства спасения и оказания первой помощи пострадавшим,

5) средства передвижения техники и людей к месту пожара,

6) устройство и обучение команд, обмундирование и снаряжение людей.

Интересен 3-й пункт Положения, в котором говорится, что к участию в выставке приглашаются “русские экспоненты” за исключением только экспонатов, не изготовляемых в России.

Нужно сказать, что Положение содержало специальную Программу объяснительных бесед при Всероссийской передвижной пожарной выставке, целью которых было ознакомить обывателей с историей пожарного дела в России и мерами пожарной безопасности.

Главный совет ИРПО приобрел для передвижной выставки баржу, на которой отстроил обширный павильон, заполнив его богатыми экспонатами. В ночь на 20-е июля пожарная ладья “Первенец” была поставлена на Неве напротив дворца Его Императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича. По оригинальному внешнему виду ладьи можно было понять, что она предназначается для пожарных целей: в носовой части ладьи была укреплена огромная пожарная каска, а посередине возвышалась каланча.

20 июля 1897 года состоялось торжественное освящение Всероссийской Передвижной Пожарной Выставки. На торжестве присутствовали министр внутренних дел сенатор И. Л. Горемыкин, министр финансов С. Ю. Витте, управляющий морским министерством вице-адмирал П.П. Тыртов, начальник Главного морского штаба вице-адмирал Ф.К. Авелан, Санкт-Петербургский губернатор граф С.А. Толь и многие другие официальные лица. На открытие выставки прибыли также августейшие покровители российских пожарных Великий князь Владимир Александрович, Великая княгиня Мария Павловна и Великий князь Андрей Владимирович, в сопровождении свиты. Высокие покровители были встречены князем А.Д. Львовым, который как отмечали тогда газеты: «имел счастие поднести августейшей покровительнице выставки роскошный букет из роз. По окончании молебна Их Императорские Высочества, в предшествии духовенства, окроплявшего святою водою, изволили обойти все помещения выставки и выйти снова в средний павильон, вход в который со стороны берега был загражден шелковою красною лентою, протянутою от парапета набережной до входной арки выставки. Здесь князь Львов имел счастие поднести Ея Императорскому Высочеству на серебряном блюде серебряные-же ножницы, которыми августейшая покровительница, взойдя на сходни, соизволила перерезать ленту.» Выставка была объявлена открытой. Оркестр грянул мощное «Боже царя храни». Затем, под звуки «Владимирского» пожарного марша, Их Императорские Высочества проследовали во внутренние помещения ладьи «Первенец», где подробно осмотрели экспозицию, выслушав объяснения князя А.Д.Львова.

21 июля выставка была открыта для посетителей. Разъяснения пришедшим давал комиссар выставки Г.Г. Торринг, а также организованная на ладье пожарная команда в составе 8 человек, во главе с брантмейстером. Спустя десять дней выставка отправилась в путь. Всероссийская передвижная пожарная выставка за период навигации 1897-1898 годов прошла путь по водным артериям России от Петербурга до Царицына и обратно. За этот период было сделано 116 остановок у расположенных попутно городов и селений. Количество посетителей составило 118 тыс.380 человек. Выставка дала возможность населению ознакомиться с устройством и разновидностями пожарных инструментов и огнестойких материалов, представленных на выставке, выслушать советы комиссара по вопросам организации противопожарных мероприятий. Маневры образцовой выставочной пожарной команды давали возможность учиться обращению с пожарными снарядами при тушении пожаров. Кроме того, раздавались популярные народные брошюры о мерах борьбы с пожарами и предосторожности от них: “Как спировцы спаслись от пожаров”, “Знай и умей как тушить пожар”, “Берегись и бойся огня”, “Заманиловская пожарная дружина”, “Как устроить сельскую пожарную дружину”, “Упустишь огонь - не потушишь” и другие.

Д.П. Струков так пишет об итогах работы выставки: «Как результат полезного влияния на население передвижной пожарной выставки, последовало усиленное развитие противопожарных мероприятий в губерниях: С.-Петербургской, Олонецкой, Новгородской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской, Тамбовской, Рязанской, Казанской, Вятской, Уфимской, Пермской, Самарской, Симбирской и Саратовской, причем непосредственно Комиссаром выставки организовано в городах и селениях 36 пожарных обществ и дружин.»

Несомненный успех дела побудил князя А.Д. Львова решить вопрос о дальнейшей деятельности выставки на специально устроенном поезде. При непосредственном участии министров внутренних дел и путей сообщения уже в первых числах мая 1899 года был сформирован специальный пожарный поезд для следования по железнодорожным путям Империи. 18 мая на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге состоялось освящение и открытие выставки. Вдоль платформы вытянулся поезд, состоявший из 10 вагонов, выкрашенных в синий цвет, на каждом из них был государственный герб и пожарная арматура, свидетельствующие о том, что поезд имеет особое назначение и принадлежит Императорскому российскому пожарному обществу. Первые 8 вагонов поезда были переделаны из товарных и приспособлены в виде сплошной анфилады отдельных помещений, под размещение экспонатов пожарного инвентаря, огнестойких материалов. 9-й вагон (пассажирский) предназначался для размещения пожарной команды выставки, состоявшей из 15 человек и брантмейстера, а также трех представителей экспонентов. Последний вагон был отведен в распоряжение комиссара Выставки, С. А. Петрова, и его секретаря г. Толмачева.

К двум часам дня на застланной красным сукном и уставленной тропическими растениями платформе собрались почетные гости и множество приглашенных лиц. В центре дебаркадера красовался изящный шатер, где помещался временный аналой и молитвенный столик. Вокруг аналоя были сгруппированы знамена: ИРПО и пожарных обществ: С.-Петербургского пригородного, Нарвского, Парголовского, Лахтинского, Приморско-Петергофского,Вышневолоцкого, Тосненского, Шлиссельбургского, Ржевского, Ямбургского, и Стрельнинской частной пожарной команды князя А. Д. Львова. Перед шатром на платформе выстроилась выставочная пожарная команда, представители добровольных пожарных дружин и обществ, хор С.-Петербургской пожарной команды. Почетных гостей встречали Председатель Совета ИРПО князь А. Д. Львов и член-делопроизводитель Совета Д. П. Струков. На торжественное открытие выставки прибыли: министр внутренних дел Горемыкин И. Л., Иркутский генерал-губернатор А. Д. Горемыкин, начальник штаба войск гвардии и С.- Петербургского военного округа генерал-лейтенант Г. Р. Васмунд, С.-Петербургский губернатор С. А. Толь, С.-Петербургский градоначальник Н. В. Клейгельс, другие официальные лица и представители страховых обществ.

В два часа дня прибыл Августейший председатель Императорского российского пожарного общества великий князь Владимир Александрович. По прибытии Его Императорского высочества в шатре началось богослужение. После молебна великий князь торжественно перерезал пунцовую ленту, заграждавшую вход в 1-й вагон и выставка была открыта.

На другой день, 19 мая, выставка была открыта для посетителей. С вечера 20 мая приступили к приготовлениям для отправления в путь, лежащий между 78 пунктами остановок: Луга, Псков, Остров, Режица, Двинск, Свенцяны, Вильно, Ораны, Гродно, Белосток, Волковыск, Барановичи, Минск, Борисов, Орша, Смоленск, Дорогобуж, Вязьма, Мятелево, Полотняный завод, Калуга, Алексин, Тула, Сергиево, Мценск, Орел, Карачев, Брянск, Почеп, Унеча, Новозыбков, Гомель, Речица, Мозырь, Лунинец, Ровно, Славута, Полонное, Бердичев, Фастов, Киев, Нежин, Бахмач, Конотоп, Путивль, Коренево, Льгов, Курск, Белгород, Харьков, Полтава, Кременчуг, Павлыш, Знаменка, Кривой-Рог, Верхнеднепропетровск, Запорожье, Екатеринославль, Синельниково, Юзово, Таганрог, Ростов на Дону, Новочеркасск, Зверево, Миллерово, Воронеж, Грязи, Козлов, Ряжск, Рязань, Коломна, Москва, Клин, Тверь, Вышний-Волочек, Бологое, Боровичи и Чудово.

1 сентября 1899 года, преодолев путь длиною в 8000 километров, поезд вернулся в Петербург. В рапорте, составленном Комиссаром выставки отмечалось: “...Новейшие приспособления и усовершенствования, имеющиеся на выставке, в связи с хорошим исполнением выставочной командой приемов огнетушения и живым словом Комиссара о необходимости более сознательного отношения к делу самозащиты от пожаров путем простейшей организации дружин, предохранения соломенных и деревянных крыш от загорания и проч., а также постоянное обращение Комиссара с пожарными деятелями земств и городов, и пропаганда его о пользе хорошей организации и проч. - дали в общем:

1) 27 вновь организованных лично Комиссаром на местах сельских добровольных пожарных дружин, 2) 10 городских и 3) 12 существовавших уже дружин присоединено к знамени Императорского Российского Пожарного Общества.

Наконец, этим еще нельзя считать законченной деятельность Выставки; масса приобретенных инструментов, масса советов Комиссара как городским, так и сельским пожарным командам при смотрах, - несомненно улучшат, и значительно улучшат пожарное благоустройство везде, где только была Выставка.”

Такими блестящими результатами завершилась работа передвижной пожарной выставки.

В 1914 году вновь была предпринята попытка организовать передвижную выставку на специальном поезде, в июне месяце он отправился из Петербурга по Великому Сибирскому пути, но начавшаяся I мировая война помешала осуществлению этих планов. Выставочный поезд был переоборудован под военно-санитарный поезд № 63, но рассказ о его деятельности - это уже совсем другая история. 

20 июля 1897 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное освящение Всероссийской передвижной пожарной выставки на ладье «ПЕРВЕНЕЦ».



Источник: www.78.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх