Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
20.05.2014 23:53 Количество просмотров материала 2630 Время на чтение ~9.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Главный гос.инспектор по маломерным судам РС(Я) А.В. Смирнова о весенней охоте, правилах для судовладельцев и безопасности на воде

Сезон охоты, который многие жители республики ждали с нетерпением, на территории Якутии в самом разгаре. Это время, когда можно похвастаться новыми ружьями и навыками стрельбы, новыми рецептами приготовления дичи и теплых бесед у ночного костра. Время, когда водоемы республики практически полностью освободились ото льда и, казалось бы, уже можно выдвигаться к своим излюбленным местам охоты на маломерных судах и надувных лодках. Однако это время таит в себе немало опасностей и не только из-за неосторожного обращения с огнестрельным оружием, но и из-за преждевременного спуска на воду и использования маломерных судов. В связи с наступлением прекрасного и опасного сезона, начальник отдела ГИМС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) Аурика Владимировна Смирнова напоминает:

- В пылу азарта многие охотники забывают об элементарных мерах предосторожности, несоблюдение которых зачастую приводит к печальным последствиям. Многие берут с собой на охоту резиновые лодки и корпуса, чтобы облегчить поимку дичи, а иные и для того чтобы попутно поставить пару сетей для рыбной ловли. Не стоит забывать, что период ледохода и паводка не самое удачное время года для плавания на лодках, какими бы они прочными не казались на первый взгляд. Всегда существует вероятность того, что судно может затереть во льдах еще не прошедшего ледохода, а резиновую лодку и вовсе может порвать о подводные препятствия (коряги, металлические прутья, подводные льдины, острые камни и прочее). В таких случаях с большой долей вероятности можно оказаться в воде, и в лучшем случае получить переохлаждение, в худшем - погибнуть.

Опасно во время ледохода и весеннего паводка находиться в пойменных местах и на островах больших и малых рек, которые в этот период обычно затапливаются резко меняющимися уровнями воды. Особенно опасно оказаться в таких местах после употребления алкогольных напитков - бдительность притупляется, а сон становится более крепким, а последствия могут быть самыми печальными.

Во избежание несчастных случаев на охоту всегда берите сменную теплую одежду – это поможет быстрее согреться в случае попадания в холодную весеннюю воду. Спички храните в непромокаемой упаковке, препятствующей попаданию влаги и намоканию спичек, берите с собой сотовый телефон с полной зарядкой и включайте его только в случаях необходимости. Не употребляйте алкогольных напитков – вопреки сложившемуся мнению, они не только не согревают, а наоборот, расширяя кровеносные сосуды, увеличивают теплоотдачу организма, притупляют внимание и чувство меры.

- Аурика Владимировна, Вы упомянули о том, что уже начинают активно использовать маломерные суда. Насколько это правомерно?

- Да, действительно, как только проходит основная масса льда, многие жители республики начинают спускать свои лодки на воду, одни для охоты и рыбалки, другие - чтобы просто прокатиться по водной глади, почувствовать свежее дуновение ветра и испытать удовольствие от езды по водоемам. Однако необходимо помнить, что это время река таит в себе немало опасностей. В, казалось бы, тихой и спокойной глади воды не всегда можно разглядеть коряги и бревна, плывущие по течению с подтопленных территорий. Немалую опасность представляют собой и остатки плывущих льдин, уже совсем потемневших от воздействия воды и солнечного света, но все еще достаточно крепких и имеющих острые края, способные значительно повредить корпус судна.

Опасна в это время и езда по протокам рек, на которые под напором льда приносятся всевозможные металлические предметы, крупные камни. Наскочив на такой опасный мусор, лодка может получить пробоину или перевернуться. В результате люди оказываются в холодной воде.

Другую опасность представляют собой быстрые подъемы уровня воды, порой топящие, казалось бы, безопасные сухие острова и возвышенности. Ненадежно закрепленную лодку может унести быстрым течением, и тогда останетесь без средства передвижения.

До полного очищения водных объектов ото льда, окончания ледохода и открытия навигации выход маломерных судов на водные объекты запрещен!

- Кто принимает решение о начале открытия навигации и когда следует ожидать ее открытия в нынешнем сезоне?

- Сроки открытия навигации для маломерных судов на территории республики устанавливаются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) по согласованию с главным государственным инспектором по маломерным судам Республики Саха (Якутия), то есть со мной.

Так, согласно приказа вышеуказанного министерства от 15 мая 2014 № 13-129 «О сроках открытия навигации для маломерных судов на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году» в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2007 года № 353 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Республики Саха (Якутия)» установлены следующие сроки открытия навигации для маломерных судов, принадлежащих физическим и юридическим лицам РС (Я), и их выход на водные объекты после окончания ледохода по территориям муниципальных улусов (районов) республики:

- с 25 мая 2014 года в Алданском, Амгинском, Верхневилюйском, Вилюйском, Горном, Кобяйском, Ленском, Мирнинском, Мегтно-Кангаласском, Намском, Нерюнгринском, Нюрбинском, Олекминском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Майском, Чурапчинском, Хангаласском улусах (районах), в г. Якутске и п. Жатай;

- с 10 июня 2014 года в Жиганском, Абыйском, Аллаиховском, Анабарском, Булунском, Верхоянском, Верхнеколымском, Момском, Нижнеколымском, Оймяконском, Оленекском, Среднеколымском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском улусах (районах).

- Какие применяются санкции к судоводителям, не соблюдающим правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах до начала навигации?

- В случаях, если судоводители выезжают на водные объекты до официального открытия периода навигации государственными инспекторами по маломерным судам, в соответствии со статьей 11.8 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления», составляются соответствующие протоколы с наложением административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.

- Открытие сезона навигации уже не за горами, и наверняка многие из тех, у кого никогда не было лодок, захотят их приобрести и поставить на учет, что для этого необходимо?

- В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12-ти.

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России осуществляет государственную регистрацию судов в реестре маломерных судов. В данном реестре регистрируются маломерные суда, используемые в некоммерческих целях.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, а также суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно; спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Для регистрации маломерного судна, во-первых, необходимо определиться, для чего именно будет использоваться судно. В случае, если судно будет использоваться в коммерческих целях, то необходимо обращаться к капитанам морских портов, либо в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства. Если судно будет использоваться в некоммерческих целях (без извлечения прибыли), то необходимо обратиться в ближайшее подразделение ГИМС МЧС России, осуществляющее государственную регистрацию маломерных судов. Информация о порядке государственной регистрации маломерных судов в реестре маломерных судов, а также в перечне необходимых документов, и документах, которые не вправе требовать от заявителей, размещена в сети Интернет на официальном сайте МЧС России и Едином портале государственных и муниципальных услуг. Также информацию можно получить на официальном интернет - портале МЧС России, номера телефонов размещены в каждом подразделении ГИМС на стендах. Кроме того номера телефонов нанесены на все патрульные суда ГИМС.

- Где можно обучиться, чтобы получить право управления маломерным судном?

- Обучение можно пройти на соответствующих курсах или в школах, реализующих программу подготовки судоводителей маломерных судов, разработанной в соответствии с типовой программой, утвержденной МЧС России. Желающим обучится предварительно необходимо обратить внимание на наличие в ведущих обучение организациях правоустанавливающих документов в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании». К сдаче экзаменов на право управления маломерным судном допускаются лица, достигшие 18-ти летнего возраста.

Отмечу, что удостоверение на право управления маломерным судном требуется, если мощность двигателя больше 5 л.с.

- Как часто необходимо проходить освидетельствование маломерного судна?

- Теперь такое освидетельствование надо проходить в 4-х случаях. Во-первых, перед регистрацией маломерных судов, не прошедших сертификацию на заводе-изготовителе или индивидуальной постройки. Второй вид – регулярное ТО (техническое освидетельствование), которое сейчас надо проходить не ежегодно, а каждые пять лет. Учтите: отсчет даты очередного освидетельствования надо вести не от даты последнего ТО, а от даты регистрации судна в ГИМС. Загляните в свой судовой билет и посмотрите эту дату. От нее с кратностью пять лет отсчитайте тот год, когда вам нужно пройти ТО. Зарегистрировали судно в 2008 году, значит ТО нужно пройти в 2013 году, в 2009-м – в 2014-м и т.д. Если же, например, регистрация пройдена в 2001 году, то прибавляем 15 и получаем 2016 год. Третий вид – это освидетельствование судов перед перегоном или переходом в другой регион. Четвертый – после ремонта или устранения замечаний по предыдущему ТО.

Еще одна новость. Если раньше закон давал инспекторам право осматривать судно не на плаву, а привезенное владельцем, например, на прицепе, то теперь мы должны это делать и на суше, и на воде. То есть, осмотр корпуса судна теперь состоит из двух этапов: испытание его мореходных качеств на плаву и осмотр после подъема на берег. Подъем должен обеспечить сам судовладелец по согласованию времени и места с инспектором ГИМС.

- Аурика Владимировна, каковы основные причины гибели людей на водных объектах?

- Основными причинами происшествий на водных объектах, по-прежнему, являются: пренебрежение гражданами элементарными мерами личной безопасности при отдыхе на воде. Это - употребление спиртных напитков и, как следствие, переоценка своих сил и возможностей, купание в необорудованных или запрещенных для этого местах, нарушение правил поведения на воде, плавание на маломерных судах в период ледохода. Бывает и так, что человек, не следуя советам и рекомендациям медицинских работников, перегревшись на воздухе, отправляется в воду, а из-за перепада температур и слабой адаптации организма к таким нагрузкам возникают проблемы со здоровьем вплоть до сердечного приступа.

- Что делается в республике для профилактики несчастных случаев на воде?

- Ежегодно на территории Республики Саха (Якутия) проводятся надзорно-профилактические мероприятия, в ходе которых сотрудниками Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России организуется проверка наплавных мостов, баз (стоянок) для маломерных судов, мест массового отдыха людей на водных объектах.

В течение года в целях обеспечения безопасности людей на водных объектах проводятся рейды и патрулирования, в том числе со спасателями. В выходные дни для усиления контроля обстановки на воде и обеспечения безопасности привлекается дополнительное количество госинспекторов из числа сотрудников отделов ГИМС, усиливаются дежурные смены спасателей. Для обеспечения безопасности на пляжах и водоемах, где отдыхает большое количество людей, создаются мобильные подразделения (посты).

Большую работу в этом направлении проводят органы исполнительной власти и общественные организации, проводятся заседания КЧС и ПБ по вопросам безопасности на воде.

Помимо этого, для обучения населения и повышения уровня знаний о правилах поведения на воде при проведении рейдов в местах отдыха сотрудники ГИМС раздают памятки, буклеты и листовки. На телеканалах и радио дается информация о правилах поведения на водных объектах, о состоянии льда, прохождении ледохода. Много профилактических мероприятий организовывается для детей различного возраста.

Можно отметить, что в распоряжение федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Саха (Якутия) в ноябре 2013 года поступила новая техника - аэробот «Тайфун-1000К». Самое главное преимущество которого в возможности применения его в абсолютно недоступных условиях для прочих видов транспорта, включая вертолеты, например, под кронами деревьев или в нелетную погоду. Идеальная среда для аэробота – мелководье и заболоченные участки, хотя он также великолепен и на участках с глубокой водой, покрытой растительностью и абсолютно непроходимых для других типов катеров и лодок. Благодаря своей конструкции, аэробот может использоваться круглогодично, в том числе во время наводнений и спасения людей, провалившихся на тонком льду, так как для аэробота не важны глубина, наличие подводных препятствий и течений, толщина и состояние льда. Все названные преимущества повышают качество мониторинга водных объектов и позволяют более оперативно реагировать на разного рода чрезвычайные ситуации на водных объектах.

- Аурика Владимировна, какие советы Вы можете дать жителям республики, которые планируют отправиться на водоемы?

- Я могу посоветовать придерживаться элементарных правил поведения. Они, как всегда, просты, независимо от времени года: не выходить на водоём в нетрезвом виде; не заходить в воду в необорудованных местах; внимательно следить за детьми и не оставлять их одних без присмотра; не переоценивать свои возможности; внимательно следить за метеопрогнозами, особенно отправляясь на отдых или рыбалку за пределы населенных пунктов. Это те правила, которым нас учили еще кого-то в школе, а кого-то родители. Будьте благоразумны, и отдых на воде будет максимально приятным!

Отдел ГИМС ГУ МЧС России по РС(Я)

Главный гос.инспектор по маломерным судам РС(Я) А.В. Смирнова о весенней охоте, правилах для судовладельцев и безопасности на воде

Источник: www.14.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх