Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
22.04.2014 10:08 Количество просмотров материала 2592 Время на чтение ~7 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

История праздника День пожарной охраны России

Российская пожарная охрана создавалась постепенно и имеет свою историю. День российской пожарной охраны связан с царствованием Алексея Михайловича Романова (1645 – 1676).

Начало тридцатилетнего царствования Алексея Михайловича Романова ознаменовалось кровавым народным бунтом и опустошительным пожаром Москвы. В один из жарких майских дней 1648 года горожане, доведенные до отчаяния несправедливыми поборами и повинностями, беспорядочными толпами устремились в Кремль искать защиты у царя от своих мучителей. Молодой царь, стремясь утихомирить разъяренных людей, выдал им на самосуд своих ближайших приближенных: Леонтия Плещеева, Петра Траханиотова и некоторых других угодников, особенно ненавистных народу по причине их корыстолюбия, лихоимства, неправедного судейства и безудержного казнокрадства.

Неизвестно, как бы в дальнейшем развивался бунт московских жителей, если бы не грянул набат Спасской башни, сигнализируя о пожаре. Загорелись дома по улице Дмитровке, огонь быстро распространился до р. Неглинной. Буйно и жарко горели хоромы бояр, дома «черных людей», свечами вспыхивали церкви, лабазы, лавки, конюшни, скотные дворы. Тушить пожар было некому. Огонь добрался до большого кружечного казенного двора (кабака). Толпа в неистовстве бросилась на даровую водку, разбивались бочки с вином, хмельное зелье черпалось шапками, рукавицами, сапогами, люди перепились до того, что многие тут же сгорели заживо. Пожар прекратился только к вечеру, но суеверные москвичи считали, что он утих только после того, как в огонь бросили обезображенный труп ненавистного Плещеева.

Бурные события мая 1648 года показали царю Алексею Михайловичу, что главным злом русской жизни является отсутствие в госу­дарстве твердых и ясных законов, порождающее многочисленные злоупотребления, произвол властей, недовольство простых людей и что неустроенность пожарного дела приводит к частым пожарным бедствиям. Сразу после майского бунта и опустошительного пожара в Москве царь поручает князю Одоевскому собрать в первопрестольной «людей добрых и смышленых» на общерусский Земский собор для разработки нового судебника, в котором, по мысли царя, все люди от большого до самого малого были бы равны и от­ветственны перед законом, в том числе и за учинение пожаров.

В начале 1649 года были написаны все 25 глав нового общерусского закона, получившего название «Уложение (в старину собрание всех действующих законов) царя Алексея Михайловича». Среди тысячи объемных статей Уложения первостепенное значение имеют квалификация умышленных пожаров и меры наказания виновников, включая статьи о пожарах в жилых домах, хозяйственных постройках, на полях, нивах и в лесах. В Уложении имеется даже специальная статья, карающая за кражи имущества во время пожара. Согласно Уложению поджоги были приравнены к тягчайшим государственным преступлениям, а лица, совершившие их, подлежали немедленной смертной казни.

Следующим шагом Алексея Михайловича в области борьбы с пожарным бедствием явилось упорядочение тушения пожаров и установление обязательных для жителей «предостережений от огня», как в то время назывались меры пожарной профилактики.

Первый царский наказ «О градском благочинии» (благочинный – приличный, благопристойный)от 6 апреля 1649 года(в других источниках – 30 апреля) предписывает некоему Ивану Андреевичу Новикову и подьячему Викуле Панову «быть в объезде в Белом городе для бережения от огня и всякого воровства». В их распоряжение выделялись пять решеточных приказчиков да с десяти дворов по человеку с топорами, бердышами и водоливными трубами. Наказывалось «пожиточным людям» (жителям) обязательно иметь на каждые пять дворов медную водоливную трубу.

Царский наказ Алексея Михайловича «О градском благочинии» от 6 апреля 1649 года стал фактическим основанием Дня российской пожарной охраны,установленным Указом Президента Российской Федерации Борисом Ельциным №539 от 30 апреля 1999 года.

СПРАВКА

Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да подъячему Викуле Панову быти в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы по Яузские ворота и по Васильевскому лужку, для береженья от огня и от всякого воровства; а с ним и с подъячим указал Государь быть в объезде, для сбереженья, пяти человеком решеточным прикащиком, да со всяких людей, с десяти дворов по человеку, с рогатины, и с топоры, и с водоливными трубами. И Ивану и подъячему взяти на Земском дворе, по прежнему Государеву указу, решеточных прикащиков пяти человек, и велеть им быть с собою, и ездить в своем объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, в беспрестани. А для береженья во всех улицах и по переулках росписать им решеточных прикащиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства и блядни не было. Да и того в улицах и в переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не жгли, и огня на хоромы не накинули, и у хором и у заборов с улицы ни у кого ни счем огня не подложили. Да Ивану и подъячему Викуле приказать всяких чинов людем накрепко, чтоб ныне весною, и во все лето, и в осень в ведренные, в жаркие дни, изб и мылен никто не топил, и в вечеру поздно с огнем не сидели, и самим им смотрети и беречь накрепко, чтоб никакие люди изб и мылен не топили, и в вечеру поздно с огнем не сидели, и учинить у изб и у мылен печати, чтобы однолично изб и мылен никто не топили ни которыми делы. А где есть варить и хлебы печь, велеть всяким людям печи поделать в поварнях и на полых местах, а в избах однолично хлебов печь и есть варить не велеть; а у которых людей поварен нет, и тем людем печи велети сделать на огородах, или в земле на полых местех, не близко хором, и от ветру те печи велеть ущитить накрепко. А некоторые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить, или в вечеру поздно с огнем сидеть: и им тех описав имена, принести к Боярам. А на которых дворех люди будут больны, или родильницы, и учнут те люди бить челом Государю, чтоб им, для болей и родильниц, избы топить, и Ивану и подъячему, досмотря болей и родильниц, велети тем людям, для болей и родильниц, избы топить в неделю один день; а в ту пору, как кто учнет избы топить, велети в избах быть приставом решеточным прикащиком и приказать накрепко, как кто учнет избы топить, тех бы дворов люди с приставы в избах были с водою, и с помелы, и с веники, и берегли б накрепко, чтоб однолично избы топить с великим береженьем. А во дворах, по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и с помелы, и с веники. А хлебы велети печь и есть варить в печах с великим береженьем, с перваго часа, до четвертаго часу дня; а с четвертаго часу дня однолично б ни у каких людей в поварнях и с печах огня не было. А некоторые люди учнут ослушаться, и учнут самовольством избы и мыльни топить, или некоторые люди для сторожа людей не дадут: и им на тех людей сказывать, и письмо на них приносить к Боярам. Да им же в своем объезде сказать всяких чинов людем, чтобы пожиточные люди, для береженья от пожарного времени, держали во всех дворех своих водоливныя трубя медныя, и деревянныя ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра однолично были бы во всех дворех, и учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с решеточными прикащиками, и со всякими, и с водоливными запасы быть готовым, без всякого переводу. А что в их объездах каких чинов людей дворов, и сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто имены у тех сторожей будут десятские: и им то все росписать на роспись, и ту роспись принести к Боярам в верх, да такову ж роспись отдать в Земский приказ. А где в их объездах, грешным делом, учинится пожар: и им Ивану и подъячему Викуле с теми со всеми с пожарными запасы быть на пожаре, и промышлять всякими обычаи неоплошно, чтобы дворы, и по торжкам лавки отнять, и огонь утушить. А однолично ему Ивану и подъячему Викуле ездить в своем объезде, в день и в ночь, безпрестани, и от огня, и от всякого воровства беречь накрепко. А только они Иван, и подъячий учнут ездить оплошно, и их небереженьем учинится пожар, или какое воровство: и им от Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руси быть в великой опале. А что в прошлых летах, по челобитью черных сотен всяких людей, по Государеву указу, велено избы топить в неделю дважды, в Воскресенье, да в четверок, в холодные, да в ненастные дни; и учнут избы топить с их ведома, и Ивану и подъячему в ту пору в своем объезде ездить безпрестани, и приказывать всяким людем, и самим смотреть и беречи накрепко, чтоб в те поры в указные дни, всякие люди избы топили с великим береженьем, а в жаркие дни однолично никаким людем изб топить не велети. А в которые дни ветры будут, и им в то время и в указные дни изб топить не велети, чтоб однолично от огня и от всякого воровства береженье было великое. А то им всяких чинов людем сказать именно, только чьим небереженьем от кого учиниться пожар: и тому от Государя быть казнену смертию.

Пресс-служба ГУ МЧС России по Амурской области

История праздника День пожарной охраны России

Источник: www.28.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх