Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
18.05.2014 17:01 Количество просмотров материала 3652 Время на чтение ~4 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

На веслах, под паром - пожарное дело в массы!

Сегодня, 18 мая 2014 года, исполняется 115 лет, как по инициативе Императорского Российского Пожарного Общества на специальном поезде была организована передвижная пожарная выставка

Сегодня во многих уголках нашей страны действуют постоянные экспозиции, рассказывающие об истории пожарного дела в России. Но «колыбелью выставочного движения» по праву считается Петербург. Ведь именно здесь 23 мая 1892 года в Михайловском Манеже была организована первая в России выставка пожарного дела, на которой широко были представлены материалы Санкт-Петербургской пожарной команды и мастерских по изготовлению и ремонту техники. Выставка вызвала большой интерес среди простого населения и высших слоев общества. Ее гостями были такие высокопоставленные особы, как Александр III и императрица Мария Федоровна.

Позднее, в 1896 году, князь Александр Львов – энтузиаст развития пожарного дела в России, вдохновившись опытом русских художников-передвижников, которые устраивали передвижные выставки своих картин по всей стране, выступая на нижегородском пожарном съезде, предложил создать передвижную пожарную выставку. По его мнению, «такая выставка представляется наилучшим средством для распространения среди городского и преимущественно сельского населения необходимых сведений о борьбе с пожарами, практического применения различного рода пожарных снарядов, устройстве несгораемых построек и огнеупорных крыш». Его идея была охотно принята.

И 20 июля 1897 года в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной состоялось освящение и открытие первой в России плавучей выставки, экспозиция которой разместилась в помещениях большой деревянной баржи «Первенец». В носовой части судна была укреплена огромная пожарная каска, а посередине возвышалась каланча. Команда судна состояла из шести матросов и десяти пожарных.

1 августа 1897 года баржа отправилась в путешествие. За навигационный период, следуя по водным «артериям» России ладья прошла путь от Петербурга до Царицына (современный Волгоград) и обратно. Выставка имела 116 остановок. Ее посетили 118380 человек.

В конце сентября 1898 года Всероссийская передвижная пожарная выставка была закрыта. Однако ее деятельность по профилактике и предотвращению пожаров среди населения дала неплохие результаты, и князь Львов решил продолжить начатое дело.

18 мая 1899 года на перроне Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Всероссийской передвижной пожарной выставки на поезде. На платформе, застеленной коврами и украшенной тропическими растениями, собрались почетные гости церемонии – министр внутренних дел, начальник штаба войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, начальник Морского штаба, Санкт-Петербургский градоначальник, управляющий страховым отделом, начальник Николаевской железной дороги, брандмайор Санкт-Петербурга и многие другие. Князь Львов лично встречал гостей. Чуть позже прибыл Августейший председатель ИРПО Его Императорское Высочество Великий Князь Владимир Александрович и началось богослужение.

А на следующий день под звуки духового оркестра экспозиция отправилась в путь. В железнодорожных анналах специализированный состав значился как «экстренный № 61 поезд». Поезд состоял из десяти вагонов, выкрашенных в синий цвет, на каждом из которых был изображен герб и пожарная символика. Первые восемь вагонов, устроенные в виде сплошной анфилады, были приспособлены под размещение экспонатов. В девятом вагоне размещалась пожарная команда, состоявшая из пятнадцати человек и брандмейстера. Последний вагон-салон первого класса был отведен в распоряжение комиссара выставки С.А. Петрова.

На всем протяжении пути по просторам Империи выставку с большой торжественностью встречали представители местной знати и администрации. У населения была возможность ознакомиться с устройством и разновидностью пожарных инструментов и огнестойких материалов, а также обучиться обращению с пожарными снарядами при тушении пожаров. Кроме того, сотрудники выставки раздавали брошюры о мерах борьбы с пожарами и предосторожности от них – «Знай и умей, как тушить пожар», «Берегись и бойся огня», «Упустишь огонь – не потушишь», «Как устроить сельскую пожарную дружину» и другие.

За три с половиной месяца работы выставка-поезд исколесила всю европейскую часть России, проехав более 8000 верст и сделав остановки в 78 населенных пунктах. Вот лишь некоторые из остановок: Луга, Псков, Минск, Смоленск, Калуга, Тула, Орел, Брянск, Гомель, Киев, Курск, Белгород, Харьков, Полтава, Кривой Рог, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Рязань, Москва, Тверь и другие. Участники выставки организовали около 40 новых сельских и городских пожарных команд.

1 сентября 1899 года состав вернулся в Петербург. По прибытии комиссар выставки С.А. Петров составил рапорт, в котором говорилось: «Новейшие приспособления и усовершенствования, имеющиеся на выставке, в связи с хорошим исполнением выставочной командой приемов огнетушения и живым словом Комиссара о необходимости более сознательного отношения к делу самозащиты от пожаров путем простейшей организации дружин, предохранения соломенных и деревянных крыш от загорания и проч., а также постоянное обращение Комиссара с пожарными деятелями земств и городов, и пропаганда его о пользе хорошей организации и проч., дали в общем: 27 вновь организованных лично Комиссаром на местах сельских добровольных пожарных дружин, 10 городских и 12 существовавших уже дружин присоединено к знамени Императорского Российского Пожарного Общества. Наконец этим еще нельзя считать законченной деятельность Выставки; масса приобретенных инструментов, масса советов Комиссара как городским, так и сельским пожарным командам при смотрах, – несомненно улучшат, и значительно улучшат пожарное благоустройство везде, где только была Выставка».

Покровительница выставки Великая Княгиня Мария Павловна ответила: «Весьма отрадно, что Выставка имела столь выдающийся успех. Передайте всем лицам, проявившим содействие, Мою искреннюю благодарность».

В 1914 году вновь была предпринята попытка организовать передвижную выставку на специальном поезде, в июне месяце он отправился из Петербурга по Великому Сибирскому пути, но начавшаяся I Мировая война помешала осуществлению этих планов. Выставочный поезд был переоборудован под военно-санитарный поезд № 63.

Вот так, всеми способами и методами несли в массы знания о пожарном деле наши предки сто лет тому назад.  

На веслах, под паром - пожарное дело в массы!






Источник: www.78.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх