«Иногда, когда нужно оказать помощь пострадавшим, но нет возможности посадить вертолет в густой лесной местности, приходится для начала спускать с вертолета спасателей, чтобы они подготовили площадку для посадки воздушного судна», – говорит летчик-наблюдатель Алексей Щербанёв.
Тренировочные спуски на спусковом устройстве проводятся в подразделениях Ямалспаса раз в год, накануне пожароопасного сезона. Сначала необходимо тщательно изучить теорию, затем – попрактиковаться в спуске с шестнадцатиметровой учебной вышки, и только потом дело доходит до спусков с вертолета Ми-8, зависшего в нескольких десятках метров над землей.
Сегодняшние участники тренировки – «молодежь», как говорит о них заместитель начальника Салехардского поисково-спасательного отряда ГКУ «Ямалспас» Андрей Кашин. Многим сегодня предстоит спускаться с вертолета впервые. «Это отличная психологическая тренировка для них», – говорит он.
Перед спуском, еще на земле – необходимые подготовительные работы. Спасатели Александр Пономаренко и Егор Терентьев особым образом связывают спусковой трос. «Это называется “бесконечный узел”, – объясняет Александр. – Этот узел сам собой распускается, когда трос сбрасывают вниз». На то, чтобы связать пятидесятиметровый трос и закрепить на нем спусковые устройства, у спасателей уходят считанные минуты.
Верные помощники ямальских спасателей – вертолеты Ми-8 авиакомпании «Ямал». Именно эти машины, управляемые опытными пилотами, обеспечивают доставку спасателей в труднодоступные районы Ямала. Для них сегодняшняя тренировка – тоже учения. Ведь удержание вертолета на одном месте требует определенного мастерства.
«С Ямалспасом сотрудничаем давно, в летний пожароопасный сезон доставляем спасателей на пожары, помогаем тушить природные пожары с помощью специального водосливного устройства, – говорит командир воздушного судна АК «Ямал» Денис Величко. – В реальных условиях работать со спусковым устройством пока не приходилось, потому что везде находились площадки – например, возле рек и озер – где можно было посадить вертолет. Но тренировки проводятся ежегодно».
Всего в учениях принимают участие двенадцать спасателей, или четыре группы. За один подъем машина берет на борт две группы. Также на борту – летчик-наблюдатель Алексей Щербанёв (он – своего рода инструктор) и начальник Салехардского поисково-спасательного отряда Гавриил Сердюков. Помогают новичкам и словом, и делом.
Первый спуск проходит с высоты 20 метров. Трое спасателей поочередно съезжают по спусковому тросу в пока что нетронутое потеплевшим ямальским солнцем снежное полотно. Рустам Хуснейнов – один из тех, кому сегодня довелось тренироваться впервые. Попытался описать свои эмоции, но в итоге махнул рукой: «Это нужно самому почувствовать».
Всего в этот день вертолет поднялся в небо шесть раз на высоту 20, 30 и 40 метров. Спасатели отрабатывали свои действия до автоматизма, и даже разыгравшийся ветер – главный осложняющий фактор как для пилотов, так и для спасателей – не помешал спасателям успешно завершить тренировку.
Пресс-служба ГУ МЧС России по ЯНАО
Фото Александра Верховодова