Доступная среда представляет собой государственную программу, которая была запущена в 2011 году и ставящей основной целью создание полностью безбарьерной среды для людей с различными нарушениями функций зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Под безбарьерной средой подразумевается свободный доступ и пользование маломобильными гражданами различными видами инфраструктуры, транспортной, социальной, инженерной. К таким объектам можно отнести наземный транспорт, больницы, реабилитационные центры, специализированные школы, социальные и образовательные учреждения.
Что требуется для осуществления программы «Доступная среда»?
Для реализации программы Доступная среда прежде всего требуется подготовка различных объектов инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Такая подготовка осуществляется различными мероприятиями, к которым относится установка оборудования, благодаря которым люди с инвалидностью могут беспрепятственно пользоваться объектами. Такие средства можно условно разделить на следующие типы:
- Помогающие в ориентации в пространстве. К таким средствам относятся тактильные мнемосхемы, пиктограммы, таблички, индукционные системы для слабослышащих, световые табло, терминалы для инвалидов, спецсигналы, звуковые и световые маяки, системы вызова персонала и т.д. Данное оборудование помогает людям с нарушением зрения или слуха получать необходимую информацию о плане помещения, безопасных и кратчайших путях и т.д. Оборудование имеет шрифт Брайля, привлекающие цвета, и другие элементы, обеспечивающие доступ инвалидов к информации.
- Адаптирующие помещение или ландшафт для нужд инвалидов. К таким объектам относятся пандусы, поручни, специальные столы для инвалидов, противоскользящие покрытия, системы автоматического открывания дверей и иные средства. Данные объекты помогают маломобильным людям комфортно пользоваться подъемами в здания либо выполнять другие повседневные функции.
Благодаря оборудованию по программе доступная среда люди с нарушениями функций органов слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата могут не только иметь беспрепятственный доступ в здания, но и получать услуги, информацию, образование, выполнять свои рабочие функции, а дети-инвалиды могут учиться в школах наравне с другими.
Основной задачей программы ставится обеспечение доступа маломобильных групп населения к приоритетным объектам в жизни инвалидов, к реабилитационным и медицинским услугам, к получению образования и последующему трудоустройству.