Термин «педагогика» или «наука о воспитании», судя по различным справочникам и учебным изданиям, существует очень давно. Корни ее находятся в глубоком прошлом, в эпохе античности. В те времена, когда на территории Древней Греции возникали прототипы школ, где преимущество отдавалось мальчикам, определенным знаниям учили свободные греки или рабы, которые владели основами грамоты. Также в обязанности древнегреческих рабов входило сопровождение детей аристократов из дома в школу или на прогулку.
В начале XVII века педагогика начала становится наукой благодаря английскому философу Ф. Бэкону, немецкому педагогу И. Штурма, хотя научная самостоятельность связана с Я. Коменским, просветителем гуманистом, автором теории и практики педагогической деятельности. На сайте http://pedagogika.org можно подробнее узнать о развитии педагогики и ее основные понятия. Многие люди под словом педагогика представляют школу, но в последние годы ее пределы заметно расширились, поэтому ее не связывают только с детством человека.
Эта наука позволяет изучать процессы воспитания, образования или обучения, развивая личность на каждом этапе и независимо от возраста. На данный момент существуют три точки зрения относительно педагогики, когда она ассоциируется с искусством, наукой и системой деятельности. Таким образом становятся заметны два полюса, когда в теории – это раскрытие закономерностей в обучении и воспитании, тогда как на практике она превращается в искусство и науку. Это самостоятельная отрасль, которая имеет свой предмет исследования, охватывая огромное количество различных понятий и терминов, чтобы обобщить опыт и знания. Основные понятия включают воспитание, широкий и узкий педагогический смысл, обучение, преподавание и учение, как процесс усвоения полученных знаний или опыта, а также образование.
Педагогика – многофункциональная дисциплина. Сюда входят воспитательные, образовательные и развивающие функции, которые в целом способны обеспечить развитие системы образования. Она тесно связана с философией и этикой, психологией и лингвистикой, психологией и литературой, историей и статистикой. Педагогике удается получать у прочих дисциплин разные идеи научного характера, теории, методы исследования, при этом она продолжает оставаться самостоятельной наукой. В семейной жизни ее применяют для самовоспитания, а на предприятиях – для управления сотрудниками, организации воспитательной работы.