Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
§ 1. Природа и характеристика опасностей в техносфере
§ 2. Основные положения теории риска
2.1. Понятие риска 
2.2. Развитие риска на промышленных объектах
2.3. Основы методологии анализа и управления риском 
2.4. Моделирование риска 
2.5. Принципы построения информационных технологий управления риском 
§ 3. Роль внешних факторов, воздействующих на формирование отказов технических систем
§ 4. Основы теории расчета надежности технических систем
§ 5. Методика исследования надежности технических систем
§ 6. Инженерные методы исследования безопасности технических систем
§ 7. Оценка надежности человека как звена сложной технической системы
§ 8. Организация и проведение экспертизы технических систем
§ 9. Мероприятия, методы и средства обеспечения надежности и безопасности технических систем
§ 10. Технические системы безопасности
§ 11. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
§ 12. Принципы оценки экономического ущерба от промышленных аварий
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Библиографический список


ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ - область человеческой деятельности по предотвращению аварий промышленных предприятий и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных такими авариями. Основные направления этой деятельности - обеспечение безопасности человека и промышленного предприятия в техносфере.


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ



Имеющийся опыт анализа и управления риском показывает, что разработка и совершенствование процедур и методов в этой сфере осуществляется по пути приближения к принципам системного подхода. Действительно, управление риском - процесс требующий рассмотрения широкого круга вопросов. К таким относятся - технические, информационные, социально-экономические, экологические, политические. По существу речь идет о новом виде технологии - "Технология управления риском" (ТУР). В рамках концептуального подхода предлагается структурная модель ТУР, которая в методическом плане наглядно демонстрирует принцип объединения теоретических разработок и практического опыта в области управления техническим риском, экологическим риском и риском в социально-экономических системах.
Механизм ТУР должен базироваться на блочной структуре в виде системных процедур. Такое строение отражает разделение и кооперацию деятельности в рассматриваемой сфере, которые обеспечивают возможность независимого предоставления услуг, развитие системы специализированных государственных или отраслевых коммерческих организаций.

Первый блок - информационно-аналитический. Обеспечивает сбор, первичную обработку и анализ информации, ее хранение. Представляет соответствующим образом организованный компьютерный банк данных и библиотеку документов, содержащих необходимые для ТУР первичные сведения о проблеме. 
Второй блок - исследований. Он обеспечивает непрерывную поддержку ТУР посредством разработки необходимых версий ППП, методик, норм и правил, соответствующих особенностям рассматриваемых объектов, технологии и параметрам окружающей среды.

Третий блок - аналитической экспертизы и прогнозных исследований. Используя продукт предыдущего блока и методы проведения экспертизы, выполняется "рисковый мониторинг", осуществляется прогноз развития риска и последствий, оценивается ущерб по риску, формализуются предпочтения, вырабатываются рекомендации по стратегии и тактике действий, средствам защиты.

Четвертый блок - управления. Построение базового сценария управления риском завершает этап аналитической экспертизы и прогнозных исследований. Группа управления должна: 
- выработать единый взгляд на цели, задачи и объект прогнозирования и управления;
- достигнуть единого мнения о механизме развития риска и методах управления им;
- сформулировать текущие и перспективные планы;
- проверить и отладить взаимодействия между службами защиты.
После того, как получены сценарии развития риска, выполнена его оценка, приняты решения по стратегии и тактике действий, разработанные приоритеты действий спускаются "вниз" по уровням управления
Входные и выходные потоки этих блоков могут быть построены в виде ветвящихся структур исходя из рассматриваемой проблемы (задачи) поиска рекомендаций - по глубине и (или) ширине. Границы устанавливаются из условий возможного оптимального разрешения той или иной задачи (подзадачи) и (или) имеющихся ограничений на информационные данные и материальные ресурсы.
Организационные принципы. Возникающие на уровне регионов и отраслей проблемы безопасности многообразны и отличительны, им свойственны такие характеристики:
- своеобразие и уникальность, так как условия (внешние и внутренние) развития риска, как правило, не повторяются;
- большое количество параметров и высокая сложность разрешаемых проблем;
- большая начальная неопределенность вновь возникающих проблем;
- множество противоречивых критериев выбора подходящей альтернативы;
- сложность предвидения последствий реализованных решений;
- сложность поиска компромисса между социальной средой и ведомственными интересами лиц, принимающих стратегические решения;
- дефицит времени, отведенного для принятия решения. 

Ввиду этого, в основу создания ТУР можно положить два организационных признака - территориальный и отраслевой, что облегчит требования к информационно-аналитическому обеспечению и упростит последующие процедуры ТУР. При отработке ТУР по признакам, возможен дальнейший переход в единую систему.

Номенклатура предлагаемого продукта и услуг определена содержанием каждого блока. Обслуживание клиентов (заказчик, потребитель) может осуществляться по схемам: сетевая компьютерная связь клиента с фирмой - консультантом; компьютерная база клиента и обновляемые экспертные системы и версии ППП; выездная экспертно-аналитическая группа; непосредственное обслуживание в фирме; почтовая связь - рассылка методик, норм, правил и т.д.

Мотивация потребления такого рода услуг обусловлена Федеральным Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Законом РФ об охране окружающей природной среды и др. законодательными актами. 

Необходимость (желание) воспользоваться продуктами и услугами ТУР могут возникнуть: 
- при лицензировании деятельности (проектирование, строительство, эксплуатация); 
- при анализе технологических, экономических рисков перед принятием инвестиционных вложений в действующее предприятие; 
- при попытках привлечения кредитов и инвестиций в проекты; 
- при приобретении контрольного пакета акций предприятия, использующего опасные или старые технологии; 
- при профилактической диагностике технических систем, технологий, продукции; 
- при страховой деятельности; 
- при разрешении конфликтов в случае возникновения опасной ситуации на промышленном объекте; 
- при трастовом управлением предприятием и т.д.


Warning: require_once(/var/www/obzh/data/www/obzh.ru/nad) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5