Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

ВВЕДЕНИЕ



В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.

Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные землетрясениями, наводнениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере - радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.

В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

С передачей в систему МЧС России Государственной противопожарной службы появились новые возможности в области реагирования на чрезвычайные ситуации, в увеличении мобильности аварийно-спасательных сил.

Вместе с тем, как показывает анализ, практическая деятельность органов управления и сил РСЧС и принимаемые меры по противодействию катастрофам не всегда еще эффективны и нередко не достигают желаемых результатов. Не в полной мере используются резервы и возможности современных социально-экономических механизмов повышения безопасности потенциально опасных объектов (декларирование безопасности, лицензирование деятельности по их эксплуатации, страхование ответственности за причинение вреда гражданам, государственная экспертиза в области защиты населения и территорий). Имеются недостатки в практике реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, принятии управленческих решений по защите населения и территорий, организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Причинами перечисленных недостатков является, в большинстве случаев, отсутствие опыта, а иногда и необходимых знаний.

В настоящем учебном пособии в целях оказания помощи руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специалистам органов управления РСЧС в их деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера на основе действующих законодательных и нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обобщения опыта действий органов управления РСЧС на различных уровнях по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий и ликвидации их последствий изложен материал, который может быть использован в практической деятельности при планировании и осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, а также для обучения специалистов РСЧС.

Следует подчеркнуть, что, во-первых, материал, изложенный в учебном пособии, должен использоваться с учетом конкретных условий, имеющих место или складывающихся на той или иной территории при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а, во-вторых, он должен и будет корректироваться с появлением новых опасностей и угроз, разработкой новых средств и технологий проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. В ряде случаев в целях совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций это будет определять необходимость внесения изменений в организационные структуры РСЧС и системы гражданской обороны.