Программа обучения личного состава спасательных служб
Действия личного состава при приведении спасательной службы в готовность
Действия личного состава спасательной службы при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач

Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места. Средства индивидуальной медицинской защиты.

Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты
Меры безопасности при выполнении задач
Приемы и способы выполнения задач в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами

Действия личного состава спасательных служб при проведении специальной обработки

Тесты

Действия личного состава при приведении спасательной службы в готовность



1. Предназначение и порядок создания спасательных служб

Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения.

Правовые основы создания и деятельности спасательных служб составляют Федеральный закон “О гражданской обороне” от 12.02.98 № 28-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 № 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”, ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.

Основными задачами спасательных служб являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения и другие.

Применение спасательных служб осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

2. Виды спасательных служб

Спасательных служб подразделяются на следующие:

спасательная служба общего назначения;

медицинская спасательная служба;

противопожарная спасательная служба;

инженерная спасательная служба;

коммунально-техническая спасательная служба;

автотранспортная спасательная служба;

спасательная служба оповещения и связи

спасательная служба охраны общественного порядка;

спасательная служба торговли и питания;

спасательная служба защиты животных и растений;

спасательная служба материально-технического снабжения;

спасательная служба снабжения ГСМ;

спасательная служба убежищ и укрытий;

спасательная служба защиты материальных и культурных ценностей;

спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности;

служба радиационной и химической защиты;

спасательная служба ритуальных услуг.

В зависимости от местных условий и при налич ии материально-технической базы могут создаваться и другие спасательные службы.

3. Порядок приведения спасательных служб в готовность

При угрозе нападения противника по распоряжению старшего начальника спасательные службы приводятся в полную готовность.

Полная готовность — это такое состояние спасательных служб, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.

Для спасательных служб сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 24 часа, военное время — 6 часов.

По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в загородную зону, в заранее установленные районы расположения, спасательных служб организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемого населения.

Одновременно приводятся в готовность спасательные службы сельских районов, предназначенных для оказания помощи городскому району (объекту народного хозяйства).

С началом рассредоточения и эвакуации населения приводятся в готовность и выводятся в загородную зону остальные спасательных служб для создания группировки сил гражданской обороны.

Ответственность за своевременное приведение спасательной службы в готовность несет ее руководитель

Об угрозе нападения противника руководители спасательных служб оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны организации, муниципального образования или вышестоящим органом управления ГОЧС.

Получив сигнал вызова, руководитель обязан:

в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;

оповестить личный состав и обеспечить полный его сбор;

организовать выдачу личному составу табельного имущества и контроль за его содержанием, а также произвести подгонку средств индивидуальной защиты;

организовать рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта и имущества в месте сбора;

проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри спасательной службы;

доложить о готовности старшему начальнику.

Личный состав спасательных служб об угрозе нападения противника и применении им оружия массового поражения оповещается путем подачи сигналов гражданской обороны.

Руководитель спасательной службы обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время.

В первую очередь оповещаются руководители структурных подразделений службы и связные.

Личный состав спасательной службы, получив вызов, немедленно следует к установленному месту сбора и докладывает о прибытии своему руководителю.

На месте сбора личный состав получает табельное имущество, проверяет его исправность и подгоняет средства индивидуальной защиты.

Автотранспортная техника, закрепленная за службами, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.

После сбора личного состава и приведения его в готовность руководитель и орган управления службы обязаны:

организовать наблюдение за зараженностью внешней среды в районе расположения;

уточнить задачи, место службы в построении сил организации или в группировке сил муниципального образования;

проверить готовность, прежде всего групп (звеньев) связи и разведки, сил и средств, предназначенных для действий в подразделениях обеспечения движения, а также готовность средств оповещения;

определить порядок выдвижения структурных подразделений службы.

При приведении службы в готовность и выводе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач.

Обеспечение действий организует руководитель спасательной службы с учетом мероприятий, проводимых старшим начальником.

При угрозе нападения противника с получением (уточнением) задачи:

организуется непрерывное наблюдение и контроль за зараженностью объектов и внешней среды;

выявляется эпидемиологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние районов расположения и маршрутов движения к ним;

уточняется состояние дорог, дорожных сооружений на путях рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации населения.

Службы, выделенные решением старших начальников или предусмотренные планами, приступают к ускоренному строительству быстровозводимых убежищ, противорадиационных укрытий для населения и приспособлению пригодных для этих целей сооружений.

В этих целях каждому структурному подразделению спасательной службы заблаговременно подготавливаются план-задание и соответствующая техническая документация, в которых определяется количество подлежащих строительству защитных сооружений, их тип, вместимость, порядок обеспечения строительными материалами, место и срок строительства каждого сооружения.

Строительство быстровозводимых убежищ ведется по типовым проектам или по проектам, разработанным на местах, с соблюдением соответствующих инженерно-технических требований и норм.

Командиры звеньев по обслуживанию убежищ и укрытий после приведения личного состава в готовность:

устанавливают круглосуточное дежурство;

приводят убежища в готовность к немедленному использованию по прямому назначению;

проверяют наличие инвентаря и аварийного оборудования, работу фильтровентиляционных устройств, состояние, защитно-герметических, герметических дверей и люков, ограждающих конструкций;

принимают меры по ремонту или усилению этих конструкций;

принимают, размещают и организуют хранение запасов продовольствия, воды и медикаментов;

докладывают старшему начальнику о готовности убежища к приему укрываемых.

Все защитные сооружения и пути движения к ним должны быть обозначены установленными знаками (надписями).

Медицинские и санитарно-эпидемиологические подразделения служб с выходом в загородную зону и после уточнения своих мест размещения проводят подготовку к проведению противоэпидемических, санитарно-гигиенических и других медицинских мероприятий.

Подразделения охраны общественного порядка служб:

выполняют мероприятия по обеспечению порядка и поддержанию установленного режима в местах сбора и на объектах народного хозяйства;

обеспечивают общий порядок среди населения на сборных эвакуационных пунктах, станциях (портах, пристанях) посадки;

регулируют движение транспорта и пешеходов на маршрутах и в районах расположения; охраняют государственную собственность и личное имущество населения;

контролируют соблюдение светомаскировки объектами народного хозяйства и населением, усиливают охрану важных объектов народного хозяйства, дорожных сооружений, переправ;

содействуют своевременному укрытию населения и выполняют другие задачи в соответствии с планами и указаниями старших начальников.

Противопожарные подразделения служб контролируют проведение неотложных профилактических противопожарных мероприятий на объектах народного хозяйства, в прилегающей к ним застройке, на маршрутах движения и в районах расположения, организуют и проводят подготовку рабочих и служащих к работе по предупреждению и тушению возможных пожаров.

Подразделения радиационной, химической и биологической разведки и защиты служб:

ведут наблюдение за радиационной и химической обстановкой;

изучают метеорологическую обстановку;

проверяют состояние техники, приборов, средств индивидуальной защиты, наличие дегазирующих веществ в машинах и устраняют выявленные недостатки.

Автотранспортные и санитарно-транспортные подразделения служб в соответствии с планами и указаниями старших начальников:

подготавливают транспортные средства для выполнения задач по рассредоточению и эвакуации населения, медицинских учреждений, а также для перевозки пораженных из отрядов первой медицинской помощи в учреждения больничной базы.

Подразделения материального обеспечения служб:

создают подвижные запасы материальных средств;

по прибытии в районы расположения уточняют свои задачи и содержатся в готовности к материальному обеспечению формирований и пораженного населения.

Подразделения защиты сельскохозяйственных животных и растений служб:

проводят герметизацию животноводческих и складских помещений и создают в них запасы фуража и воды;

проводят ветеринарно-профилактические мероприятия на объектах сельскохозяйственного производства;

устанавливают усиленное наблюдение за сельскохозяйственными животными и посевами сельскохозяйственных культур;

готовят сельскохозяйственных животных для содержания в укрытиях и изготавливают для них средства защиты;

в условиях отгонного животноводства проводят мероприятия по рассредоточению сельскохозяйственных животных и укрытию их на местности;

эвакуируют сельскохозяйственных животных из зон возможных разрушений и катастрофического затопления;

укрывают защитными материалами продукты растениеводства, находящиеся в поле и на токах, а также при транспортировке на открытых машинах;

создают запасы ядохимикатов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур;

подготавливают сельскохозяйственную технику для ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, обеззараживания мест содержания скота и запасов продуктов растениеводства, посевов и других объектов сельскохозяйственного производства.

4. Действия спасательной службы по сигналам гражданской обороны

Предупреждение служб об угрозе нападения противника, оповещение о воздушном противнике, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении осуществляет структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, на основе указаний вышестоящих органов управления ГОЧС, а также на основе данных разведки и прогнозирования.

Ныне действующая система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время предусматривает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!» (звук сирен, прерывистые гудки предприятий), после чего передается речевая информация о конкретной угрозе или чрезвычайной ситуации.

В военное время при воздушной, химической или радиационной опасности после сигнала «Внимание всем!» также следует речевая информация или уточняющий сигнал: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Оповещение о воздушном противнике производится сигналом «Воздушная тревога». Сигнал подается передачей установленного текста по радио и телевидению и дублируется прерывистыми производственными гудками и звуковыми сигналами транспортных средств, протяжными звуками электрических и ручных сирен в течение 2–3 минут.

Оповещение служб о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении производится сигналами «Радиационная опасность» и «Химическая тревога», а о катастрофическом затоплении — соответствующим распоряжением. Сигналы и распоряжения передаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны организации (муниципального образования) по средствам связи и радиотрансляционным сетям с указанием порядка действий формирований.

Сигналы оповещения дублируются в формированиях по техническим средствам связи и с помощью звуковых и светосигнальных средств.

При обнаружении зараженности местности и воздуха в районе действий (расположения) службы руководитель самостоятельно принимает решение на подачу установленных сигналов оповещения и защиту личного состава и доносит об этом старшему начальнику.

По сигналу «Воздушная тревога» личный состав служб немедленно укрывается в защитных сооружениях. Личный состав, находящийся на открытой местности, укрывается в оврагах, балках, канавах.

Личный состав подразделений охраны общественного порядка служб направляет в убежища и укрытия население, принимает меры к пресечению паники и совместно с личным составом по обслуживанию убежищ и укрытий поддерживает установленный порядок в защитных сооружениях.

Личный состав подразделений по обслуживанию убежищ и укрытий служб по указанию соответствующих начальников закрывает двери защитных сооружений и прекращает доступ в них людей, поддерживает установленный режим пребывания людей. Все укрывшиеся в защитных сооружениях должны оставаться в них до сигнала «Отбой воздушной тревоги» или до разрешения органов гражданской обороны на выход.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается по сохранившимся радиотрансляционным сетям и местным радио- и телевизионным станциям. Кроме того, разрешение на выход из защитных сооружений может быть передано с помощью громкоговорящих установок и других средств. По этому сигналу население выходят из убежищ и укрытий и продолжает выполнять поставленные задачи.

По сигналу «Радиационная опасность» руководители определяют порядок действий личного состава, проверяют готовность дозиметрических приборов, усиливают радиационное наблюдение, проводят мероприятия по подготовке защитных сооружений и средств индивидуальной защиты к использованию, а также по защите воды, продовольствия и других материальных средств от радиоактивного заражения и продолжают работы по выполнению поставленных задач.

Личный состав подразделений защиты сельскохозяйственных животных и растений служб загоняет животных в подготовленные помещения или укрытия, плотно закрывает все двери и люки, проверяет герметизацию животноводческих, подсобных и других помещений.

Сигнал «Радиационная опасность» подается по местной радиотрансляционной сети и дублируется частыми ударами в звучащие предметы (колокола, подвешенные куски рельс и др.).

Действия служб, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, определяются распоряжениями старшего начальника или вышестоящим органом управления ГОЧС в зависимости от обстановки. При этом распоряжение на использование средств защиты отдает руководитель.

По сигналу «Химическая тревога» личный состав служб, находящийся на открытой местности, использует средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, а находящийся в закрытых машинах, помещениях и укрытиях — только противогазы.

При отсутствии убежищ и укрытий личный состав служб выходит из зоны заражения в направлении, указанном старшим начальником, постами охраны общественного порядка и другими органами гражданской обороны. При отсутствии таких указаний необходимо выходить в перпендикулярную направлению ветра сторону.

В районе катастрофического затопления службы эвакуируют население из зоны катастрофического затопления, вывозят материальные ценности, отгоняют в безопасные места сельскохозяйственных животных. Для выполнения этих задач приводятся в полную готовность все имеющиеся плавсредства общественного и индивидуального пользования (теплоходы, баржи, катера, паромы, лодки и т. д.), а также изготавливаются плавсредства из местных подручных материалов.

Плавсредства обеспечиваются сходнями и другими приспособлениями для снятия людей с полузатопленных зданий и сооружений.

При внезапном ядерном ударе не пострадавший личный состав служб должен прибыть к месту сбора, устанавливаемому заблаговременно в мирное время. О прибытии к месту сбора и готовности службы к действиям руководитель службы докладывает старшему начальнику.

В случае потери связи со старшим начальником руководитель службы принимает меры к быстрейшему ее восстановлению. При невозможности восстановления связи руководитель службы организует разведку, самостоятельно выдвигает службу к очагу поражения согласно ранее полученным указаниям и организует выполнение поставленной задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Что представляют собой спасательные службы?

Варианты ответа:

1. Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также первичного жизнеобеспечения населения.

2. Спасательные службы представляют собой формирования, созданные на штатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для выполнения мероприятий по защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

3. Спасательные службы представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием и предназначенные для выполнения мероприятий по защите и первичного жизнеобеспечения населения.

Вопрос 2.

На основе каких планов осуществляется применение спасательных служб?

Варианты ответа:

Применение спасательных служб осуществляется:

1. по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

2. по планам гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

3. по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, разрабатываемым в установленном порядке.

Вопрос 3.

Назовите сроки приведения в готовность спасательных служб в мирное и военное время.

Варианты ответа:

Для спасательных служб сроки приведения в готовность не должны превышать:

1. в мирное время — 24 часа, военное время — 6 часов.

2. в мирное время — 12 часов, военное время — 4 часа.

3. в мирное время — 36 часов, военное время — 12 часов.

4. в мирное время — 8 часов, военное время — 4 часа.

Вопрос 4.

Кто организует всестороннее обеспечение спасательной службы при приведении ее в готовность?

Варианты ответа:

При приведении службы в готовность всестороннее обеспечение организуется:

1. руководитель спасательной службы с учетом мероприятий, проводимых старшим начальником.

2. руководитель вышестоящего органа управления ГОЧС.

3. руководители структурных подразделений службы с учетом мероприятий, проводимых старшим начальником.

4. руководитель подразделения, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

Вопрос 5.

Назовите предупредительный сигнал, который предусматривает действующая система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время.

Варианты ответа:

Ныне действующая система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время предусматривает подачу предупредительного сигнала:

1. «Внимание всем!» (звук сирен, прерывистые гудки предприятий), после чего передается речевая информация о конкретной угрозе или чрезвычайной ситуации.

2. «Воздушная тревога» (звук сирен, прерывистые гудки предприятий), после чего передается речевая информация о порядке действий.

3. «Радиационная опасность» (звук сирен, прерывистые гудки предприятий)

4. «Внимание всем! Химическая тревога» (звук сирен, прерывистые гудки предприятий), после чего передается речевая информация о порядке действий.




Warning: require_once(/var/www/obzh/data/www/obzh.ru/learn) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5