Программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности

Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах

Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера

Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов

Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Действия работников организаций при пожаре

Оказание первой медицинской помощи

Тесты


Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров



1. Общие положения

К настоящему моменту во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.

Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спи­так в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данно­му вопросу.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий».

Конституция Российской Федерации закрепила права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти Конституционные положения нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Пра­вительства Российской Федерации и нормативных документах соответствую­щих федеральных органов исполнительной власти.

Это свидетельствует о том, что в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера были подняты на уровень государственной политики.

2. Принципы государственной политики в области защиты населения, материальных и культурных ценностей

На современном этапе основной целью государственной политики в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обес­печение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государ­ства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдени­ем следующих основных принципов:

защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской
Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных си­туаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само­
управления;

при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритет­ность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществля­ется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности выше­ указанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов ис­полнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствую­щих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, эко­номического и административного характера.

Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?

Прежде всего, она состоит в создании системы соответствующих органи­зационных структур. В России на всех уровнях образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющиеся составной частью единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важная роль принадлежит государству в деле создания специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации (от 3 августа 1996 г. № 924) определен перечень сил и средств РСЧС, часть из которых предназначена для наблюдения и конт­роля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенци­ально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть – это силы ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регла­ментирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу­аций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.

Особое внимание государство в современных условиях уделяет проведе­нию активной научно-технической политики. В настоящее время принят и вы­полняется ряд важных целевых научно-технических программ.

С каждым годом усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавше­му населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и умень­шение их масштабов. Вместе с тем следует отметить, что в современных усло­виях для реализации всех необходимых мероприятий одних только государ­ственных средств не хватает. В связи с этим важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечивающих привлече­ние необходимых сил и средств.

Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Открытость нашего государства позволяет осуществ­лять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудниче­ство организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, участия в работе крупнейших специализированных меж­дународных организаций.

3. Нормативная правовая база в области защиты населения, материальных и культурных ценностей

Особое место государство отводит нормативно-творческой деятельности в области населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров . К настоящему моменту разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

Так, в Законе Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.) дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.

Определение же общих для Российской Федерации организационно-правовых норм в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в Федеральном законе «О защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Этот закон определил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российс­кой Федерации органов местного самоуправления, организаций, а также и разграничение их полномочий в области защиты населе­ния и территорий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, вопросы подготовки населения в обла­сти защиты от чрезвычайных ситуаций, необходимость создания единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основе этого закона изданы соответствующие законы в субъектах Российской Федерации, нормативные правовые акты, определяющие различные проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, функ­ционирование РСЧС.

Вслед за этим законом был принят Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», который впервые ввел понятие профессионального спасателя, общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российс­кой Федерации, регулирует отношения между различными органами, организа­циями и иными юридическими лицами по деятельности аварийно-спасательных служб, установил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Кроме того, впервые в России был принят Государственной думой Федеральный закон «О гражданской обороне» который определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их орга­низационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Эти основные федеральные законы определили основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного харак­тера, отражен в других федеральных законах, разработанных федеральными органами исполнительной власти и принятых Государственной Думой. Среди этих законов, прежде всего, следует отметить: «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении» , «О военном положении» и другие.

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом Кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, в Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и других документах.

В развитие эти законодательных актов и нормативных документов, в це­лях реализации их требований разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов, определяющих все стороны дан­ной проблемы. Достаточно сказать, что на данный момент только органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматривае­мой сфере.

Таким образом, можно констатировать, что в стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко прослеживаются основные направления государственной поли­тики в данной области.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Какой закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

Варианты ответов.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс

3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Вопрос 2.

В каком законе Российской Федерации определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.

Варианты ответов.

1. В Федеральном законе «О гражданской обороне».

2. В Законе Российской Федерации «О безопасности».

3. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. В Федеральном законе «О пожарной безопасности».

Вопрос 3.

В каком нормативном правовом акте отображены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Варианты ответов.

1. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано определение.

2. В Законе Российской Федерации «О безопасности».

3. В Федеральном законе «О гражданской обороне».

4. В Федеральном законе «О пожарной безопасности».




Warning: require_once(/var/www/obzh/data/www/obzh.ru/learn) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /var/www/obzh/data/www/obzh.ru/sape_include_books.php on line 5