Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
§ 1. Природа и характеристика опасностей в техносфере
§ 2. Основные положения теории риска
§ 3. Роль внешних факторов, воздействующих на формирование отказов технических систем
§ 4. Основы теории расчета надежности технических систем
§ 5. Методика исследования надежности технических систем
§ 6. Инженерные методы исследования безопасности технических систем
6.1. Понятие и методология качественного и количественного анализов опасностей и выявления отказов систем
6.2. Порядок определения причин отказов и нахождения аварийного события при анализе состояния системы
6.3. Предварительный анализ опасностей
6.4. Метод анализа опасностей и работоспособности - АОР
6.5. Методы проверочного листа (Check-list)
6.6. Анализ вида и последствий отказа - АВПО
6.7. Анализ вида, последствий и критичности отказа - АВПКО
6.8. Дерево отказов - ДО
6.9. Дерево событий - ДС
6.10. Дерево решений
6.11. Логический анализ
6.12. Контрольные карты процессов
6.13. Распознавание образов
6.14. Таблицы состояний и аварийных сочетаний
§ 7. Оценка надежности человека как звена сложной технической системы
§ 8. Организация и проведение экспертизы технических систем
§ 9. Мероприятия, методы и средства обеспечения надежности и безопасности технических систем
§ 10. Технические системы безопасности
§ 11. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
§ 12. Принципы оценки экономического ущерба от промышленных аварий
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Библиографический список


АНАЛИЗ ВИДА И ПОСЛЕДСТВИЙ ОТКАЗА - АВПО (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS - FMEA)



Применяется для качественной оценки безопасности технических систем. Существенной чертой этого метода является рассмотрение каждой системы в целом или каждой составной ее части на предмет того, как она может стать неисправной (вид и причина отказа) и как этот отказ воздействует на технологическую систему (последствия отказа).

Анализ вида и последствий отказа (АВПО) является анализом индуктивного типа, с помощью которого систематически, на основе последовательного рассмотрения одного элемента за другим анализируются все возможные виды отказов или аварийные ситуации и выявляются их результирующие воздействия на систему. Отдельные аварийные ситуации и виды отказов элементов выявляются и анализируются для того, чтобы определить их воздействие на другие близлежащие элементы и систему в целом. АВПО можно выполнить анализ более детально, чем анализ с помощью дерева отказов, поскольку при этом необходимо рассматривать все возможные виды отказов или аварийные ситуации для каждого элемента системы. Например, реле может отказать по следующим причинам: контакты не разомкнулись; запаздывание в замыкании контактов; короткое замыкание контактов на корпус, источник питания, между контактами и в цепях управления; дребезжание контактов; неустойчивый электрический контакт; контактная дуга; разрыв обмотки и пр.

Дополнительно для каждой категории оборудования должен быть составлен перечень необходимых проверок. Например, для баков, других емкостей и секций трубопроводов такой перечень может включать:
- переменные параметры: расход, количество, температура, давление, насыщение и т.д.;
- системы: нагрева, охлаждения, электропитания, подачи, управления и т.д.;
- особые состояния: обслуживание, включение в работу, выключение, смена катализатора и т.д.;
- изменения условий или состояния: слишком большое (давление), слишком малое, гидроудар, осадок, вибрация, пожар, падение, механическое повреждение, коррозия, разрыв, утечка, износ, взрыв и др.;
- прибор: чувствительность, настройка, запаздывание и т.д.

Карта проверки представляет собой изложение АВПО, а ее форма подобна используемой при выполнении ПАО. Основная разница заключается в большей степени детализации.

Метод рассматривает все виды отказов по каждому элементу. Он ориентирован на аппаратуру и механические системы, прост для понимания, не требует применения математического аппарата. Такой анализ позволяет установить необходимость внесения изменений в конструкцию и оценить их влияние на надежность системы. Его недостаток состоит в том, что он рассматривает неопасные отказы, требует значительных затрат времени и часто не учитывает сочетания отказов и человеческого фактора.