Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
§ 1. Природа и характеристика опасностей в техносфере
§ 2. Основные положения теории риска
§ 3. Роль внешних факторов, воздействующих на формирование отказов технических систем
§ 4. Основы теории расчета надежности технических систем
§ 5. Методика исследования надежности технических систем
§ 6. Инженерные методы исследования безопасности технических систем
§ 7. Оценка надежности человека как звена сложной технической системы
§ 8. Организация и проведение экспертизы технических систем
8.1. Причины, задачи и содержание экспертизы
8.2. Организация экспертизы
8.3. Подбор экспертов
8.4. Экспертные оценки
8.5. Опрос экспертов
8.6. Оценка согласования суждений экспертов
8.7. Групповая оценка и выбор предпочтительного решения
8.8. Принятие решения
8.9. Работа на завершающем этапе
§ 9. Мероприятия, методы и средства обеспечения надежности и безопасности технических систем
§ 10. Технические системы безопасности
§ 11. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
§ 12. Принципы оценки экономического ущерба от промышленных аварий
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Библиографический список




ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ



Экспертиза должна являться основной частью исследования эксплуатационной пригодности и безопасности технической системы. 


Таблица 8.2.1
Содержание этапов и работ экспертизы



По существу, экспертиза предусматривает полное описание технологического процесса, системную проверку состояния каждой части его для того, чтобы выявить, как может произойти отклонение от проектного режима работы системы, и решить, может ли это отклонение создать опасность. Проверке подвергается по очереди каждая часть системы. При этом по каждой части ставится ряд вопросов, определенных в соответствие с методом исследования. Целью проверки является выявление всех возможных отклонений от предусмотренного проектом режима работы, а также всех потенциальных опасностей, связанных с этим отклонением. Кроме того, некоторые опасности могут быть тут же устранены. Если такое решение не окажет благоприятного влияния на другие части системы, может быть вынесено решение о немедленной модификации установки.

Таким образом, результаты проверок обычно включают ряд решений и вопросов для дальнейшего обсуждения на совещаниях экспертов.

Несмотря на то, что в результате применения описанного метода может возникнуть ряд гипотетических отклонений, успех или неудача проверки зависят от:
- обозначенной области исследования;
- количества и качества располагаемой информации (точности чертежей и других данных, использованных при проведении экспертизы);
- технической подготовки, практического опыта и интуиции экспертов группы;
- способности экспертов, наряду с научным методом, использовать творческое воображение, чтобы четко представить себе причины и последствия отклонения от режима работы;
- способности экспертов сохранять чувство меры, особенно при оценке степени выявленной опасности.

Так как экспертиза строго систематизирована и имеет четкую структуру, необходимо, чтобы лица, участвующие в ней, пользовались определенными терминами и правилами в установленном порядке.

Большое значение в анализе имеет определение полноты и достоверности информации. Для этого необходимо описывать проблемную ситуацию по определенной системе, сущностью которой является структура информации и логическая последовательность ее выполнения. Древнеримский теоретик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан утверждал о том, что любую, сколь угодную сложную ситуацию можно полностью описать следующими семью вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях. Эти вопросы определяют структуру сбора (изложения) информации и позволяют детализировать описание проблемной ситуации. Основные рекомендации, вытекающие из приведенного, выглядят следующим образом:
1. Описание проблемной ситуации должно быть полным, точным, кратким, носить аналитический характер.
2. Дать описание условий: место, время и сущность проблемы (ответы на вопросы: где? когда? что?).
3. Описать комплекс условий и провести анализ причин возникновения и развития проблемной ситуации (при каких условиях? почему?).
4. Определить принадлежность проблемы (кто?).
5. Оценить актуальность, срочность и новизну проблемы (с какой целью? когда нужно решать? было ли раньше?).
6. Определить взаимосвязь с другими проблемами (на что влияет?).
7. Оценить степень полноты и достоверности информации о проблемной ситуации (насколько полны и точны данные?).
8. Оценить возможность решения проблемы с учетом существующих условий (можно ли решить?).
9. Описание и анализ проблемной ситуации заканчивается краткой и емкой формулировкой путей решения.