Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
§ 6. Организация управления в РСЧС
6.1. Основы организации управления в РСЧС
6.2. Автоматизированная информационное система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
6.3. Единые дежурно-диспетчерские службы
6.4. Пункты управления
6.5. Система связи РСЧС
6.6. Организация реагирования на чрезвычайные ситуации на территориальном и федеральном уровнях
6.7. Авиационные технологии реагирования на чрезвычайные ситуации 
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях










Единые дежурно-диспетчерские службы



Всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых и точных решений и действий. Опыт показывает, что совладать с внезапной бедой без создания специальных систем общественной безопасности, оснащенных современными технологиями и оборудованием связи и обработки информации весьма сложно. 

Почти во всех странах мира для решения подобных задач существуют службы оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях (спасательная служба, скорая медицинская помощь, противопожарная служба, полиция и др.). Для работы этих служб есть три общих момента:
• скорость реагирования системы (промежуток времени, прошедший с момента получения сигнала о бедствии и до момента начала оказания помощи);
• как правило, комплексный характер требуемой помощи;
• зависимость эффективности действий сил служб экстренного реагирования по оказанию помощи от времени поступления, объема и достоверности информации, которой с самого начала располагают спасатели.

Это обусловило создание специальных телекоммуникационных систем, в задачи которых входит организация оказания помощи в чрезвычайной ситуации независимо от вида и масштабов этой ситуации. Основу этих служб составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных. Такие системы получили название служб общественной безопасности. Важно заметить, что службы общественной безопасности не подменяют собой такие службы экстренного реагирования, как полиция, скорая медицинская помощь или противопожарная служба. Служба общественной безопасности лишь организует (координирует) действия этих структур, снабжая их необходимой оперативной и достоверной информацией.

Наибольшее развитие службы общественной безопасности, использующие самые современные технологии, получили в США, Канаде и странах Европейского Союза. В США и Канаде это телекоммуникационные системы общественной безопасности 911, а в странах Европейского Союза - системы 112. Название эти системы получили по единому телефонному номеру выхода на диспетчерские служб - "911" и "112" (единые объединенные диспетчерские системы). Эти системы работают с начала 70-х годов XX века и достаточно хорошо себя зарекомендовали. В частности, в настоящее время систему 911 используют 90% населения США. Для создания и обеспечения работы системы 911 и дальнейшего совершенствования ее законодательствами штатов введен налог на каждый телефонный номер (порядка 0,25 - 0,5 доллара в месяц). 

Следует отметить, что образование служб 911 потребовало создания развитого законодательного поля, которое отражает все вопросы взаимодействия сторон, участвующих при образовании и дальнейшей работе служб спасения, вопросы их финансирования, ответственности сторон, ответственности граждан за ложные вызовы, вопросы соблюдения конфиденциальности данных и т.д.

Каждую систему 911 можно разделить на организационную часть, под которой подразумевается координация действий и интеграция всех служб оперативного реагирования, включая полицию, пожарных, скорую медицинскую помощь, технические службы и т.д., и техническую часть, в которую входит сам центр управления, средства связи, включая телефонную, оперативную радиосвязь, сотовую и спутниковую связь, средства определения местоположения подвижных объектов, системы передачи цифровой информации.
В России работы по созданию единых объединенных диспетчерских систем (ЕДДС), являющихся определенным аналогом систем "911" и "112", начались сравнительно недавно. В то же время можно сказать, что в России уже имеются во многих городах так называемые "базовые системы" (по американской терминологии) единых диспетчерских систем, в которых телефонные обращения обрабатываются пока еще вручную. Ряд из этих систем использует единые (для данного города) телефонные номера (005, 051, 059 и др.), но, к сожалению, пока нет единого номера для всей территории России. В то же время, Россия является полноправным членом Европейской организации администраций связи и почты, которой было рекомендовано Администрациям связи использовать единый код доступа к "Службе спасения" - "112".
Номер "112" в перспективе может заменить действующие в настоящее время индексы доступа к экстренным службам "01, 02, 03, 04, 051 и др." и будет единым на всей территории России. До перехода к единому номеру "объединенной" экстренной службы - "112" Министерство Российской Федерации по связи и информатизации считает возможным использовать для единых дежурно-диспетчерских служб индекс "051", предусмотренный как индекс службы экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях.
Если в США и большинстве стран Европейского Союза базой создания систем "911" и "112" являются телекоммуникационные компании, то в России базой создания, в основном, выступают органы управления ГОЧС. Чем это обусловлено?

Рассматривалось несколько вариантов баз создания ЕДДС, в том числе и на базе администраций городов. 
Казалось бы, что многие аварийные службы, имеющие свои ведомственные дежурно-диспетчерские службы более подходят для выполнения задач создания и функционирования ЕДДС. Однако они имеют разное ведомственное подчинение и, как следствие, малый опыт организации взаимодействия всех сил и средств других ведомств при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Органы же управления ГОЧС самой своей сутью предназначены для выполнения задач организации и координации усилий различных ведомственных чрезвычайных служб и в связи с этим, наиболее подходят к роли той базы, на которой в начальный период целесообразно строить единые дежурно-диспетчерские службы, учитывая, что они:
имеют разветвленную систему пунктов управления по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оборудованных системами связи и оповещения;
непосредственно занимаются защитой населения, культурных и материальных ценностей от аварий, катастроф и стихийных бедствий, организацией проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
планомерно ведут сбор, обработку, обмен и выдачу информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
укомплектованы высокопрофессиональными специалистами, имеющими опыт решения вопросов, связанных с координацией ведомственных сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера;
обладают круглосуточными оперативными службами, имеющими связь с городскими, областными и центральными органами управления;
имеют свои спасательные силы.

Такое решение позволяет также использовать уже созданные системы оповещения и информирования населения, систему мониторинга и наблюдения и в целом снизить затраты на создание ЕДДС.
Следует особо подчеркнуть, что создание ЕДДС не препятствует развитию и совершенствованию составляющих ее частей и предусматривает поэтапный переход к новой структурной системе оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) является элементом органа повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создается при органе управлении ГОЧС города и является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ), в состав которой наряду с ЕДДС входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования ("01", "02", "03", "04"), жилищно-коммунального хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой.
Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам "01", "02", "03", "04" и другим).

Вместе с тем ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях.

Основные задачи ЕДДС:
- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения (систем мониторинга) за окружающей средой и распространение между ДДС города информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации;
- обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации, уточнение состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на чрезвычайную ситуацию, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования городской РСЧС;
- оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации чрезвычайной ситуации, принятие необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации чрезвычайной ситуации вышестоящим органам управления по подчиненности;
- информирование об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, подчиненных сил постоянной готовности;
- обобщение информации о произошедших чрезвычайных ситуациях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности. 
ЕДДС города функционирует круглосуточно и при этом должна:
- немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных;
- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.

ЕДДС создаются при городских органах управления ГОЧС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. В городах - административных центрах субъектов Российской Федерации ЕДДС могут создаваться на базе органа повседневного управления (министерства или главного управления ГОЧС) субъекта Российской Федерации с возложением на последний дополнительных задач. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления ГОЧС могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.

В качестве примера на рис.6.3.1 приведена структура ЕДДС Курской области.

ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а также специалисты - аналитики информации по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации и подготовки вариантов решений) и операторы - диспетчеры ( для сбора и распространения между ДДС информации о чрезвычайной ситуации).
ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. 

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации функционирования ОСОДУ информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации.

С целью создания необходимого нормативно-правового пространства для разработки и внедрения ЕДДС, обеспечения возможности интеграции автоматизированных систем (АС) ОСОДУ в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, снижения финансовых затрат МЧС России осуществляет единую научно-техническую политику в части создания ЕДДС.



Рис. 6.3.1
Система реагирования на чрезвычайные ситуации на территории субъекта Российской Федерации

В 1998 году по поручению Председателя Правительства Российской Федерации МЧС России был подготовлен пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате Правительством Российской Федерации было выпущено поручение по вопросу создания ЕДДС в городах России.

Во исполнение поручения вышел приказ МЧС России № 517 от 25.08.98 г., который ввел в действие разработанную "Концепцию создания ЕДДС в городах Российской Федерации". В соответствии с требованиями этого приказа был также разработан и утвержден ГОСТ Р22.7.01-99 "ЕДДС. Общие положения". 

Стандарт разработан с целью единого понимания назначения, состава решаемых задач, структуры, порядка создания и функционирования единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации. Этот документ является первым разработанным государственным стандартом в системе стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" в области создания единых дежурно-диспетчерских служб. Объектами стандартизации в настоящем ГОСТ приняты общие организационно-технические положения, общетехнические требования и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь при создании и обеспечении функционирования ЕДДС на всей территории Российской Федерации.

Создание ЕДДС должно финансироваться из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. При этом необходимые финансовые средства должны быть аккумулированы на промежутке времени в 2-3 года, так как затяжка в создании системы на больший период приведет к ее моральному старению.

На федеральном уровне проводится определенная работа по снижению стоимости создания ЕДДС. Практика показывает, что затраты на разработку проекта автоматизированной системы (включая разработку специального программного и информационного обеспечения) составляют не менее 50% от стоимости всей системы. Таким образом, при централизованном типовом проектировании АС ЕДДС в каждом городе может быть сэкономлено не менее половины тех средств, которые пришлось бы затратить при самостоятельной ее разработке. МЧС России проводит большую работу по организации разработки типовых проектов автоматизированных систем (АС) ЕДДС, созданию типового программного обеспечения на основе долевого участия субъектов Российской Федерации, обеспечению скидок на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки в регионы, использованию таких современных форм финансирования как лизинг, товарные кредиты и других. 

Состав и функционирование ЕДДС города

ЕДДС города должна включать в себя личный состав, пункт управления, а также узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему. Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет АС ЕДДС, которая должна представлять собой локальную вычислительную сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ). АС ЕДДС города должна сопрягаться с городским информационно-управляющим центром или абонентским пунктом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.

Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ЕСОДУ города, функционируют, как указывалось выше, в трех режимах: повседневной деятельности; повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности ДДС несут круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности к экстренному реагированию при возникновении чрезвычайной ситуации. В этом режиме осуществляется постоянный контроль обстановки в городе, поддерживаются в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечивается сбор, обобщение и анализ информации о возникших чрезвычайных ситуациях за сутки дежурства, представляются соответствующие доклады по подчиненности, готовятся и корректируются специальные оперативные планы по реагированию ДДС на чрезвычайные ситуации.

В режиме повседневной деятельности в ЕСОДУ осуществляется обмен информацией:
о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности;
обобщенными данными за сутки о возникших чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по их предупреждению и ликвидации.
ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для ликвидации угрозы или самой ликвидации и требуются совместные действия трех и более городских ДДС, входящих в ЕСОДУ.
Оперативные дежурные службы городских районов в высшие режимы переводятся в том случае, когда на их территории возникла угроза или непосредственно чрезвычайная ситуация, требующая совместных действий городских ДДС.
Центральные диспетчерские органы (ЦДО) городских служб переводятся в высшие режимы при чрезвычайной ситуации, к ликвидации которой они привлекаются совместно с другими службами.
Источниками информации для ЕДДС могут быть:
• взаимодействующие ЦДО городских служб;
• оперативные дежурные службы (ОДС) городских районов;
• диспетчерские службы потенциально опасных объектов;
• население (в порядке личной инициативы);
• средства массовой информации.

Прием первичной информации об угрозе или возникновении от населения организуется в ЕДДС, в ЦДО городских служб, в ОДС районов города (в дальнейшем этот прием будет обеспечиваться только в ЕДДС).
Информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ЕСОДУ, как правило, организуется через ЕДДС. При этом ЕДДС от других ДДС передается (принимается) информация только о таких чрезвычайных ситуациях, реагирование на угрозу и возникновение которых потребует совместных действий трех и более ДДС. По возможности информация передается по нескольким видам связи.

Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними соглашениями об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующими ДДС.

Объединенная диспетчерская служба ЕДДС анализирует и распространяет первичную информацию о чрезвычайной ситуации между ДДС, входящими в ЕСОДУ.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, анализируется главным оперативным дежурным и дежурной сменой. В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому сообщению принимаются установленным порядком необходимые решения.

ЕДДС обобщает подученные данные обстановки, готовит рекомендации по совместным действиям ДДС и доводит подготовленную информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации или ее угрозы.

Основные направления и этапы создания ЕДДС города

Для создания ЕДДС города необходимо провести комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:
определение и согласование между администрацией города и городскими службами цели создания, задач, принципов построения и функционирования ЕДДС, а также состава существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС;
уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;
разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования;
разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;
совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;
создание геоинформационной системы ЕДДС и ее сопряжение с другими взаимодействующими системами.

Основными этапами создания ЕДДС должны являться:
а) организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;
б) технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС города.
На организационном этапе создания ЕДДС города необходима подготовка следующих документов:
Положения о ЕДДС города;
инструкции по обмену информацией с ЕДДС;
плана действий ЕДДС при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;
дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);
технического задания на создание автоматизированной системы ЕДДС;
других регламентирующих документов (при необходимости).

Технический этап создания ЕДДС должен завершиться вводом в штатную эксплуатацию АС ЕДДС в составе следующих элементов: узла связи; центра оповещения; геоинформационной системы.

Опыт работы ЕДДС в городе Ростове-на-Дону

Население - 1млн.21 тыс. человек, площадь города - 348,5 кв. км.
Система связи города включает в себя: городскую телефонную сеть; междугородную телефонную станцию; пейджинговую систему; сотовую систему; транкинговую систему; сеть радиосвязи; сети передачи данных. Основа - городская телефонная сеть.

В городе функционируют 5 фирм пейджинговой связи. Сеть покрывает всю территорию города и пригородную зону в радиусе 50-70 км.

Транкинговая система связи "Моторола" и "ИЕСО" (все США). На данный момент одна сеть ведомственная УВД и вторая - коммерческая.

Сотовая сеть покрывает территорию города и 10-70 км пригородной зоны.

Постановлением мэра города "Об организации Единой дежурно-диспетчерской службы по чрезвычайным ситуациям (служба спасения) г. Ростова-на-Дону" при органе управления ГОЧС города, наряду со специализированным спасательным подразделением - группа оперативного реагирования (ССП-ГОР), создано структурное подразделение ЕДДС (служба спасения) - телефон "060".

Постановлением мэра города также утверждено "Временное положение о Единой дежурно-диспетчерской службе по чрезвычайным ситуациям (служба спасения) города", в котором определены основные задачи, ответственность и права ЕДДС (служба спасения) города, порядок организации взаимодействия дежурных служб города.

ЕДДС (служба спасения) города является органом повседневного управления городской подсистемы РСЧС.
Целями создания ЕДДС города являются: повышение оперативности реагирования администраций, дежурных служб и служб города независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности при угрозе или возникновении чрезвычайного происшествия (чрезвычайной ситуации); повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности (экстренного реагирования), а также уровня информированности городской, районных администраций, дежурных служб, служб и населения города о подобных фактах и принятых по ним мерам.

На ЕДДС города возложены следующие задачи:
* контроль за экологической, техногенной, инженерной, медицинской обстановкой в городе, сбор и обобщение данных о возникших чрезвычайных происшествиях (ситуациях), информации о принятых мерах по факту чрезвычайных происшествий (ситуаций) и представление их по подчиненности;
* сбор данных об угрозе или возникновении чрезвычайного происшествия (чрезвычайной ситуации), об обстановке (организация разведки), оценка ее, определение состава дежурных служб, сил и средств, которые привлекаются для экстренного реагирования, доведение до них информации о происшедшем, сложившейся обстановке и действиях по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий (ситуаций);
* доклады об угрозе или возникновении чрезвычайного происшествия в городскую администрацию (при угрозе и перерастании его в чрезвычайную ситуацию - мэру города - председателю КЧС, начальнику Управления ГОЧС города), организация оповещения, сбор и приведение в готовность органов управления, информация вышестоящих и взаимодействующих органов управления;
* при необходимости подготовка вариантов возможных решений на совместные действия городских служб, согласование их с руководством города и городских служб, а при невозможности этого - самостоятельное принятие решения и постановка задач дежурным службам и непосредственно подчиненным силам, организация исполнения принятых решений и контроль их выполнения;
* обеспечение информационно-технического сопряжения городских служб друг с другом, администрацией города, с вышестоящими и взаимодействующими органами управления.

Основной задачей службы спасения является координация деятельности существующих дежурных служб городского подчинения, в первую очередь, имеющих силы и средства постоянной готовности (экстренного реагирования) на чрезвычайные происшествия (ситуации): "01" (противопожарная аварийно-спасательная служба), "02" (служба охраны общественного порядка), "03" (медицинская служба), "04" (газо-техническая служба) и "05" (коммунально-техническая служба) и другие.

Особенностью функционирования службы спасения является то, что она, не нарушая работу служб экстренного реагирования и не подменяя их, организует обмен информацией и взаимодействие сил и средств различных ведомств, что способствует значительному сокращению времени реагирования всех необходимых служб на чрезвычайные ситуации и более эффективному использованию дежурных сил и средств города.

ЕДДС города функционирует круглосуточно. После получения данных об угрозе или возникновении чрезвычайных происшествий (ситуаций), нарушениях в жизнедеятельности города немедленно приступает к экстренным действиям по предотвращению или локализации (ликвидации) их последствий и нормализации жизнеобеспечения населения города.

ЕДДС города оборудована средствами связи и оповещения, позволяющими осуществлять прием информации и оповещение требуемых первоочередных служб, организаций, учреждений, привлекаемых для локализации (ликвидации) чрезвычайных происшествий (ситуаций). 

Прием информации (сообщений) от заявителя, любого жителя города, осуществляется по единому телефонному номеру "060" (позволяющему бесплатно позвонить с любого городского телефона-автомата), УКВ радиостанции гражданского пользования - постоянно находящейся в дежурном приеме на аварийном канале № 9 (частота-27,065мгц).

В ЕДДС (служба спасения) города рабочие места диспетчеров оборудованы ПЭВМ, создана локальная компьютерная сеть. 

Ежедневно дежурной сменой ЕДДС принимается 100-150 обращений от населения города, в 11-14 случаях принимаются меры по предупреждению чрезвычайных происшествий (ситуаций) и их ликвидации (привлекаются: ССП-ГОР, первоочередные службы, администрации районов и другие необходимые организации и должностные лица), в остальных случаях, не требующих координации и принятия экстренных мер со стороны диспетчеров ЕДДС города, населению оказывается консультативная помощь.

Количество обращений населения резко возрастает (до 1000 и более) в дни, когда наблюдаются неблагоприятные погодные условия (сильный ветер, вызывающий падение или угрозу падения деревьев), при авариях на электросетях города и нарушении водоснабжения, теплоснабжения потребителей.
В отличие от большинства дежурно-диспетчерских служб города, работающих, в основном, с "входящими" звонками, дежурная смена ЕДДС осуществляет большое количество "исходящих" звонков, оповещая о происшествиях администрацию города и районов, руководство города, органы управления ГОЧС районов, взаимодействующие службы. В табл.6.3.1 представлены данные по средней суточной нагрузке ЕДДС города.
Порядка 20% звонков приходится на оказание экстренной психологической помощи. В зависимости от состояния клиента диспетчер затрачивает на оказание психологической помощи от 30 минут до 3-4 часов.

Таблица 6.3.1
Средняя суточная нагрузка ЕДДС города




Наряду с "техногенными" проблемами ЕДДС помогает населению в решении социальных вопросов. Созданы и постоянно пополняются базы данных, содержащие сведения по оказанию экстренной психологической помощи, консультативно-медицинской помощи, социальной помощи.

ЕДДС стала координатором деятельности структур по оказанию помощи людям, которые, как им казалось, зашли в жизненный тупик и были готовы на крайний шаг.

В отличие от других служб, только ЕДДС города имеет наиболее полную базу данных об организациях и учреждениях города, содержащую сведения о выполняемых ими функциях, режимах их работы. Она может принять меры в любой нестандартной ситуации.

Для обеспечения нормативной базы функционирования ЕДДС города разработано 76 инструкций по организации ее взаимодействия с дежурными, дежурно-диспетчерскими службами.
В ЕДДС разработаны алгоритмы действий дежурной смены диспетчеров для наиболее вероятных чрезвычайных происшествий (ситуаций).

С созданием ЕДДС города:
* у населения города появилась возможность обращаться за помощью по любому вопросу, используя бесплатный номер 060. Отпадает необходимость записывать десятки телефонов различных служб и организаций;
* сократилось время реагирования дежурных служб на чрезвычайные происшествия (ситуаций), обращения граждан, особенно в случаях, когда требуется привлечение сил и средств различных ведомств;
* повысилось качество оказания помощи населению, т.к. ЕДДС фиксирует все обращения граждан за помощью и осуществляет контроль действий по ним служб города;
* у администрации города появилась возможность проведения полного анализа жизнедеятельности города и оперативности реагирования дежурных служб и организаций на обращения граждан за помощью.

Вопросы развития и дальнейшего совершенствования ЕДДС заложены отдельной строкой в городском бюджете.
Следует отметить, что при изучении вопросов целесообразности создания ЕДДС в любом городе и определения круга решаемых ею вопросов, следует определить круг организаций, которые необходимо привлечь для решения возникающих организационных и технических вопросов.

Весьма важно также использовать уже существующий опыт создания и функционирования ЕДДС в других регионах, имеющиеся рекомендации по использованию технических и программных средств.

Участниками создания ЕДДС могут являться:
местные органы власти (вопросы согласования организационных вопросов между различными службами, какими правами наделяется ЕДДС, что переходит от чрезвычайных служб к ЕДДС, вопросы финансирования создания и содержания ЕДДС, административное деление, адресация зданий, административные границы, наименование площадей, улиц и переулков, пожарные команды, станции скорой помощи, офисы милиции);
местные органы управления ГОЧС (оборудование центра управления, вопросы согласования действий различных служб, подготовка операторов, подготовка проекта создания ЕДДС и др.);
ведомственные службы экстренного реагирования - милиция, скорая медицинская помощь, пожарные и др. (использование и пополнение базы данных, согласование вопросов взаимодействия с ЕДДС и др.);
телефонные компании (оборудование, номера телефонов, маршрутизация вызовов, модернизация телефонных сетей, создание интегрированных сетей связи и передачи данных);
компании сотовой радиосвязи (краткие номера, развитие зон обслуживания, маршрутизация вызовов и др.).