Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Предисловие



В ходе совершенствования процессов преподавания и изучения вопросов безопасности жизнедеятельности в системе высшего профессионального образования продолжается углубление и одновременно расширение содержания осваиваемых вопросов, включение в круг необходимых знаний новых сфер безопасности.

В высших учебных заведениях в зависимости от их профиля изучаются специфические вопросы безопасности, характерные для той области деятельности, для которой готовятся специалисты. Эта подготовка является неотъемлемой частью их обучения по специальности, а полученные знания - обязательным составным элементом их профессиональной квалификации.

Однако наряду с овладением вопросами обеспечения специфической безопасности на тех или иных производствах, в тех или иных видах деятельности, в этой сфере знаний существуют проблемы, касающиеся всех людей, являющихся как работниками, так и просто гражданами. Это области природной и техногенной безопасности.

Универсальное положение этих видов безопасности обусловлено тем, что стихийные бедствия воздействуют на всех людей и любые производства, а производственные аварии, разрушая инфраструктуру предприятия, зачастую распространяют свои поражающие воздействия на жилые зоны и природную среду. Всеобщая необходимость защититься от природных и техногенных бедствий диктует острую потребность готовить всех граждан, всех специалистов с учетом этой необходимости. В результате уже многие годы школьниками и студентами изучаются курсы "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности".

Поскольку в высшей школе базовой для изучения вопросов безопасности является дисциплина "Безопасность жизнедеятельности", в последнее десятилетие различными издательствами для студентов выпущены многочисленные учебники и учебные пособия по этой дисциплине. Так, например, в 1999 г. в издательстве "Высшая школа" вышел учебник для высших учебных заведений под редакцией доктора технических наук, профессора С.В. Белова "Безопасность жизнедеятельности". В 2003 году подготовлено к изданию учебное пособие под редакцией М.И. Фалеева "Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".

Однако, как показывает учебная практика, вышедшие учебники и учебные пособия оставляют некоторые вопросы безопасности недостаточно раскрытыми. К их числу, прежде всего, следует отнести экономические аспекты, в том числе связанные с чрезвычайными ситуациями.

Действительно, какие бы проблемы чрезвычайных ситуаций не приходилось бы решать, всегда возникает необходимость учитывать, часто в первую очередь, экономическую составляющую возникшей задачи. По самой своей разрушительной сути чрезвычайные ситуации вносят в текущую жизнь отдельного человека, семьи, общественных, муниципальных, государственных структур экономические проблемы, связанные, прежде всего, с ущербом, нанесенным соответствующей ячейке общества. Кроме возмещения ущерба, чрезвычайная ситуация требует затрат на свою ликвидацию, на ликвидацию своих последствий, в том числе долговременных. Ну и, конечно же, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций побуждает людей предпринимать превентивные усилия по предотвращению бедствий и снижению размеров возможного ущерба, что требует значительных расходов.

Столь высокое значение экономических вопросов в работе по противодействию чрезвычайным ситуациям обусловливает целесообразность изучения экономических механизмов управления их рисками при прохождении курса "Безопасность жизнедеятельности".

С этой целью в последовательный ряд учебных пособий для студентов ВУЗов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" включается новое учебное пособие "Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций".

Пособие подготовлено авторским коллективом, в котором представлены специалисты Центра стратегических исследований гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Авторы надеются, что настоящее пособие органически дополнит существующий ряд учебных пособий по данной дисциплине, восполнит недостающее в нем звено, касающееся экономических аспектов противодействия чрезвычайным ситуациям, повысит глубину и широту охвата обучаемыми вопросов управления рисками чрезвычайных ситуаций.

Пособие содержит восемь глав, посвященных различным экономическим механизмам, используемым в практике управления рисками чрезвычайных ситуаций.

Материалы пособия преимущественно базируются на положениях различных нормативных правовых документов. Однако в быстро развивающейся экономической сфере, относящейся к управлению рисками, остаются неотрегламентированными многие вопросы экономического содержания. В этом случае авторы базировались на некоторых результатах научных исследований, проведенных Центром стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ) МЧС России, Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС) МЧС России, Институтом макроэкономических исследований (ИМЭИ) Минэкономразвития России, Российской академией государственной службы (РАГС) при Президенте Российской Федерации, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и другими научными и учебными заведениями.