Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. 

Добровольный риск - это риск, который человек берет на себя в личной жизни путем свободного выбора образа жизни и рода личных занятий. 

Вынужденный риск - это риск профессиональной деятельности человека, осуществляемой в определенных условиях. 

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Стойкость - это свойство объекта сохранять свои параметры в пределах установленных допусков и выполнять свои функции во время и после внешних нагрузок. 

Защищенность -  способность объекта противостоять поражающим воздействиям, ослабляя их интенсивность. Она обычно характеризуется коэффициентом ослабления внешних воздействий. 

Потери - это выход из строя людей ввиду их гибели, ранений, травм, болезней. 

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. 

Анализ риска (или риск-анализ) является процессом идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, различного рода социальных, политических, хозяйственных структур, элементов окружающей природной среды и других объектов.

Индивидуальный риск - это мера возможности наступления негативных последствий для здоровья одного человека из-за действия на человека на территории его возможного нахождения в течение времени (t опасных факторов жизнедеятельности, проявляющихся постоянно либо в случае реализации опасных событий. 



 

Заключение



Научной общественности, специалистам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера хорошо известны и привычны термины, "риск", "управление рисками", "механизмы управления рисками" чрезвычайных ситуаций, а многочисленные публикации научного и публицистического характера по этим вопросам давно не считаются библиографической редкостью.

Выводы их авторов в преобладающем большинстве совпадают в том, что как стихийные бедствия, так и техногенные аварии и катастрофы с большой долей вероятности будут преследовать человечество в течение всего XXI века, а может и за его пределами. России в этом плане не только не является исключением, но постоянно находится в зоне риска чрезвычайных ситуаций, в том числе крупного трансграничного характера.
В Российской Федерации вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций практически возведены в ранг государственной политики и все в большей степени признаются важным элементом национальной безопасности. Образована и успешно функционирует государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая многочисленные органы управления, силы и средства, оснащенные специальной техникой, спасательным оборудованием и снаряжением, зачастую не имеющими аналогов в мире. Однако даже на этом фоне говорить о возможности снижения уровня противодействия чрезвычайным ситуациям было бы преждевременно.
Совершенствования требуют вопросы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, технологии проведения аварийно-спасательных работ, управления РСЧС, подготовки специалистов и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, анализа рисков, определения ущербов от чрезвычайных ситуаций, размеров компенсаций пострадавшим и др.

Все в большей степени в стране ощущается потребность в высококвалифицированных кадрах специалистов-управленцев, особенно среднего и нижнего звена для органов управления РСЧС. Надежда на частичное решение перечисленных и других серьезных проблем в определенной степени возлагается на подготовку специалистов в высших учебных заведениях, в которых предусмотрено изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Вместе с тем, получение студентами глубоких знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и управления рисками их возникновения в значительной мере затруднено в связи с отсутствием учебных пособий, систематизирующих знания в названной сфере. Устранить этот недостаток призвано подготовленное к изданию учебное пособие "Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"(2004 г.) и его логическое продолжение - учебное пособие "Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций".

В рамках этого учебного пособия главной ставилась задача не только научить будущих специалистов пониманию огромных потребностей в финансовых и материальных ресурсах, привлечение которых может переломить негативную ситуацию в вопросах противостояния неблагоприятным природным явлениям, авариям и техногенным катастрофам, но и указать направления и источники их умножения и накопления хотя бы до минимально необходимых объемов, используя традиционные и изыскивая новые формы и методы в рамках существующего законодательства Российской Федерации.

Обучающимся будущим специалистам следует уяснить и постоянно помнить о том, что как сама теория управления рисками, так и его экономические механизмы, являются живым организмом, развивающимся по мере совершенствования всего спасательного процесса, а их изложение в настоящем учебном пособии является лишь ориентиром в сложном переплетении проблем сегодняшнего дня. Изменений организационного, методического, экономического, социального и технологического плана в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций можно ожидать уже в ближайшее время. По мнению авторского коллектива изложение в этом учебном пособии целого ряда перспективных вопросов окажется востребованным, а их дальнейшее совершенствование станет насущной необходимостью профессионалов.
Завершая изучение материалов пособия "Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций" каждому из нас следует еще раз сделать общий вывод о том, что экономические аспекты противодействия чрезвычайным ситуациям, наряду с организационными и технологическими, являются ключевыми в борьбе человека, семьи, трудового коллектива, общества, государства, международного сообщества с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Именно умелая организация, эффективная технология и целесообразные экономические механизмы могут обеспечить достижимый уровень природной и техногенной безопасности.

Действительно, современное человечество повседневно продолжает сталкиваться с природными и техногенными бедствиями, несущими огромные людские потери, материальный и финансовый ущербы. В результате этой и многих других причин осложняется социально-экономическое положение населения, государств и мирового сообщества в целом, усугубляется экологическая обстановка, затрудняются меры по намечаемому ООН переходу земной цивилизации к устойчивому развитию, обостряется цивилизационный кризис, обусловленный широким спектром глобальных проблем.

Глобальные проблемы, являющиеся первоисточником значительного числа чрезвычайных ситуаций, требуют огромных финансовых и материальных средств для своего приемлемого решения или хотя бы некоторого смягчения. Колоссальные капитальные вложения требуются также для начальных шагов по переходу отдельных стран и их сообществ к устойчивому развитию. Частные составляющие этих проблем - природная и техногенная безопасность - по самой своей природе являются затратными и, как мы видим, расходы на частичные компенсации различных видов ущербов от бедствий постоянно растут.

Поэтому минимизация этих неизбежных расходов, внедрение экономических механизмов, позволяющих решать материальные и финансовые проблемы противодействия чрезвычайным ситуациям, крайне актуальны. Отсюда вытекает необходимость постоянного совершенствования существующих экономических механизмов управления рисками чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время, когда некоторые из рассмотренных в учебном пособии экономических механизмов только проходят внедрение и требуемого широкого распространения пока не получили, трудно прогнозировать тенденции и перспективы их развития.

Но есть уже устоявшиеся и перспективные направления деятельности, практической реализации которых можно ожидать вслед за ощутимой стабилизацией экономического развития страны.

Рациональное размещение производительных сил и поселений по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности - очень эффективная мера по предотвращению или снижению уровня возможного ущерба. Поэтому можно предположить, что несмотря на большие затраты, частичное перемещение организаций и социального сектора из опасных зон в определенных пределах будет осуществляться. В таком перемещении, а также в создании новых объектов в безопасных зонах заинтересованы как владельцы, так и страховые компании.

Естественной его составляющей экономического развития России станет обновление основных производственных фондов. Этот процесс одновременно со своими прямыми экономическими целями в значительной степени обеспечит безопасность производства, снижение уровня аварийности и негативных экологических факторов.

Что же касается таких организационно-экономических мер государственного регулирования, как декларирование, лицензирование, экспертиза, надзор и контроль в области управления природными и техногенными рисками, то совершенствование этих мер пойдет по пути охвата все более широкого круга опасных производств, повышением обязательности для владельцев следовать предписанным процедурам, более высокой и неизбежной ответственности за нарушения законодательства в области безопасности.
Можно сделать и некоторые предположения относительно перспектив финансирования деятельности по управлению рисками. Будут оптимизироваться бюджетные механизмы. Следует ожидать переноса тяжести экономических последствий бедствий с государства на владельцев, виновных, страховщиков, внебюджетные источники. Ожидается повышение эффективности использования резервов.

В области управления природными и техногенными рисками велики перспективы страхования возможного ущерба, реализация которого, видимо, пойдет за счет обязательного страхования государственного имущества, долевого или льготного страхования имущества граждан.

Многообещающим представляется использование в нашей стране опыта развитых государств в части привлечения в качестве экономических механизмов управления рисками новых финансовых инструментов или, как их еще называют, продуктов финансовых рынков. Эти инструменты могут быть использованы для расширения спектра источников средств для увеличения размеров возмещенных ущербов. В качестве таких инструментов могут быть названы "катастрофические" опционы, соответствующие облигации, бонды, льготные кредитные линии.

Определенный смысл может иметь использование опыта США по созданию региональных специализированных по видам бедствий интегрированных финансовых структур, сочетающих в себе свойства банков, внебюджетных фондов, страховых и перестраховочных компаний.

В ближайшем будущем продолжат развиваться и методы экономического стимулирования деятельности в области управления рисками. Вероятно появление более широкого спектра льгот для успешных участников этого процесса и повышение уровня неотвратимости финансовой, материальной и, возможно, уголовной ответственности за нарушения в этой области.

И, наконец, в международной гуманитарной деятельности усилятся тенденции по регулированию процессов влияния бедствий на программы развития стран. Государства значительно отличаются по уязвимости от чрезвычайных ситуаций в зависимости от типа и состояния их экономики. Поэтому и международные программы развития будут строиться с большим учетом специфических механизмов влияния бедствий на соответствующие экономические системы, климат инвестирования, капитализацию доходов и т.д. Одновременно получат дальнейшее развитие система международной гуманитарной помощи и рынок международных гуманитарных услуг.

Приведенный перечень возможных направлений развития экономических механизмов управления рисками может быть значительно продолжен. Однако в заключение представляется важным еще раз подчеркнуть определяющую роль вопросов экономики в деле противодействия бедствиям, выразить уверенность, что экономические механизмы регулирования будут все шире внедряться и использоваться в практике предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Авторы пособия выражают надежду, что знания, полученные студентами в процессе изучения курса "Безопасность жизнедеятельности", в том числе с учетом экономических перспектив управления рисками, в конечном итоге положительно скажутся на уровне природной и техногенной безопасности.