Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
§ 8.1. Гуманитарная помощь
§ 8.2. Рынок международных гуманитарных услуг
Заключение
Литература


Гуманитарная помощь - это помощь, оказываемая на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической выгоде с целью облегчения тягот и лишений пострадавших. 



Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества



Экономические аспекты управления рисками чрезвычайных ситуаций присущи и его международной составляющей. Непосредственно экономические вопросы этого сотрудничества проявляются при решении задач гуманитарной помощи пострадавшему при бедствиях населению на рынке гуманитарных аварийно-спасательных услуг и оборудования, а также при попытках решать задачи развития страны во взаимосвязи с повышением ее стойкости к катастрофам.

Исследуя проблему международного гуманитарного сотрудничества, хотелось бы предварительно обратить внимание на взаимосвязь между экономическим развитием и чрезвычайными ситуациями и на то, как гуманитарная помощь чрезвычайная и постоянная влияют на восстановление разрушенной бедствиями экономики потерпевшей страны.

По утверждению экспертов ООН долгое время причинно-следственная связь между катастрофами и социально-экономическим развитием игнорировалась. Национальные министерства планирования и финансов, другие финансово-экономические организации не занимались проблемами катастроф. В лучшем случае экономисты надеялись, что катастроф не будет, а если и будут, то с ними эффективно можно будет справиться благодаря помощи, представляемой странами-донорами, т.е. гуманитарной помощи. Программы развития не оценивались в контексте катастроф, ни с точки зрения воздействия катастрофы на программу развития, ни с точки зрения того, повышает ли намеченное развитие вероятность катастроф и не может ли оно усилить разрушающее действие катастрофы.

Часто катастрофы рассматривались в контексте реагирования на чрезвычайную ситуацию, но не как часть долгосрочной программы развития. Если катастрофа происходила, то реагирование было направлено на удовлетворение элементарных потребностей и на ликвидацию последствий катастрофы. Терпящие бедствие страны и регионы иногда рассматривались как неблагоприятные районы для дальнейшего развития. Обстановка после катастроф считалась слишком сложной, чтобы в этих условиях поощрять даже элементарные изменения, нацеленные на долгосрочные преобразования.

Исходя из анализа чрезвычайных ситуаций последних лет ХХ века, ООН выявила виды взаимосвязи чрезвычайных ситуаций и последующего экономического развития пострадавших районов, преимущественно развивающихся стран. Они выглядят следующим образом:
- катастрофы тормозят выполнение программ развития, отбрасывая преобразовательные начинания на годы назад;
- восстановление (капитальный ремонт, реконструкция) разрушенных сооружений после катастрофы предоставляет значительные возможности для того, чтобы приступить к претворению в жизни программы развития;
- программы развития могут уменьшить устойчивость района к катастрофам.

Программы развития могут быть спланированы так, что они повысят устойчивость к катастрофам и их негативным последствиям.

На схеме 8.1. это выглядит так:

Схема 8.1.

Исходя из этого, передовые планово-экономические ведомства развивающихся государств при поддержке ООН и неправительственных организаций производили оценку планов развития в контексте ослабления катастрофических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями и, планировали программы восстановления разрушенной экономики, не забывая о долгосрочных преобразованиях.
Со временем потери от чрезвычайных ситуаций могут серьезно подорвать потенциал долгосрочного развития страны и заставить правительство существенно изменить программы и приоритеты экономического развития.

В то же время очевидно, что чрезвычайные ситуации, как это не драматично и парадоксально, в определенной мере предоставляют новые возможности для развития. Чрезвычайные ситуации могут изменить положение дел в пользу прогрессивных преобразований и дать повод для принятия программ развития, в том числе таких как профессиональное обучение, строительство жилья, земельная реформа. Однако некомпетентное управление на этапе чрезвычайной помощи и на этапе реконструкции может оказать негативное влияние на развитие в последующие годы и даже повысить уязвимость общества к грядущим ударам стихии.

Таким образом, вопросы предупреждения и ликвидации последствий катастроф становятся важной проблемой социально-экономического планирования и развития. Учет при планировании возможных бедствий создает условия для проведения превентивных мер.
Тут сразу следует оговориться, что влияние чрезвычайных ситуаций на процессы развития России выражено не так явно, как в небольших развивающихся странах. Это предопределено размерами нашей территории, численностью населения и масштабами экономики, на фоне которых возникающие потери и ущербы не могут оказать существенного влияния на экономическое положение страны. Лишь крупномасштабные бедствия, подобные Чернобыльской катастрофе, заметно сказываются на экономическом состоянии государства.

Следует также иметь в виду, что осуществление развития государств, в сочетании с мерами по противодействию бедствиям перспективный, но пока еще слабо действующий экономический механизм международной гуманитарной деятельности.
Наиболее реально действующими механизмами управления рисками чрезвычайных ситуаций на международной арене в настоящее время являются механизмы оказания гуманитарной помощи и развитие рынка международных гуманитарных услуг. Экономическая подоплека международной гуманитарной помощи очевидна - поиск ресурсов для этой помощи, определение ее источников, вопросы ее справедливого доведения - эти и другие ее аспекты напрямую зависят от экономических возможностей тех, кто эту помощь предоставляет. Ну а рынок международных гуманитарных услуг имеет вообще коммерческую или полу-коммерческую основу