Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
02.05.2013 1:09 Количество просмотров материала 3095 Время на чтение ~3 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

3.29. КАК ВЫБРАТЬСЯ ИЗ НАРКОТИЧЕСКОГО РАЯ?

Информация к размышлению. Из пяти с лишним миллиардов человек, населяющих земной шар, 200 млн. знакомы с наркотиками, примерно 100 млн. почти регулярно прибегают к ним, а 50 млн. – безнадежные наркоманы.

Стратегия поведения при спасении людей от наркомании относится к двум категориям лиц: тем, кто еще не употребляет наркотиков, но имеет к этому склонность (потенциальные наркоманы), и тем, кто уже пристрастился к ним (актуальные). Для первой категории лиц принцип воздействия: «Не создавать причин!». Для актуальных наркоманов: «Ликвидировать причины!».

«Не создавать причин» – это, значит, заботиться о создании оптимальных условий физического, психического и социального развития подростка. Необходимо научить его принимать правильные решения в трудной ситуации, самостоятельно выбирать способы удовлетворения своих потребностей. Именно потребности – движущая сила поведения человека.

Помимо биологических потребностей (питание, дыхание, сон), есть и другие, тоже важные, хотя и менее осознаваемые. Например, самоутверждение, эмоциональные межличностные связи, общественное одобрение.

Способами удовлетворения своих потребностей человек овладевает в процессе воспитания – в семье, школе, в группе ровесников. Склонны к наркомании дети со сверхвозбудимым или заторможенным поведением. Сверхвозбудимый ребенок руководствуется в своем поведении импульсами: сначала действие, потом размышление. Из-за этого возникают конфликты в школе. Учителя пытаются различными наказаниями и ограничениями научить рассудительности. Таким детям решительно противопоказаны занятия статичные, монотонные, однообразные, требующие сосредоточения внимания. Их незаурядную активность, исключительно большую энергию надо направить на цели, важные для них самих и окружающих. То же можно сказать и о заторможенности – особой психологической черте, которая практически не поддается коррекции. Поэтому настойчивое, грубое склонение такого ребенка к ускорению темпа деятельности, особенно путем высмеивания, наказаний, может довести его до тяжелого невроза. Основная задача профилактики в данном случае – создание подростку условий, обеспечивающих адекватный его возможностям темп деятельности. Это принесет ему сознание полного удовлетворения.

Какова же тактика поведения с наркоманами? Что делать, чтобы они прекратили принимать наркотики? С чего начать?

Прежде всего, не скандальте, не шантажируйте сына или дочь лишением домашних привилегий и любимых вещей, не предоставляйте подростка самому себе, не выгоняйте его из дому, не причитайте и не опускайте рук. Не жалуйтесь окружающим на постигшее вас несчастье. Не падайте духом, не теряйте терпения и не порывайте контакта с сыном или дочерью. Вам будет нелегко, результаты появятся нескоро. Приготовьтесь к долгой и трудной борьбе.

Среди молодых наркоманов есть три категории лиц – первая – те, кто может, но не хочет покончить с употреблением наркотиков; вторая – те, кто хочет, но самостоятельно не может отказаться от них; третья – те, кто не хочет и уже не может освободиться от пагубного пристрастия. В первом случае задача состоит в том, чтобы вызвать у наркомана негативное отношение к употреблению наркотиков. Во втором случае, прежде всего, следует окружить наркомана заботой и контролем, чтобы помочь ему в преодолении сильного психического влечения к приему наркотиков, с чем он пытается бороться и от чего хочет избавиться. Третий случай – наиболее трудный и требует усилий окружающих людей и медицинских работников.
Во всех случаях необходима помощь врача-нарколога.

Бывают ситуации в жизни подростка, когда он оказывается в компании, где ему предлагают «побаловаться» особой сигаретой, употребить какую-нибудь таблетку или «уколоться» для кайфа. В этом случае надо проявить самостоятельность и волю – откажитесь! Нельзя уступать обычным в таких случаях насмешкам и другим «выкрутасам», не совсем умных сверстников или, еще хуже, более взрослых ребят, которые не представляют последствий таких «экспериментов». Больше в эту компанию ни шагу! Ну а если не устояли – не бойтесь сразу же обратиться к врачу. Именно сразу!

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх