Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
08.12.2013 15:24 Количество просмотров материала 2375 Время на чтение ~28 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Инновационные аудиовизуальные кино и медиатехнологии в современном образовательном процессе

Инновационные аудиовизуальные кино и медиатехнологии в современном образовательном процессе

                             УДК  378.148. «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ»

                                                                 +79153845915 machenin@yandex.ru

«Профессия – спасатель»

                                                               А. Маченин, аспирант-медиапедагог,

член ассоциации кинообразования и медиапедагогике России,

ведущий инженер управления мультимедийных технологий МЧС России

 

Инновационные аудиовизуальные кино и медиатехнологии в современном образовательном процессе

(Материал статьи содержит этапы проведения курса занятия по ОБЖ в аудиториях средней и старшей ступени школы)

 

    Краткая аннотация: В первой части описания урока приведены статистические данные по катастрофам на открытой воде в мировом масштабе и непосредственно на Российских океанических, морских, речных и других акваториях за последние несколько лет. Заявлены некоторые документально-энциклопедические повествовательные данные по используемым материально-техническим силам и средствам структуры МЧС России с расшифровкой понятия «Береговая охрана РФ». Подробный обзор ключевых сегментов теории и практики учебно-тренировочных занятий Архангельской областной спасательной службы МЧС России (АОСС). Последовательное освящение важнейших образовательно-педагогических  учебно-тренировочных этапов с иллюстрационным рядом в фото формате.

Вторая часть представляет собой частичный киноочерк художественного фильма «Спасатель», вышедшего в мировой кинопрокат в 2006 году, американского режиссёра Эндрю Дэвисона. Обзор основных сюжетных линий, ситуационных взаимодействий главных и второстепенных героев, на которые стоит обратить внимание школьников при индивидуальном или групповом просмотре рассматриваемого художественного фильма. Приведены основные цитаты из фильма, озвучивание которых наталкивает ребят к обдумыванию и последовательному личностному оценочному анализу различных сюжетных ситуаций заявленных в фильме. Соцопрос по основным тематическим направлениям данного цикла уроков. Сравнительный анализ, сбор отзывов и оценок ребят на правдоподобность и реалистичность событий сравнивая документальные свидетельства очевидцев ЧС на открытой воде и представленных в сюжете рассматриваемой кинокартине (события с платформой «Кольская» (интернет) и теплоходом «Виктор Карякин» (фотоотчёт).

     Summary: the first part of the lesson presents statistical disaster data on the open water (in a global scale), and directly in the Russian ocean, sea, river and other waters in the past few years. Claimed some documentary narrative encyclopedic data on used logistic forces and assets structure Russian Emergencies Ministry with details the concept of "the Coast Guard of the Russian Federation." A detailed overview of the key segments of the theory and practice training sessions Arkhangelsk Regional Emergency Rescue Service of Russia (ADCC). This article consists important educational and pedagogical stages of training with a number of illustrative picture format. The second part is a summary of the film "Lifeguard" by the American director Andrew Davison, which was released in theaters in 2006. Overview of the main storylines, situational interaction of major and minor characters that are worth paying attention to students with individual or group viewing of the film under consideration. The main quote from the movie, sound which pushes the children to think carefully about the personal and consistent evaluative analysis of the different plot situations stated in the film. Opinion poll on the main thematic areas of this series of lessons. A comparative analysis, collection of reviews and evaluations of the guys on the credibility and realism of the events documented by comparing the eyewitness emergencies on the open water and presented in the plot of the considered films (situation with the platform "Kolskaya" (Internet) and with the steamer "Victor Karjakin" (photos).

     Ключевые слова: Береговая охрана, пловцы-спасатели, спасательная операция на открытой воде, учебно-тренировочные занятия, реконструкция происшествия, первая помощь при гипотермии, морская прибрежная акватория.

     Keywords: Coast Guard, rescue swimmers, rescue operation on the open water, training sessions, the reconstruction of the accident, first aid for hypothermia, marine coastal water area.

     Цель и задачи исследования: Цикл занятий рассчитан на 2-3 академические пары, в зависимости от желания, понимания и технического обеспечения учителя. Материал урока в основе своей нацелен на организацию пропагандистской, патриотической, художественно-творческой и профориентационной образовательно-познавательной деятельности с детскими аудиториями среднего и старшего школьного возраста (школьники 6-9, старшеклассники 9-11). Содержание уроков и сопутствующего иллюстрационного медиаматериала достаточно информативно в заявленной общей тематике исследования. Предметная принадлежность не узконаправленна, но специфична: действия при ЧС на открытой воде, командное взаимодействие в образовательном процессе, отработка полученных знаний, умений и навыков на практике спасательных операций, профориентация старшеклассников по направлениям спасательных специализаций и т.д. Методическая концепция материала применима, как для работы по направлениям учебного курса «ОБЖ» в общеобразовательной школе, так и для работы учителей и педагогов в структурах дополнительного образования: военно-патриотические секции, кружки «Юный спасатель», «Юный Восводовец», организации «Ропсвод», тематических детских медиацентров при учебно-практических структурах ГИМС, АквоСпас МЧС России, школьных телевизионных студий и киноклубов.

     The purpose and objectives of the study: Cycle training is aimed for 2-3 academic hours, depending on the willingness, understanding and technical support of the teacher. Lesson content is basically aimed at the advocacy organization, patriotic, artistic, creative and career-oriented educational-cognitive activity with the children's classrooms and senior secondary school age (pupils 6-9, high school students 9-11). The content of lessons and the accompanying illustrative mediamateriala quite informative in the declared common topics of research. Object identity is not narrow, but specific: action in emergencies in open water, teamwork in education, improvement of the knowledge and skills to practice rescue operations, career guidance for senior majors and areas of rescue, etc. Methodological concept of the material is applicable for work in areas of the course, "life safety" in a secondary school and for teachers and educators in the structures of further education: the military-patriotic section, mugs, "Young Rescuer", "Young Vosvodovets" organization "Ropsvod ", case of children's media center with hands-on training structures GIMS, AkvoSpas Russian Emergencies Ministry, school television studios and film clubs.

     Техническая и технологическая рекомендация к подготовке, организации и самого проведения данного цикла уроков: Сопроводительный иллюстрационный кино-, фото-, и другой медиаматериал предполагает демонстрацию по средствам мультимедийного проектор, обычного телевизора с DVD проигрывателем либо с помощью стационарных классных компьютеров. Также, сейчас распространена технология школьных мобильных медиацентров с LCD телевизорами со встроенными USB приёмником для флешнакопителя. Просматривать, возможно, как непосредственно на уроке, не отрываясь от учебного процесса, так и в домашних условиях (Х/Ф «Спасатель» 2006 г). Весь медиаматериал обладает малым информационно-цифровым объемом и находится в свободной доступности, к примеру, на DVD-video и во всемирной сети интернета, социальных сетях (Яндекс видео, YouTube, Вконтакте) и всевозможных торронт-трекерах. Ключевые поисковые теги в сети интернет: Х/Ф «Спасатель» 2006 г.; фото АОСС РФ или фото отчёт Архангельских пловцов-спасателей; Битва Архангелов с войском морской стихии. Если у вас есть личные просьбы, предложения или возникли проблемы в работе или поиске медиаматериала пишите на прямую почту machenin@yandex.ru, ответим всем!

     Technical and technological advice to the preparation, organization and the same lessons: The accompanying illustrative movies, photos, and other mediamaterial involves a demonstration of the means of multimedia projector, a TV with DVD player or using the stationary classroom computer. Also, the technology is now extended school mobile media center with an LCD TV with built-in USB receiver for flesh-card.  View, perhaps, both directly in the classroom, without interrupting the educational process, as well as at home (‘Rescue', 2006). All mediamaterial has a small amount of digital information and is available free, for example, the DVD-video, and the World Wide Web, social networks (Yandex video, YouTube, Twitter), and various torrent-trackers. Key search tag on the Internet: ‘Rescue' (2006), photos of the Russian Federation ABSN Report Arkhangelsk swimmers and rescuers; Archangelsk battle with an army of sea elements. If you have personal requests, suggestions or problems in work or you are looking for mediamateriala write on direct mail machenin@yandex.ru

 

27 декабря в России отмечается День спасателя. Профессия, о которой в нашей стране население раньше ничего даже не слышало, стала очень востребованной и популярной, особенно у молодежи. Сегодня профессионалы этого профиля могут быть одновременно пожарными или горноспасателями, десантниками или альпинистами, водолазами или пловцами – словом, специализация очень широкая.

Сейчас многие выбирают профессию спасателя делом своей жизни, готовятся к этому со школьных лет, поступая в кадетские классы «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», обучаясь азам спасательных наук на уроках ОБЖ, соревнованиях «Школа безопасности» и др. Но профессия спасателя – это не только романтика, но прежде всего тяжелая и опасная работа. Хотя всё равно это удел сильных и благородных.

В преддверии праздника предлагаем материал для проведения урока ОБЖ или внеурочного мероприятия, посвященного профессии спасателя (в данном случае – работающего преимущественно на акваториях). Урока, основанного на реальных примерах из жизни и деятельности спасателей МЧС, береговой охраны и анализе ярких художественных образов представителей этой профессии, показанных в художественном фильме «Спасатель».

Безусловно, каждый преподаватель сам, вооружившись идеей  проведения такого урока и содержащимся здесь материалом, внеся свою долю творчества, может организовать поучительное учебно-познавательное мероприятие с соответствующими просветительскими, образовательными и воспитательными целями и задачами.

Тема урока: «Профессия – спасатель».

Цель: пропагандистская, патриотическая, художественно-творческая и профориентационная образовательно-познавательная деятельность с аудиториями среднего и старшего школьного возраста.

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, телевизор с DVD проигрывателем или стационарные классные компьютеры; иллюстрационный кино-, фото- и другой медиаматериал к уроку, в том числе о деятельности Архангельской областной службе спасения (АОСС), а также х/ф «Спасатель», американского режиссёра Эндрю Дэвисона (2006 г.).

Примерный план урока;

1. Ознакомление учащихся со статистическими данными о гибели людей на водоемах страны – океанских, морских, речных и других акваториях.

2. Рассмотрение вопросов подготовки спасателей Архангельской областной службы спасения (АОСС). Знакомство с понятием «береговая охрана», ее задачами, силами и средствами.

3. Работа с изобразительным произведением по теме урока

4. Просмотр художественного фильма «Спасатель» с последующим его обсуждением.

5. Закрепление материала.

 

Примерный сценарий урока

 

1. Статистика гибели людей на воде в России за 2011 год.

В ведении МЧС России находится Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), которая осуществляет надзор за маломерными судами, базами для их стоянок, переправами, пляжами, занимается обеспечением безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции.

По данным ГИМС, в 2011 году зарегистрировано 7 110 происшествий на водных объектах. Из общего числа погибших здесь 2 980 человек утонули при купании, гибель 39 человек была связана с эксплуатацией маломерных судов, 94 человека лишились жизни из-за несоблюдения мер безопасности на льду, остальные - по иным причинам (неорганизованный туризм, охота и т. д.). Следует подчеркнуть, что в 2011 году на водных объектах погибли 417 детей.

Минувшей зимой было зарегистрировано 47 происшествий в местах массового выхода людей на лед, при этом погибли 18 человек. Основными причинами гибели людей в зимний период являются: выезд граждан в автомобилях на лед для отдыха и рыбалки; выход рыбаков на неокрепший лед и последующий отрыв припайного льда; использование необорудованных ледовых переправ. Значимой причиной гибели людей на водных объектах летом является купание, главным образом – в необорудованных местах массового отдыха (45,8%, – 2 980 человек).

На водных объектах произошло 41 аварийное происшествие с поднадзорными ГИМС МЧС России плавсредствами, в результате чего погибли 39 человек и 9 получили травмы. Государственными инспекторами по маломерным судам были спасены 1 269 человек.

Учитель ОБЖ, используя технологию активного погружение ребят в основную тему, ставит вопрос:  «Ребята, как вы думаете, что хотел сказать американский писатель и спасатель-консультант Майкл Отуотер словами: «Спасательная операция – всегда битва против времени, расстояния, местности и стихий...» Что имел ввиду автор и каков основной смысл этого высказывания?

Школьники: Это борьба, в которой время решает всё. Промедление смерти подобно. Чем меньше расстояние до медучереждения, тем больше вероятности спасти человеку жизнь. Борьба с неблагоприятными факторами определённой местности и определённой стихии.

Учитель: Да, правильно. Автор как бы даёт читателям новую, загадочную, философскую трактовку понятия «спасательная операция», заставляющую задуматься над сказанным.

Сегодня мы рассмотрим вопросы спасения пострадавших при катастрофах морских лайнеров, прогулочных катеров и других плавсредств, правила первой помощи при утоплении, а поможет нам в этом фотоотчет об учебно-тренировочной деятельности Архангельской областной службы спасения.

Давайте вспомним, какие чрезвычайные ситуации могут подстерегать нас, к примеру, во время прогулки на катерах, курсирующих по Москве-реке?

Школьники: катер может потерять управление или движение из-за отказа двигателей, столкнуться с таким же судном или другим плавающим средством, сесть на мель, получить повреждение корпуса плавающим мусором, начать тонуть, опрокинуться на бок, может случиться пожар и т. п..

Учитель: А кто приведёт конкретные примеры подобных событий на основе сообщений средств массовой информации?

Варианты ответов: Крушение лайнера «Титаник», трагедия с речным судном «Булгария», нефтяной платформой «Кольская» и т.д.

Учитель: Да, статистика катастроф на акваториях поражает, особенно, если рассматривать ситуацию не только по нашей стране, но и во всем мире. Только за последний десяток лет случились десятки таких событий, число пострадавших и погибших при этом исчисляется тысячами.

Во всех странах, имеющих выходы к морям и океанам, крупные реки и озера, в целях недопущения гибели людей при авариях и катастрофах морских и речных судов, иных плавсредств, а также для решения других важных задач функционируют различные чрезвычайные службы. Есть они и в России. В частности, это службы, подведомственные МЧС России, а также силы Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, в состав которых входят подразделения спасателей для оказания помощи терпящим бедствие на воде.

 

АРХАНГЕЛЫ БЕРЕГОВОГО ЩИТА РОССИИ

Как учится и работает Архангельская областная служба спасения

(АОСС РФ)

2.  Вопросы подготовки спасателей Архангельской областной службы спасения и Береговая охрана (Пограничной службы ФСБ России).

Справка. Береговая охрана (БОХР) – специализированные военизированные службы в ряде государств, призванные контролировать соблюдение правового режима территориальных и внутренних вод, морской экономической зоне и континентального шельфа, а также обеспечивать безопасность плавания в территориальных водах, оказывать помощь судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, и решать другие задачи. На оснащении подразделений БОХР имеются сторожевые корабли, патрульные катера, самолёты и вертолёты и пр. В числе стран с высоко подготовленными силами БОХР, наряду с Россией, лидирующие места занимают США, Норвегия, Швеция, Германия, Япония и др.

Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России выполняет функцию современной комплексной системы защиты национальных интересов России на приграничной территории (морское побережье), во внутренних морских водах и территориальных морях, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, обеспечивающей благоприятные условия для осуществления законной экономической, промысловой и иной деятельности в морском пограничном пространстве России.

Учитель: Сегодня мы хотим рассказать о спасателях, входящих в Архангельскую областную службу спасения. Пловцы-спасатели АОСС – это сотрудники поисково-спасательного отряда, которые подготовлены по специальной программе, созданной с учетом отечественного, а также зарубежного практического опыта. Отбор курсантов в это подразделение проводится весьма жестко, на конкурсной основе. Для того чтобы попасть в пловцы-спасатели, необходимо иметь сильное желание (это наиважнейшее условие), пройти медицинскую комиссию, психологическое тестирование и сдать установленные нормативы по физической подготовке, причем по плаванию результат ниже 5 баллов из 5 возможных даже не рассматривается. И это не случайно. Когда человек остается с морем наедине, то тут уже никто не поможет – только знания, умения, навыки и опыт, приобретенный на учебно-тренировочных занятиях и в практических спасательных операциях.

После тщательного отбора проводится курс занятий в классе учебного корпуса АОСС. Курсантам с первого урока преподаются такие дисциплины, как основы физиологии дыхания пловца, правила борьбы с гипотермией и оказания первой помощи пострадавшим и др. Только потом (после сдачи зачётов и нормативов в кроссах на выносливость) курсанты становятся на шаг ближе к своей мечте – им  выдается и подгоняется спецснаряжение. Нужно отметить, что у каждого пловца-спасателя снаряжение строго персональное, это закон!

Когда изучение теории остается  позади, начинается этап серьезной учебно-тренировочной практики. Первый ее этап – это базисная подготовка в бассейнах, их в АОСС два: обыкновенный, в котором курсанты учатся правильно плавать, задерживать дыхание, бороться с захватами утопающего и правильной буксировке последнего вплавь, и технический, где спасатели отрабатывают полученные навыки уже в штатном снаряжении, а также учатся пользоваться табельными морскими спасательными средствам, получают навыки по сохранению морского судна на плаву и по выживанию в открытом море.

Одна из специфик учебно-подготовительной программы Архангельской областной службы спасения – это просчитанная до мелочей симуляция эвакуации с терпящего бедствия морского судна (речные теплоходы, морские прогулочные лайнеры, грузовые корабли) и воздушно-транспортного спасательного средства (вертолет). Данные виды тренингов обязательны как для спасателей-пловцов, так и для экипажей морских и воздушных судов. Кроме того, они просто необходимы в плане отработки психологической устойчивости непосредственно пловцов-спасателей. Макет кабины вертолета спасатели сделали сами. Также имеется импортный тренажер, приблизительный аналог МИ-8. В рамках тренинга имитируется процесс падения и затопления вертолета.

После учебно-тренировочных бассейнов подготовка перемещается на открытую воду. Это еще не море, но тут уже реальные природные условия, которые дают достаточную картину ощущений и впечатлений непосредственного присутствия на месте ЧС. Начинается отработка полученных в бассейнах навыков на открытой  воде, в естественных, природных условиях: плавание на выносливость, борьба с захватами потерпевших, буксировка пострадавших, а также отрабатывается правильный вынос на берег утонувшего и оказание ему первой помощи.

Учитель: Ребята, а вы знаете как правильно оказывать помощь утопающему? (Если не говорилось об этом на прошедших ранее уроках, можно рассказать ребятам о правильных способах буксировки тонущего человека, выносе пострадавшего на берег и об основных правилах первой помощи при ЧС на воде (закрепление материала).

Одним из самых важных тренингов для пловцов-спасателей является получения навыка грамотно и безопасно для себя и окружающих десантироваться с авиационных воздушно-десантных средств МЧС России. В первую очередь отрабатывается десантирование с вертолета как на твердую поверхность (земля, лёд, асфальт или палуба корабля), так и непосредственно на водную гладь, с различных высот, при различной степени волнения поверхности воды. Но всё начинается, конечно, с учебно-тренировочной вышки. После обретения устойчивых навыков работы со спусковыми устройствами отрабатывается спуск с  вертолета. Сначала десантирование происходит с малых высот, потом с высоты сорока и более метров.

Тренировочные мероприятия охватывают не одних не только пловцов-спасателей, но и их в интеграции с экипажем воздушного судна и центром управления в кризисных ситуациях. В курс подготовки архангельских пловцов-спасателей входит обязательная тренировка «пеший по лётному». Все этапы будущей спасательной операции отрабатывается экипажем вертолета и спасателями на летном поле, что позволяет тщательно отработать все нюансы действий для слаженной командной работы на месте ЧС.

И вот время «Ч», команда готовится к вылету. В течение нескольких минут вертолёт МЧС России с пловцами-спасателями направляется к месту учебной чрезвычайной ситуации. Во время полета спасатели облачаются в экипировку: теплая подстежка, гидрокомбинезон, шлем, обвязка, маска с трубкой, ласты. На месте происшествия экипаж вертолёта сначала осуществляет «пристрелочный» заход для оценки ситуации. Летчикам приходится очень сложно: нет ориентиров для «привязки» вертолета к местности, вода забрызгивает блистер, командиру воздушного судна трудно удерживать стабильную высоту. Находящееся внизу тонущее плавсредство с людьми буквально выталкивается воздушным потоком из-под лопастей в сторону от вертолета.

Далее начинается работа пловцов-спасателей. В воду они могут попасть несколькими способами: на тросе лебедки; по шнуру спускового устройства; без привязки, свободным десантированием на открытую воду.

Если высота не более 5 метров, спасатели могут просто выпрыгнуть из вертолета. Но этот способ считается самым опасным и применяется только в определенных случаях. Первоочередная задача пловцов-спасателей состоит в том, чтобы оказать первую помощь находящимся в воде пострадавшим (при гипотермии) и поднять их в вертолет по одиночке либо вместе с собой.

Спасатели отрабатывают также порядок эвакуации пострадавших с судна, терпящего бедствие. Нередко подобная операция проводится, когда на судне есть заболевший или травмированный человек. После десантирования спасателей с вертолета на борт опускаются специальные носилки, на которых человека можно разместить в любом положении. Приоритетными задачами спасателей в данном случае является оказание первой медицинской помощи, правильная погрузка пострадавшего в корзину или на сиденье (в зависимости от сложности ситуации) и подъем его в вертолет.

После посадки вертолета на берегу пострадавшими начнут заниматься специализированные медицинские службы. При эвакуации потерпевшего с помощью подвесных носилок спасатели должны уложить и зафиксировать пострадавшего в них так, чтобы он не выпал во время подъема. Действия должны быть быстрыми,  так как в режиме «висения» вертолет тратит вдвое больше горючего, двигатели начинают перегреваться, а это чревато проблемами

Носилки поднимают наверх только после того, как спасатель снизу даст бортмеханику вертолета разрешающую команду. Пока носилки с пострадавшим не оказались в вертолете, спасатель при помощи шнура-оттяжки в режиме противовеса придерживает их, тем самым не давая носилкам крутиться и раскачиваться. Экипажу вертолёта остается втянуть носилки внутрь воздушной машины и отправить трос лебедки вниз за пловцом-спасателем. На этом тренинг завершается, а совершенствование навыков будет происходить непосредственно в ходе несения боевого дежурства.

Пловцы-спасатели Архангельской областной службы спасения не раз демонстрировали высокий уровень своих теоретических знаний и практических навыков в реальных операциях. Нередко они действовали совместно с иностранными коллегами. В качестве примеров можно привести операцию норвежских и российских поисково-спасательных служб при крушении в 2007 г. теплохода «Виктор Карякин» или успешно проведенные мероприятия по поиску и спасению человека с потерявшего ход катера в Белом море в 2010 г.

3. Работа с изобразительным произведением по теме урока.

Учитель: Рассмотрим картину «Битва архангелов с войском морской стихии» неизвестного автора. Кстати сказать, город Архангельск назван так во время своего основания в 1584 году в связи с расположенным по соседству Михаило-Архангельским монастырем. В христианских представлениях «архангел» (греч. Αρχι – главный, старший и άγγελος – «вестник, посланец») – старший ангел.

Давайте выделим важные сюжетные эпизоды, изображенные художником. Каковы положительные и отрицательные герои?  Опишите образы главных героев. Каково их эмоциональное состояние? Что можно сказать об общей энергетике картины? Какова психологическая основа, заложенная в произведение ее автором?

Сложно представить, какие чувства испытывает человек, в силу различных обстоятельств попавший в беду и оказавшийся лицом к лицу с суровой морской стихией. Вряд ли возможно передать словами всю бурю эмоций, которую ему приходится испытать за это время. Даже самые опытные моряки полагают, что подобные моменты каждый человек переживает по-своему, но все сходятся во мнении, что «у страха глаза велики». Картина «Битва архангелов с войском морской стихии» ярко показывает всю мощь и динамику борьбы двух противоборствующих сторон. Возможно, именно так выглядит спасательная операция на море в глазах человека, попавшего в беду. Это всегда неравный бой спасателей со временем, расстоянием, местностью и природной мощью стихии.

 

4. Художественный фильм «Спасатель».

Рекомендации к просмотру. Если позволяет время, то фильм лучше смотреть на уроке, классом. Можно, сделав паузы в некоторых местах, сократить просмотр. Главное, чтобы это не повлияло на общий сюжетно-смысловой характер картины. Пожалуй, самый простой и удобный вариант – просмотр фильма внести заблаговременно в домашнее задание, а разбирать его на очередном уроке.

Учитель: Теперь обратимся к американской киноленте «Спасатель» (англ. The Guardian). Жанр картины: драма, приключения, фильм-катастрофа. Главные роли сыграли знаменитые голливудские актёры Эштон Катчер и Кевин Костнер.

Фильм начинается с неких таинственных, окутанных мифологической стилистикой, в чем-то даже философских слов:

«Есть легенда о человеке, живущем в морских глубинах. Это ловец человеков, последняя надежда тех, кто попал в беду. Многие из тех, кто спасся, уверяют, что его сильные руки подхватили их и вытолкнули на поверхность, а ободряющий голос шептал, что всё будет хорошо – пока не пришла помощь. Но это, конечно, всего лишь легенда».

Такое начало не случайно. Главным в фильме является образ человека – спасателя, чьё призвание всегда оказываться в нужном месте и в нужное время, оберегать и ободрять людей, помогать попавшим в беду, дарить надежду, когда её совсем не осталось.

Первая сцена спасения из морской пучины семьи путешественников сразу погружает зрителя в активный, динамичный, отчасти жесткий, с элементами вынужденного насилия, процесс обычной спасательной операции. Все действия спасателя отточены до мелочей. Главный старшина Бен Рэнделл (Кевин Костнер), опытный пловец, в чрезвычайной ситуации «нейтрализует» мужчину, который в панике пытается утопить свою жену. Это импульс грамотно применённой, расчётливой агрессии ради спасения всех. Потом видим спасение утонувшей женщины, мастерски сделанное искусственное дыхание. Борьба за жизнь до последнего: «Пострадавшие бывают мёртвые и не очень», – утверждает пловец-спасатель Бен Рэнделл.

Оправдание риску – спасённая жизнь. «Как ты нашел её?», – спрашивает лётчик-инженер спасательной группы у Бена. «Мне просто повезло…» Ответ спасателя о везении уместен, но везение ли это? И вообще, что может сопутствовать «везению» спасателя? Конечно же приобретённые знания, умения и навыки спасения людей в условиях тяжелых учебных и нечеловеческих реальных чрезвычайных ситуаций.

Спасатель – это не работа, а образ жизни. И зачастую людям с такой профессией приходится очень тяжело в семейной, личной жизни: отсутствие дома, вынужденное невнимание к своей семье, постоянно переживающей за отца и мужа. Не каждому супругу под силу выдержать это.

Семейная жизнь героя Кевина Костнера не выдерживает испытаний – его оставляет жена. Бен спрашивает её: «Что мне сделать, чтобы ты осталась?» Но снова сигналит пейджер, Бена вызывают на базу – впереди новое задание, как всегда срочное и чрезвычайно важное. Он мог бы остаться и решать собственные, не менее чрезвычайные семейные проблемы, но на кону чья-то жизнь, и жизнь личная вновь уходит на второй план.

Бен Рэнделл вылетает на задание в море. Там у его спасательного вертолета обледеневает рулевой винт и заканчивается горючее, правила требуют возвращаться. «Что скажешь, Бен?», – спрашивает бортинженер. Бен решает любой ценой спасти жизни людей: «Мы улетим, а они погибнут?!» Но вертолет спасателей терпит крушение, выжить удается лишь двоим. Бен постоянно поддерживает своего раненого друга: «Ты чувствуешь, значит, ты живой. Не сдавайся, я точно не сдамся!» Весь фильм наполнен ёмкими, острыми, жизненными и обстоятельными цитатами.

Пострадавшему спасателю Бену предлагается два варианта: либо уйти на пенсию, либо стать инструктором в школе пловцов-спасателей с возможностью позже вернуться к старой работе. Бен соглашается пойти учить молодежь, надеясь всё же вернуться на прежнюю службу.

Приезжают молодые курсанты, среди которых особенно выделяется молодой парень, чемпион по плаванию штата среди старшеклассников Джейк Фишер. Он смел и напорист, с ходу пытается конкурировать с рекордами Бена Рэнделла, которые тот установил ещё в годы своей учёбы в этом же училище. Они знакомятся. На встрече с абитуриентами звучит напутственная речь начальника школы, прошедшего огонь и воду на воде, земле и в воздухе:

«Среди 40 000 человек, несущих службу в береговой охране США, только 280 пловцов-спасателей. И это потому, что мы элита береговой охраны. Мы лучшие из лучших. В ураган, когда порты повсюду закрыты, вся надежда на нас. Когда шторма обрушиваются на корабли, вся надежда на нас. Когда сам господь, владыка небесный, уничтожает плоды деяний своих, ветрами ровняя дома с землёй, вся... надежда... на нас! Но более половины курса отсеивается в ходе обучения. Поэтому, если у вас хватит сил и умений, для того чтобы влиться в наши ряды, тогда за ничтожное жалование вы будете иметь массу шансов умереть мучительной смертью в холоде и одиночестве где-нибудь в бескрайнем океане. Однако, вы также получите возможность спасать людей, а более высокого призвания в жизни не бывает! Итак, добро пожаловать в нашу школу!»

Учёба в школе пловцов-спасателей тяжела, но интересна. Строевая подготовка, теоретические и практические занятия, максимально приближенные к реальным спасательным операциям, физическая подготовка как тест на выносливость. Бен внедряет новую образовательную систему, по большей мере основанную не на теории, а на практике реальных ЧС. Главный старшина Бен ставит перед курсантами жесткие условия. Девиз спасателей: «Чтобы другие могли жить!» Задача – минимум один час продержаться в ледяной воде учебного бассейна. «Вы хотите спасать людей и отдать свою жизнь за других?.. Вы должны заслужить это право!.. Свело ногу? Отчислен».

Бен не похож на остальных инструкторов: проводя занятие, он находится в бассейне вместе с подопечными, за что последние уважают своего наставника еще больше.

Помимо тренировок на выносливость, курсанты учатся работать в команде. Им дается задание перетащить кирпич по дну бассейна, поочередно выныривая для дыхания. Когда задание выполняет Джейк Фишер, его напарник всплывает и отказывается от продолжения тренировки. Джейк спасает товарища от отчисления, оставшись на дне бассейна и установив при этом новый рекорд училища. «Один за всех и все за одного» –  главный урок в ЧС. После занятий молодые ребята обсуждают своего главного старшину: «...Как вы думаете, сколько человек он спас?.. Наверное, 200 или 300?..»

Старшина Бен в течение 18 недель наблюдал за Джейком Фишером, и не раз отмечал, что этот юноша подаёт большие надежды, во многом напоминает ему себя в молодости, ведь в процессе учёбы Джейк успевает побить все рекорды Бена Рэнделла. Все, кроме одного. О нём Джейку Фишеру рассказывает давний друг Бена – певица армейского Паба. В ходе одной из спасательных операций трос, с помощью которого на борт спасательного вертолета поднимают потерпевших, заклинило, и Бену пришлось удерживать потерпевшего в руке двадцать минут. В результате плечо спасателя было вывихнуто, а все сухожилия на руке порваны, но Бен не сдался, борясь за жизнь человека. «Я тебя не брошу», – кричал он, – и не бросил!

Попробуй, побей такой рекорд!

На одном из занятий курсантам демонстрируют манипуляции с сигнальным факелом – фальшфейером, который горит ярким, красным светом 30-40 минут, он помогает пловцу-спасателю в ночном море ориентироваться в пространстве, искать потерпевших. Кроме того, он хорошо виден издалека проплывающим мимо спасательным судам и катерам поддержки. Во время одной из бесед с молодым курсантом Джейком на бывалого спасателя Бена Рэнделла нахлынули вспоминания о своей погибшей команде. Он вспоминает трагические обстоятельства той самой спасательной операции, что унесла жизни его друзей. Тяжелый момент для Рэндела, он чувствует, что годы берут свое, а боль утрат всё сильнее и отчётливее даёт о себе знать. Но жизнь продолжается, надо встать и идти дальше – ради себя, ради попавших в беду путешественников, ради этих молодых ребят-курсантов, чьи не только подвиги, но и утраты ещё впереди.

Тем временем обучаемая группа совершает первый полёт на спасательном вертолёте. Курсанты должны отработать прыжки в воду в естественных условиях моря. Главный старшина Рэнделл вновь ободряет новичков очередной грубовато-веселой и одновременно пугающей фразой: «Смотрим направо, налево, прямо, чисто! Прыжок, падаем на воду, высота 50 футов – это бетон, 100 футов –  верная смерть!»

Курсанты с заданием справляются, но их ждет новый сюрприз   – вертолёт улетает на базу, оставляя их одних в море (это часть тренировки). Группа молодых курсантов под командованием Джейка Фишера единой командой плывет в сторону места дислокации.

И вновь сцена на базе в учебно-тренировочном бассейне. Проходит тренинг на выдержку и стрессоустойчивость. Курсант по фамилии Ходж не смог вырваться из цепкого захвата тренера-инструктора, эмитирующего утопающего в состоянии паники и тянущего спасателя под воду. Ходж не сдаёт зачёт. Главный старшина Рэнделл как всегда невозмутим и щедр на ёмкие и справедливые фразы: «Единственная разница между тобой и утопающим заключается в отношении к ситуации. Ты спасатель, ты должен всегда сохранять спокойствие, сталкиваясь с хаосом!»

По ходу обучения Джейк помогает своему другу курсанту Ходжу преодолеть свой страх, благодаря чему парень справляется с очередным заданием. Джейк отводит Ходжа в пивнушку, чтобы друг немного расслабился, где они сталкиваются с военными моряками. Те награждают Джейка и его друга парой внушительных синяков, за драку им сулит отчисление.

Джейк берет всю вину на себя. Рэнделл отпускает Ходжа, а Джейка оставляет у себя в кабинете, чтобы поговорить один на один. Однажды он узнал от бывшего тренера Джейка Фишера о том, что Джейк, когда ему было шестнадцать, с тремя друзьями, также чемпионами штата по плаванию, попал в автокатастрофу и выжил лишь один. Теперь главный старшина Бен Рэнделл усмиряет пылкий характер парня словами «Ты чтишь память о своих друзьях, так чти и свой дар!»

Вновь бассейн и пересдача зачёта на стрессоустойчивость. Курсант Ходж смог вырваться из захвата тренера-инструктора, эмитирующего утопающего в панике, ударив его в нос головой. Высвободившись, отбуксировал раненого тренера к бортику бассейна. Тренер взбешён, вот-вот сорвётся на курсанта Ходжа. Минутная пауза и... инструктор хвалит его.

Бен Ренделл говорит: «Наступит момент, когда вам придётся решать, кто будет спасён, а кто погибнет. Это ужасная ответственность, но пловцам-спасателям приходится брать её на себя. И самое тяжёлое то, что вам придётся помнить об этом до конца своей жизни. Наступит момент, когда вам придётся сказать «Нет». Наиболее важно, чтобы в живых остались вы сами. Вам доведётся спасать группы от пяти до двадцати человек. И все будут просить: «Спаси меня, спаси!» и будут ждать чуда. Сколько тебе лет, Ходж?» – «Двадцать четыре». – «В двадцать четыре года тебе придётся стать таким чудом. Придётся найти силы, чтобы совершать чудеса».

Учёба закончилась, торжественный выпуск. Но среди преподавателей нет Бена, он убыл в свою спасательную часть. Молодой выпускник Джейк Фишер едет на авиабазу спасателей к Бену в город Кадиак. За кружкой пива в домашней обстановке Джейк спрашивает его: «Когда нельзя спасти всех, как вы решаете, кого выбрать?» Бен отвечает: «Каждый это делает по своему, Джейк, ну а я поступаю просто: хватаю первого, к кому подплыл, или самого слабого, а потом плыву как можно быстрее, пока хватает сил...  Остальных забирает море...» – «Думаете, я готов к этому?» – «Я теперь тебе не учитель, я спасатель, такой же, как ты...»

Выполнение первого совместного задания главными героями кинокартины: Джейк и Бен отправляются на спасательную операцию в Берингово море, где приходится спасать двух туристов. Чудовищные условия: шквалистый ветер, 9-футовые волны, острые скалы и ледяная вода. Единственный способ десантирования – отчаянный бросок в морскую бездну, на бушующую гладь воды. Вот где раскрываются все приобретенные на учебно-тренировочных уроках знания, умения и навыки действий в подобных ситуациях.

При выполнении операции Бена снова одолевают воспоминания о ночи, когда он потерял свою команду. Бен, опытный пловец-спасатель, при буксировке пострадавших впервые теряет пространственно-территориальную ориентацию в море, но, полностью полагаясь на своего молодого напарника, благополучно возвращается на базу.

Правильно оценивая случившееся в этой операции, Бен принимает нелёгкое, но единственно правильное, на его взгляд, решения – уйти на пенсию. Узнав про это, Джейк Фишер пытается отговорить его, но все доводы тщетны. Тогда молодой напарник, пытаясь сыграть на чувствах долга Бена и его преданности профессии, спрашивает: «Во время учёбы мы с однокурсниками пытались угадать, сколько вы спасли людей, сколько у вас на счету?.. «Двадцать два», – говорит Бен Рэнделл. «Двадцать два? Что ж, неплохо... Это, конечно, не 200, но...», – оторопел Джейк, полагая, что Бен скромничает, а на самом деле спасенных жизней на его счету гораздо больше. «Двадцать два я не смог спасти, Джейк. Я считал только их...» – с болью говорит Бен.

И вот самостоятельная операция Джейка. В это время Бен Рэнделл покидает Центр управления береговой охраны и краем уха слышит радиопереговоры с командиром спасательного вертолета, на котором отправился Джейк. Офицер докладывает о сложнейших условиях спасательной операции и том, что вертолет возвращается с потерпевшими, а Фишер остался на терпящем крушение корабле, пытаясь спасти капитана, застрявшего в машинном отделении.

Бен принимает решение лететь к кораблю, чтобы помочь Джейку. Спустившись на корабль, он находит Джейка, который оказался запертым в машинном отделении вместе с уже погибшим капитаном. Бен освобождает бывшего ученика, им кажется, будто они уже спасены. Однако при подъеме их на вертолет спасательный трос начинает рваться, он не может выдержать двоих и Бен решает отстегнуться ради спасения Джейка. Но Джейк не может допустить гибели своего наставника. Он хватает Бена за руку, удерживая в воздухе, и говорит, что не бросит его. Бен, отвечая ему «я знаю», расстегивает свою перчатку, его рука выскальзывает из руки Джейка, и Бен падает в бушующие волны на острые камни. Несмотря на все усилия береговой охраны, тело главного старшины Рэнделла найти не удалось...

Когда в последующем Джейк бросается спасать очередного тонущего, тот оглядывается по сторонам и лихорадочно зовет таинственного «ловца утопающих». Теперь в его роли Джейк, это он тот, кто поддерживает утопающих и обещает, что никогда не бросит их и обязательно спасет!

5. Закрепление материала.

1. Какие впечатления произвели на вас и какие вызвали чувства каждое из трех представленных выше свидетельств об опасности водной стихии и профессии спасателя: фотоотчет об Архангельской службе спасения, картина художника «Битва архангелов с войском морской стихии», художественный фильм «Спасатель»?

2. На основе указанных материалов и других известных вам фактов и сведений сформулируйте основные черты и качества спасателя.

3. Как бы вы отнеслись к предложению поступить в учебное заведение, готовящее спасателей, и в последующем посвятить свою жизнь этой профессии? Ваше положительное или отрицательное решение поясните, обоснуйте.

4. На ваш взгляд, можно ли и каким образом уже в школе готовиться к тому, чтобы в будущем стать спасателем МЧС России? Какими для этого необходимо обладать физическими, психологическими и нравственными качествами, какие следует приобретать знания, умения и навыки?

 

Итоговый тематический опрос на закрепление материала:

1)   Три темы: реальная (фото отчет АОСС РФ), вымышлено реальная (Х.Ф. «Спасатель» 2006 г.), фантазийная (картина неизвестного художника 19 В. «Битва Архангелов с войском морской стихии»), что общего и в чём существенные отличия?

2)   Сюжетная составляющая, который автор был более честен, интересен, креативен и объективен в собственном видении темы?

3)   Образ героя-спасателя (фото отчёт; художественный фильм; картина) характеристический портрет, детали ключевых объектов?

4)   Этическая, эстетическая, эмоциональная и художественно-творческая составляющая каждого из рассматриваемого нами сопроводительного, тематического иллюстрационного медиаматериала?

5)   Что есть предмет (объект) искусства?  Можно ли, представленные иллюстрационные медиаматериалы (фото отчёт, художественный фильм или картину), рассматривать как произведение искусства?

6)   Ваше отношение к заявленной теме? Хотели бы, смогли бы вы связать свою жизнь с профессией «пловец-спасатель? Если да, то почему?

7)   На ваш взгляд, что нужно, чтобы стать пловцом спасателем? Какими (начальными) знаниями, умениями и навыками должен обладать человек (старшеклассник) желающий поступить в учебно-тренировочное спасательное учреждение?

 

Литература

1) Архангельск //Города России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.  С. 25-28. — 559 с. — 50000 экз. — ISBN 5-85270-026-6

2) Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва, Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);

3) Береговая охрана // Военно-морской словарь = Военно-морской словарь. — М.: Воениздат, 1989. — С. 44. — ISBN 5-203-00174-x

4) Материал из Википедии — свободной энциклопедии

5) Информационный медиапортал www.kinopoisk.ru

 

1 2 3 4 5 6    10 11 12 13 14 15  17  19 20 21  23 24 Рисунок 25 Фото_1 Фото_2 Фото_3 Фото_4 Фото_5 Фото_6 Фото_7 Фото_8 Фото_9 7 22 16 18 8 9

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх