
Второй период развития пожарной команды с 1870 по 1917 г.г. начинается с момента окончательного решения о переходе заведования пожарной охраной в ведение го-родского управления. С этого момента пожарной охране уделяется больше внимания, но вследствие отсутствия в распоряжении команды технически усовершенствованных средств тушения, количество пожаров в городе на протяжении и этого периода чрезвы-чайно много ( до 300 пожаров в год с колоссальной опустошительностью). Крупнейшие пожары относятся к периоду с 1901 по 1909 годы.
Наиболее крупные пожары произошли в июле 1901 года и шли почти изо дня в день в течение трех недель. Была истреблена огнем пятая часть города, ущерб составил 2 млн. 510 тыс.760 рублей.
А вооруженность пожарной команды оставалась крайне слабой. В 1910 году например, имелось: одна пожарная машина, 6 труб и 19 бочек. И только в декабре 1911 года была построена электрическая пожарная сигнализация. Одним из главных недостат-ков в работе пожарной охраны этого периода является и то обстоятельство, что пожарные работники абсолютно не занимались предупредительной работой, а являлись только ору-дием борьбы в момент возникновения пожара.
В советский период усиленный темп развития пожарной охраны г.Пензы начинается с 1923 года. Силами командного и рабочего состава приспособлено 5 пожарных машин, взятых с автокладбища, под боевые пожарные единицы. В 1925 году в г. Пензе имелось 3 пожарные части общей численностью в 121 человек. В 1927-1929 годах на вооружении ГПК были получены первые специальные пожарные автомобили отечественного производства марки АМО-Ф-15 с коловратным насосом. В 1922 году при ГПК была установлена электрическая пожарная двухшшлейфная сигнализация марки «Сименс-Гольск», которая обслуживала до трех десятков пожарных извещателей, установленных в разных точках города.
В честь 100-летия (1927г.) Пензенская пожарная команда была награждена за большую проведенную работу Грамотой с занесением на Красную Доску пожарных орга-низаций России. В этом же году на вооружении Пензенской ГПК были получены первые специальные пожарные автомобили отечественного производства марки АМО- ф-15.
В 1929 году Центральная команда с ул. Троицкой перемещается на Бывшую Хлеб-ную площадь, ныне ул. Гладкова, 20 (здание бывшего купца Марканова).
В период коллективизации резко возросло количество пожаров на селе. Одна из основных причин их возникновения – увеличение числа поджогов. На борьбу с ними со-здаются добровольные пожарные дружины из числа сельских жителей, которые не только тушили пожары, но и занимались профилактикой на охраняемой территории. Кроме того, они вели на селе разъяснительную работу в отношении мер пожарной безопасности.
В 30-х годах среди пожарных был хорошо известен дружинник Бессоновской ДПД П.А.Иришкин, первый из добровольцев, награжденный за спасение людей на пожаре ор-деном Трудового Красного Знамени.
10 марта 1932 года приказом №3 начальника УПО в связи с переходом 3-ей по-жарной части во вновь построенное здание (ул.Дзержинского,36) были определены сле-дующие районы выезда пожарных частей г.Пензы:
- район выезда 1-ой пожарной части – вся южная сторона с границей к северу по Николь-ской улице (сейчас ул. К. Маркса).
- район выезда 2-ой пожарной части – центр города с границей с южной стороны – Ни-кольская улица и с севера – Железнодорожный вал Московско-Казанской железной доро-ги Пенза 1.
- район выезда 3-ей пожарной части – вся северная часть города от железнодорожного ва-ла Московско – Казанской железной дороги Пенза 1.
- район выезда добровольной дружины – окраины районов выезда 1 и 2 пожарных частей.
С начала Великой Отечественной войны началась вахта пожарных по защите военных объектов, городов, селений, транспортных узлов, промышленных предприятий от пожаров. Личный состав пожарных частей, переведенный с утра 22 июня на казарменное положение, работал без сна и отдыха. В тяжелых условиях войны пожарные ощущали острый недостаток пожарной техники. На местах работники пожарной охраны изыскивали пути по приспособлению грузовых автомобилей под пожарные, переоборудовали имеющиеся пожарные машины, делая их более мощными. Грабовский завод противопожарного оборудования осваивает производство упрощенных пожарных автомобилей с передним размещением насосов.

3279
~3 мин









