Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
2.1. Управление рисками чрезвычайных ситуаций 
2.2. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
2.3. Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их масштабов в случае возникновения
2.4. Декларирование промышленной безопасности
2.5. Лицензирование деятельности опасного производственного объекта
2.6. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта
2.7. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.8. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
§ 6. Организация управления в РСЧС
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях







Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций



Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление государственного надзора и контроля.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 27) государственный надзор и контроль в этой области проводятся в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляют федеральные органы исполнительной власти (имеющие соответствующие полномочия по надзору и контролю в порученной сфере деятельности) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет надзор и контроль в порученной области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора за соблюдением установленных требований по обеспечению промышленной, ядерной, радиационной, экологической и пожарной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также в области строительства, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в других областях, где несоблюдение специальных правил и норм может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются: проведение комплексных и специализированных проверок (инспектирования) территориальных и ведомственных подсистем РСЧС, участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, в организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.

Комплексные проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, создающихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также ведомственных подсистем РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, проводятся в сроки и по программам, согласованным с проверяемыми органами исполнительной власти, и предусматриваются планами основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Общий порядок проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, звеньев территориальных подсистем РСЧС (образуются органами местного самоуправления), а также объектовых звеньев РСЧС установлен Инструкцией по проведению указанных проверок, утвержденной приказом МЧС России от 25.07. 2000 г. №399. Проверки, как правило, проводятся комплексно по всему перечню задач, возложенных на указанные подсистемы и звенья РСЧС, силами структурного подразделения МЧС России, осуществляющего контрольные функции, с привлечением представителей других структурных подразделений министерства и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Основными вопросами комплексных проверок являются: 
- состояние работы по выполнению общих требований по созданию и организации деятельности территориальной подсистемы РСЧС и её звеньев; 
- организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования производственных и других объектов в чрезвычайных ситуациях;
- готовность систем управления, связи, оповещения и информирования населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- готовность сил и средств РСЧС к выполнению задач по предназначению;
- работа по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- состояние защиты (инженерной, радиационной, химической и медико-биологической) и организация эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях различного характера.

Состояние дел по всем вопросам проверки (или их отдельным элементам) оценивается одной из следующих оценок:
"соответствует предъявляемыми требованиям";
"ограниченно соответствует предъявляемыми требованиям";
"не соответствует предъявляемыми требованиям".

Указанной выше Инструкцией по проверке установлены соответствующие критерии этих оценок 
Например, организация работы в территориальной подсистеме или местном звене РСЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования (работы) организаций в чрезвычайных ситуациях признается соответствующей предъявляемым требованиям, если:
на предприятиях (по результатам проверки и по данным органов госнадзора) организовано выполнение требований норм и правил безопасности, предписаний органов госнадзора, спланированы и проводятся мероприятия по обеспечению защиты персонала и устойчивой работы предприятий в чрезвычайных ситуациях;
проводится работа по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, в установленном порядке осуществляется разработка и экспертиза деклараций безопасности опасных производственных объектов, соблюдаются условия лицензий на право ведения разрешенной деятельности;
в целях совершенствования защиты территорий от чрезвычайных ситуаций разрабатываются и реализуются соответствующие целевые программы, осуществляются необходимые научные исследования, выполняются мероприятия федеральных целевых программ;
на предприятиях организована работа по поддержанию готовности аварийно-спасательных служб и других сил, осуществляется контроль за их укомплектованием и необходимым материальным и техническим обеспечением;
проводится работа по выявлению причин возникновения и развития имевших место чрезвычайных ситуаций, разрабатываются и реализуются мероприятия по их предотвращению.;
утверждены перечни объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения, создан установленный страховой фонд документации на них.

Готовность систем управления, связи, оповещения и информирования проверяется и оценивается по следующим основным элементам:
- готовность органов управления территориальной подсистемы и её звеньев;
- готовность оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, дежурно-диспетчерских служб на опасных производственных объектах, единых диспетчерских служб в городах;
- состояние систем связи, оповещения (в том числе локальных систем оповещения на объектах) и информирования;
- организация сбора, обработки, обмена и выдачи информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Одним из важнейших критериев оценки по всем этим элементам являются практические действия при имевших место чрезвычайных ситуациях, на учениях и тренировках с запуском систем оповещения и информации.

При проверке готовности сил и средств территориальных подсистем РСЧС и их звеньев оценивается готовность как сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций (их укомплектованность и оснащенность, состояние подготовки, результаты аттестации и т.д.), так и сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах.
По нескольким элементам осуществляется также проверка и оценка состояния дел по вопросам подготовки населения и состояния его защиты от чрезвычайных ситуаций.

Комплексные проверки деятельности функциональных подсистем РСЧС, осуществляемые силами МЧС России, проводятся по тем же основным вопросам, что и проверки территориальных подсистем РСЧС. При этом в программе проверки учитывается предназначение и особенности функционирования соответствующей подсистемы.

По итогам проверки территориальной подсистемы составляется акт, в котором в произвольной форме излагается положение дел по всем вопросам (с приложением оценочной ведомости), формируются общие выводы и вытекающие из них предложения, проводится служебное совещание по рассмотрению итогов проверки - с участием заинтересованных должностных лиц.

Исходя из результатов проверки, выводов и предложений, содержащихся в акте, проверяемыми разрабатывается План (перечень) мероприятий по устранению имеющихся недостатков и совершенствованию функционирования территориальной подсистемы РСЧС, который утверждается главой органа исполнительной власти, и организуется работа по выполнению намеченных мероприятий .
Аналогичным образом должна заканчиваться проверка звеньев территориальных подсистем, а также функциональных подсистем РСЧС.

Использованная литература к главе 2

1. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. /под общей редакцией Ю.Л.Воробьева/, М.: Флайст, 2001, 240 с.
2. Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. /рук.авторского коллектива С.К.Шойгу/, М.: МГФ "Знание", 1999, 588 с.
3. М.И.Фалеев. "Программно-целевой метод решения проблем снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций". Управление рисками чрезвычайных ситуаций. М.: КРУК, 2001, с.26-34.
4. Безопасность России. Функционирование сложных технических систем /рук.авторского коллектива К.В.Фролов/. М.: МГФ "Знание", 1998, 444 с.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации, 73-ФЗ, 1998.
6. Безопасность России. Безопасность промышленного комплекса /рук.авторского коллектива В.М.Кульечев/, М.: МГФ"Знание", 2002, 464 с.

* Экспертиза (лат.expertus - опытный) - это исследование и разрешение при помощи сведующих людей (экспертов) какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.