Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
4.1. Организация оповещения населения
4.2. Эвакуационные мероприятия
4.3. Укрытие населения в защитных сооружениях
4.4. Использование средств индивидуальной защиты
4.5. Медицинские мероприятия по защите населения
4.6. Особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения
4.7. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
§ 6. Организация управления в РСЧС
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях






Организация оповещения населения



Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. 
Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!". Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам. Это особая информационная ветвь в общей системе оповещения.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. 

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на задействование системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).

Следует подчеркнуть, что промедление с задействованием системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Системы централизованного оповещения территориального уровня

Системы централизованного оповещения территориального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.

Задачами СЦО территориального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.

Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.

СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня и установленной длительностью передачи речевого сообщения.

Верхние звенья СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям территориального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).
Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Основной аппаратурой систем оповещения территориального уровня является аппаратура П-160, обеспечивающая формирование и передачу пяти сигналов (команд) управления, из которых две команды предназначаются для создания тракта речевой передачи (возможность ведения речевых передач непосредственно от оперативных дежурных).

Время передачи сигнала управления (время перехвата канала связи) в одном звене составляет 3-х секунды, после чего они автоматически возвращаются потребителям.

Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры управления и средств оповещения СЦО осуществляется специалистами связи местных органов Минсвязи России на договорной основе за счет средств местного бюджета.

Комплексные проверки СЦО территориального уровня с задействованием всех звеньев и средств оповещения (включая запуск электросирен) проводятся не реже одного раза в год с составлением официального акта проверки.

СЦО территориального звена построенные на базе аппаратуры типа 5Ф88 и П-160 в настоящее время подлежат реконструкции на основе новой аппаратуры типа П-166, производство которой уже началось. 
Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации представлена на рис.4.1.1.

Системы централизованного оповещения местного уровня

К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.

Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.

Система оповещения города

Системы оповещения на территории многих городов построены на базе аппаратуры типа АДУ-ЦВ или аппаратуры типа П-164.

Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц. 

Элементы аппаратуры размещаются на АТС города, городском радиотрансляционном узле, аппаратной городского радио - и телевещания, объектах экономики города и в органах управления ГОЧС районов города, если таковые имеются в составе административного деления города. В органе управления также устанавливается нижнее звено территориальной системы оповещения, в состав которой входит данный город. На МТС города размещается аппаратура для автоматического запуска системы оповещения города от старшего органа управления. Таким образом, обеспечивается управление системой оповещения города как централизованно от старшего органа управления, так и из органа управления ГОЧС данного города.
На АТС города размещается аппаратура для управления электросиренами и стойками циркулярного вызова. На городском радиотрансляционном узле, где организуется круглосуточное дежурство технического персонала, может устанавливаться аппаратура для дистанционного включения от центральной станции оповещения данного города. На этом же узле устанавливается аппаратура включения уличных громкоговорителей, размещенных по территории города.

Рис. 4.1.1. Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации

На узлах связи наиболее крупных объектов, размещенных на территории города, устанавливается аппаратура управления типа АДУ-ЦВ или П-164, обеспечивающая дистанционное включение средств оповещения объекта от городской системы оповещения, а также с узла связи объекта или его пункта управления.

Системы оповещения сельского района

Практика показала, что создать системы оповещения сельского района значительно сложнее систем оповещения города, хотя они и относятся к одному уровню. Это связано с рядом причин:
сельские телефонные сети менее развиты, чем городские;
территория сельского района гораздо больше территории города;
на территории района размещается значительное число небольших по численности населения сельских населенных пунктов;
часть сельских населенных пунктов вообще может не иметь телефонной связи или даже централизованного электроснабжения;
телефонные выходы на сельские населенные пункты часто организуются всего по одному-двум междугородным каналам связи;
сельские населенные пункты в большинстве своем не имеют трехфазной сети электроснабжения, что резко ограничивает использование электросирен в сельской местности.
Все это ограничивает возможности по использованию существующих аппаратуры управления и средств оповещения, требует привлечения больших финансовых и материальных средств. Поэтому систем оповещения населения сельских населенных пунктов с организацией управления из районного центра, в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя проектные решения на их создание имеются.
В территориальные системы централизованного оповещения включены только районные центры, а население в других населенных пунктах сельской местности оповещается, в основном, по сетям радио - и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами отделов внутренних дел и путем подворного обхода.

Системы оповещения объектового уровня

Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.

Локальные системы оповещения ( ЛСО)

Создание локальных систем оповещения (ЛСО) определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей. 

При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.
Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов. 

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.
Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта. 
Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами и зоны ответственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для охвата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного. 

В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязнения, по территориальной СЦО. 
Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинамического характера на крупных гидроузлах также создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.

Оповещение должностных лиц

Оповещение ответственных должностных лиц РСЧС (члены КЧС, работники органов управления ГОЧС, начальники служб ГО, командиры формирований, руководители всех рангов), от которых зависит принятие решений на организацию проведения мероприятий по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайной ситуации, является одной из важнейших задач систем оповещения всех уровней.

Аппаратура оповещения должностных лиц выпускается в виде отдельных приборов (стоек циркулярного вызова - СЦВ) и устанавливается на АТС города, райцентра или объекта. При включении СЦВ линии выделенных абонентов, проходящие через стойку, переключаются с приборов АТС на приборы СЦВ. В линии абонентов сначала посылается специальный вызывной сигнал, а после подъема абонентом телефонной трубки, с грампластинки электропроигрывающего устройства, входящего в состав СЦВ, в линии абонентов поступает речевая информация ("Объявлен сбор" или "Проверка вызова").

После прослушивания сообщения, абонент кладет телефонную трубку и в тот же момент на стойке регистрируется факт приема сообщения (загорается контрольная лампочка) и линия абонента переключается вновь на приборы АТС.

В настоящее время для оповещения должностных лиц по телефонным сетям стала применяться более гибкая система, которая не требует установки аппаратуры на АТС и избавляет абонентов от жесткой привязки к конкретной АТС типа АСО. Весь комплекс аппаратуры размещается непосредственно в органе управления ГОЧС, что позволяет резко сократить эксплуатационные затраты. Аппаратура обеспечивает автоматическую передачу речевых сообщений по коммутируемым линиям большой группе абонентов (до 2000).

Новая система оповещения должностных лиц по радио с помощью специальных индивидуальных малогабаритных радиоприемников, называемых пейджерами и по сетям сотовой радиосвязи, позволяет осуществлять оповещение должностных лиц на значительной территории без жесткой привязки к телефонному аппарату. Сети пейджинговой связи и сотовых тарифов сейчас широко распространены во многих городах России.

Средства оповещения

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров.

Существующая аппаратура управления электросиренами при своем включении автоматически формирует циклы включения и выключения цепи питания электродвигателя сирены. В результате этого электродвигатель то набирает обороты, то снижает их. На оси двигателя смонтирована звукообразующая система, с помощью которой и формируется завывающий звук электросирены. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 сек.) после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Для повторного включения электросирены необходимо вновь задействовать аппаратуру управления.

Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения. При необходимости возможно и децентрализованное управление каждой электросиреной непосредственно с места ее установки или из АТС, где устанавливается промежуточная аппаратура управления работой сирен.

Электрические сирены обладают достаточно высокой эффективностью в обеспечении экстренного оповещения населения. Они просты в устройстве и техническом обслуживании, служат десятилетиями, управление ими легко централизуется и они представляют собой в настоящее время центральное звено в системах оповещения населения. В то же время их использование не лишено и недостатков: зависимость от состояния централизованного электроснабжения и исправности телефонных линий управления; небольшие площади звукопокрытия, что заставляет устанавливать большое количество сирен по территориям городов и населенных пунктов; определенная зависимость от погодных условий и времени года; сети электросирен легкоуязвимы в чрезвычайных ситуациях (нарушение сети централизованного электроснабжения, аварии на местных телефонных сетях, являющихся основной для управления сиренами).

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. Однако они требуют постоянного обслуживания и проверки на предмет готовности. Несмотря на постоянное сокращение количества уличных громкоговорителей, их роль в оповещении и информировании населения в чрезвычайных ситуациях весьма велика. 

Один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки), обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу необходимо установить значительное количество уличных громкоговорителей. Поэтому постояннодействующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. Большое количество уличных громкоговорителей хранится на складах и требуется значительное время и сил для их оперативного развертывания в угрожаемый период.

В то же время, в отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Но это не значит, что сети уличной звукофикации способны заменить сети электросирен. Эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

Как показывает практика полного охвата населения оповещением практически невозможно. Нельзя также и утверждать, что всё, находящееся в зоне действия средств оповещения население адекватно воспримет сигналы оповещения и информацию об опасности и организует свои последующие действия в соответствии с переданной информацией. Нужна еще продуманная система обучения населения, которая позволит научить людей распознавать эти сигналы и осознанно действовать по ним. 

Для повышения надежности оповещения необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. При этом следует учитывать и время суток, так как эффективность различных средств оповещения меняется. В ночное время наиболее эффективны сети электросирен и уличных громкоговорителей, в вечернее время - телевидение, днем - электросирены и уличные громкоговорители, сети радиовещания.

В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания. Это требует поиска и совершенствования способов оповещения и информирования населения, постоянного внимания к этой проблеме со стороны органов исполнительной власти и органов управления РСЧС.
Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. 

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается "живая передача" из органа управления без предварительной записи. 

В соответствии с установленным порядком (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени") использование радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций (независимо от форм собственности) для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется оперативными дежурными органов управления ГОЧС с перерывом программ вещания длительностью до 5 минут. При этом допускается 2-3-кратное повторение передачи речевого сообщения. Сети телевизионного и радиовещания в настоящее время являются основными каналами получения информации для населения. Каждая из этих сетей охватывает более 95% населения страны. 

При планировании использования в составе территориальных СЦО электронных средств массовой информации целесообразно ориентироваться на преимущественное использование местных сетей теле- и радиовещания. Следует ожидать, что сети проводного вещания сохранят свое информационное значение в местных системах оповещения крупных населенных пунктов и объектовых системах оповещения. Существенно расширить возможности системы оповещения позволяет широкое развитие коммерческих сетей вещания. Их использование в интересах оповещения населения также должно предусматриваться местными органами управления ГОЧС.

Основные угрозы и опасности в чрезвычайных ситуациях испытывает население, проживающее в городах, насыщенных потенциально опасными производствами. Однако в современных условиях проживание в сельской местности также не гарантирует безопасность при авариях и катастрофах. Это требует определенной информационной подготовки населения как городского, так и сельского. 
Высокую эффективность в подготовке населения к самостоятельным действиям может быть достигнута путем выпуска специальных памяток, адресованных жителям конкретного города или района, которые раздаются бесплатно местными исполнительными органами власти или продаются за символическую цену.

Такие памятки могут нести следующую информацию:
сведения о сигналах и информации оповещения и порядке действий по ним;
номера телефонов дежурных служб города или единой дежурно-диспетчерской службы, оперативного дежурного управления ГОЧС города, объединенных диспетчерских служб жилищно-эксплуатационных управлений;
наименования объектов, расположенных на территории города, типы химически опасных веществ, используемых в производстве, а также возможную глубину их распространения в случае аварии на объектах;
характеристику типов химически опасных веществ, меры защиты от них и способы оказания помощи при поражениях; 
общий план города (района) с указанием мест расположения потенциально опасных объектов и размеров зон возможных заражений (разрушений, затопления), медицинских учреждений, пунктов посадки на транспорт, органов исполнительной власти и органов управления ГОЧС, наиболее целесообразных маршрутов эвакуации, сборных эвакопунктов;
адреса убежищ и укрытий;
частоты и программы местного радиовещания, которые спланированы для использования в интересах информирования населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и др.

В такие памятки может вноситься и другая информация, например, о возможных стихийных бедствиях, характерных для данного региона, информация по организации защиты населения и быстрой ориентации его в обстановке при возникновении чрезвычайных ситуаций. Памятка может содержать и специальные графы для их последующего заполнения необходимыми сведениями и изменениями обстановки на территории города (района).

Контроль за готовностью систем оповещения

При контроле готовности систем оповещения населения, прежде всего, следует ознакомиться с паспортом на СЦО, в котором отражаются все данные по ее созданию и возможностям (процент охватываемого населения и время его оповещения, дата создания СЦО, типы используемой аппаратуры управления и средств оповещения, использование сетей радио - и телевещания, в том числе и коммерческих, возможность включения СЦО с загородного запасного пункта управления, организация и стоимость обслуживания аппаратуры и др.). 

При этом следует обратить внимание на год постановки СЦО на дежурство, так как аппаратура большинства территориальных СЦО находится в круглосуточной эксплуатации от 20 до 25 лет (а некоторые до 35 лет) и выработала свои сроки эксплуатации. В этом случае следует рассмотреть вопрос о возможности проведении работ по модернизации СЦО на основе новой аппаратуры.

Другим важным документом является акт последней ежегодной проверки работы СЦО, который объективно отражает текущее положение дел с состоянием системы оповещения. 
При ознакомлении с загородным запасным пунктом управления следует изучить возможность управления работой СЦО и выхода на сети вещания из загородной зоны.

Требует также изучения вопрос организации эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры оповещения со стороны местных органов связи и оплаты их работы за счет средств местного бюджета. 
Особое внимание следует уделить вопросу созданию локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах, размещенных на территории данного субъекта Российской Федерации, создание которых должно осуществляться за счет владельце этих объектов.

Для проверки работы системы оповещения должностных лиц целесообразно задействовать эту систему реально при проведении запланированного учения.

Информацией по вопросам оповещения населения, органов управления и должностных лиц владеют в полной мере орган управления ГОЧС и служба оповещения и связи ГО данного субъекта Российской Федерации.

Учитывая важность проблемы своевременного оповещения и информирования населения о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны принимать меры по созданию (модернизации) систем оповещения с использованием различных современных технических средств, обеспечивающих, по возможности, наибольшую полноту оповещения населения, поддержанию этих систем в постоянной готовности к использованию.