Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Введение
§ 1. Чрезвычайные ситуации и государство
§ 2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
§ 3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
§ 4. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
4.1. Организация оповещения населения
4.2. Эвакуационные мероприятия
4.3. Укрытие населения в защитных сооружениях
4.4. Использование средств индивидуальной защиты
4.5. Медицинские мероприятия по защите населения
4.6. Особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения
4.7. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
§ 5. Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
§ 6. Организация управления в РСЧС
Заключение
Приложение. Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях








Особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения



Особенности радиационной защиты населения


Радиационная защита - это комплекс мер, направленных на ослабление или исключение воздействия ионизирующего излучения на население, персонал радиационно опасных объектов, биологические объекты природной среды, на радиоэлектронное оборудование и оптические системы, а также на предохранение природных и техногенных объектов от загрязнения радиоактивными веществами и удаление этих загрязнений (дезактивацию).

Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) для населения и работников радиационно опасных объектов, которые введены в действие с 1 января 2000 г. Подобного рода гигиенические нормативы облучения от источников ионизирующего излучения установлены также "Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)".
Обеспечение выполнения этих нормативов является конечной целью мероприятий радиационной защиты, ее целевой функцией. В результате качественной реализации этих мероприятий достигается требуемый уровень радиационной безопасности.

Мероприятия радиационной защиты, как правило, осуществляются заблаговременно, а в случае возникновения радиационных аварий, при обнаружении локальных радиоактивных загрязнений - в оперативном порядке. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) устанавливают критерии при выявлении локальных загрязнений двух уровней. Когда эффективная годовая доза составляет 0,01- 0,3 мЗв/год, уровню загрязнения присваивают условное наименование - "уровень исследований". При таком уровне ограничиваются наблюдением, контролем, исследованием источника с целью уточнения оценки величины годовой эффективной дозы и определения величины дозы, ожидаемой за 70 лет. В случае, когда эффективная годовая доза превышает 0,3 мЗв/год, локальному загрязнению присваивается второй уровень - "уровень вмешательства". Вмешательство подразумевает действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководства предприятий и организаций, органов управления РСЧС, допускающие введение ограничений на использование продуктов питания, перемещение в пределах зоны загрязнения или постоянное пребывание в ней.

В превентивном порядке проводятся следующие мероприятия радиационной защиты:
разрабатываются и внедряются режимы радиационной безопасности;
создаются и эксплуатируются системы радиационного контроля за радиационной обстановкой на территориях атомных электростанций, в зонах наблюдения и санитарно-защитных зонах этих станций;
разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;
накапливаются и содержатся в готовности средства индивидуальной защиты, приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, средства йодной профилактики и дезактивации, соответствующие технические средства, материалы и имущество;
поддерживаются в готовности к применению защитные сооружения на территории АЭС, противорадиационные укрытия в населенных пунктах вблизи станций;
осуществляются меры по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников (запасов) воды от возможного загрязнения радиоактивными веществами;
проводится подготовка населения к действиям в условиях радиационных аварий, профессиональная подготовка персонала радиационно опасных объектов и личного состава аварийно-спасательных сил;
обеспечивается готовность служб радиационной безопасности радиационно опасных объектов, сил и средств подсистем и звеньев РСЧС, на территории которых находятся АЭС, к ликвидации последствий радиационных аварий.

К числу основных мероприятий, способов и средств, обеспечивающих защиту населения от радиационного воздействия при радиационной аварии, относятся:
- обнаружение факта радиационной аварии и оповещение о ней;
- выявление радиационной обстановки в районе аварии;
- организация радиационного контроля;
- установление и поддержание режима радиационной безопасности;
- проведение, при необходимости, на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
- обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии необходимыми средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;
- укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в убежищах и противорадиационных укрытиях, обеспечивающих снижение уровня внешнего облучения, а при возможности и защиту органов дыхания от проникновения в них радионуклидов, оказавшихся в атмосферном воздухе;
- санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
- эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень загрязнения или дозы облучения превышают допустимые для проживания населения. 

Выявление радиационной обстановки проводится с целью определения масштабов аварии, установления размеров зон радиоактивного загрязнения, мощности дозы и уровня радиоактивного загрязнения в зонах, установления оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к аварийному объекту, а также определения возможных маршрутов эвакуации населения и сельскохозяйственных животных, эвакуации материальных и культурных ценностей из зоны аварии.

Выявление радиационной обстановки проводится с помощью стационарных систем радиационного контроля, устанавливаемых на и вокруг радиационно опасных объектов, а также путем ведения разведки с соблюдением мер радиационной безопасности.

Нормами радиационной безопасности (НРБ-99) определены следующие категории облучаемых лиц:
-
персонал (группы А и Б);
- все население, включая лиц из персонала, вне сферы и условий их производственной деятельности.

Для персонала группы А основные пределы доз (ПД) установлены на уровне 20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год, для персонала группы Б - 0,25 от значений для персонала группы А, а для населения - в 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год.

В табл. 4.6.1. приведены значения допустимых уровней радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, кожи, спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты персонала. Причем для кожи, спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты нормируется общее (снимаемое и неснимаемое) радиоактивное загрязнение, а в остальных случаях нормируется только снимаемое загрязнение.

Таблица 4.6.1
Допустимые уровни радиоактивного загрязнения, част/(см2 · мин)



Примечания:
* - для поверхности рабочих помещений и оборудования, загрязненных альфа активными радионуклидами, нормируется снимаемое (нефиксированное) загрязнение, для остальных поверхностей - суммарное (снимаемое и неснимаемое) загрязнение.
** - к отдельным относятся альфа активные нуклиды, среднегодовая допустимая объемная активность которых в воздухе рабочих помещений ДОА <0,3 Бк/м3 .


Радиационный контроль в условиях радиационной аварии проводится с целью соблюдения допустимого времени пребывания людей в зоне аварии, контроля доз облучения и уровней радиоактивного загрязнения. Он включает контроль за: 
мощностью дозы в местах пребывания населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий радиационной аварии;
содержанием радионуклидов в воздухе, питьевой воде, пищевых продуктах;
уровнем загрязнения различных технических средств, имущества и территории;
дозами облучения;
поступлением и содержанием радионуклидов в организме;
содержанием и радионуклидным составом загрязнений грунтов в зоне аварии.

Важнейшим элементом радиационной защиты при радиационной аварии является установление и поддержание режима радиационной безопасности. Режим радиационной безопасности - это обязательный порядок и организация деятельности подразделений ликвидации радиационной аварии, а также поведения населения в зоне аварии с целью максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия. Этот режим обеспечивается:
- установлением особого порядка доступа в зону аварии;
- зонированием района аварии; 
- целесообразным отбором участников ликвидации последствий аварии с обязательным их медицинским освидетельствованием;
- проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ; 
осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в "чистую" зону;
- обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;
- организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учета доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;
- осуществлением дезактивационных работ;
- организацией обращения с радиоактивными отходами.

По сути дела, реализация режима радиационной безопасности обеспечивает выполнение значительной части мероприятий по радиационной защите населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий радиационной аварии.

Использование средств индивидуальной защиты заключается в применении изолирующих средств защиты кожи (защитные комплекты), а также средств защиты органов дыхания и зрения. При этом в первом случае могут применяться общевойсковой защитный комплект, костюм легкий защитный Л-1, хлопчатобумажные комбинезоны, халаты и другие средства защиты кожи. Во втором случае используются ватно-марлевые повязки, различные типы респираторов ("Лепесток", Р-2, "Кама", "Астра-2" и др.), фильтрующие и изолирующие противогазы. Для защиты органов зрения применяются защитные очки, экраны и другие приспособления.
Для защиты щитовидной железы взрослых и детей от воздействия радиоактивных изотопов йода на ранней стадии аварии проводится йодная профилактика. Она заключается в приеме препарата стабильного йода, в основном йодистого калия.

Персонал радиационно опасных объектов обеспечивается индивидуальными средствами защиты в зависимости от условий работы и возможных аварий. Имеются запасы индивидуальных средств защиты и для населения, проживающего вблизи этих объектов, но в основном это только фильтрующие противогазы и респираторы. 
Применение фильтрующих и изолирующих противогазов, средств защиты глаз и кожи является необходимой, но в большинстве случаев недостаточной мерой защиты при радиационном воздействии. Они защищают человека в основном от внутреннего облучения.

Защиту от внешнего облучения могут обеспечить только защитные сооружения.

В связи с этим большинство атомных электростанций и близко расположенных к ним населенных пунктов располагают убежищами и противорадиационными укрытиями. Защита работающей смены радиационно опасных объектов предусматривается в убежищах с режимами полной изоляции и дополнительными защитными свойствами от проникающей радиации. Население и персонал предприятий, расположенных в зоне возможной радиационной аварии, должны укрываться в убежищах с меньшими защитными свойствами и в противорадиационных укрытиях с различной степенью защиты. Эти сооружения должны оснащаться фильтрами-поглотителями радионуклидов йода. Поскольку кратковременную защиту населения способны обеспечить практически любые герметизированные помещения, при новом строительстве и реконструкции жилого и производственного фонда вблизи радиационно опасных объектов в зданиях и сооружениях необходимо предусматривать такие помещения, особенно в детских учреждениях. Они могут сыграть важную роль в качестве временных укрытий до проведения последующей эвакуации.

Особенности химической защиты населения

Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия аварийно химически опасных веществ на население и персонал химически опасных объектов, уменьшение масштабов последствий химических аварий.

Необходимость проведения мероприятий химической защиты обусловливается токсичностью аварийно химически опасных веществ, попадающих в окружающую среду в результате аварий на химически опасных объектах, а также других событий.

Отнесение предприятий, получающих, использующих, перерабатывающих, хранящих, транспортирующих, уничтожающих АХОВ, к опасным производственным объектам проводится в соответствии с критериями их токсичности, установленными Федеральным законом "О промышленной безопасности производственных объектов".

Мероприятия химической защиты выполняются, как правило, заблаговременно, а также в оперативном порядке в ходе ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций химического характера.

Заблаговременно проводятся следующие мероприятия химической защиты:
создаются и эксплуатируются системы контроля за химической обстановкой в районах химически опасных объектов и локальные системы оповещения о химической опасности;
разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации химической аварии;
накапливаются, хранятся и поддерживаются в готовности средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы химической разведки, дегазирующие вещества;
поддерживаются в готовности к использованию убежища, обеспечивающие защиту людей от АХОВ;
принимаются меры по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников (запасов) воды от заражения АХОВ;
проводится подготовка населения к действиям в условиях химических аварий, подготовка аварийно-спасательных подразделений и персонала химически опасных объектов;
обеспечивается готовность сил и средств подсистем и звеньев РСЧС, на территории которых находятся химически опасные объекты, к ликвидации последствий химических аварий.

Основными мероприятиями химической защиты, осуществляемыми в случае возникновения химической аварии, являются:
обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;
выявление химической обстановки в зоне химической аварии;
соблюдение режимов поведения на территории, зараженной АХОВ, норм и правил химической безопасности;
обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;
эвакуация населения, при необходимости, из зоны аварии и зон возможного химического заражения;
укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ;
оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;
санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
дегазация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

Последовательность выполнения и объемы мероприятий химической защиты, осуществляемых при конкретной химической аварии, зависят от ее особенностей (произошла ли авария с образованием только первичного облака АХОВ; с образованием пролива, первичного и вторичного облака; с образованием пролива и только вторичного облака; с заражением грунта, водоисточников, сооружений, технических средств и др.), а также от окружающих условий, наличия материальной базы защиты и других обстоятельств. При этом каждое мероприятие может проводиться самостоятельно, либо в сочетании с другими мерами защиты. 

Важнейшим фактором, предопределяющим ход защитных мероприятий, является, как правило, быстротечность химических аварий. Защитные мероприятия наиболее эффективны в случаях раннего обнаружения химической аварии, особенно на стадии предпосылок к ней или ее инициирования. Организационно-техническими условиями раннего обнаружения химической аварии является наличие на химически опасном объекте эффективных систем контроля технологических процессов, систем (автоматизированных систем) контроля химической обстановки и локальных систем оповещения, а также результативная работа и профессионализм дежурных диспетчерских служб предприятий. В настоящее время в нашей стране автоматизированными системами обнаружения аварий оснащено большинство крупных химически опасных объектов, на которых они предусмотрены нормативными требованиями, но до 80% из них устарели и находятся в эксплуатации более 20 лет.

Оповещение о химической аварии должно проводиться локальными системами оповещения. Решение на оповещение персонала и населения принимается дежурными сменами диспетчерских служб аварийно химически опасных объектов. Если прогнозируемые последствия аварии не выходят за пределы объекта, об аварии оповещаются дежурные смены аварийных служб, администрация и персонал предприятия, а также местные органы управления РСЧС. При авариях, когда прогнозируется распространение поражающих факторов АХОВ за пределы объекта, оповещаются также население, руководители и персонал предприятий и организаций, попадающих в границы действия локальных систем оповещения. При крупномасштабных химических авариях, когда локальные системы не обеспечивают требуемого масштаба оповещения, наряду с ними задействуются территориальные и местные системы централизованного оповещения. К тому же в настоящее время локальные системы оповещения оснащены лишь около 10% химически опасных объектов России.

При возникновении химической аварии в целях последующего осуществления конкретных защитных мероприятий организуется химическая разведка и проводится оценка обстановки, сложившейся (складывающейся) в результате аварии. Определяется наличие АХОВ, характер и объем выброса, направление и скорость движения облака, время прихода облака к тем или иным объектам производственного, социального, жилого назначения, территория, охватываемая последствиями аварии, в том числе степень ее заражения АХОВ и другие данные. 
Характеристики основных АХОВ приведены в табл. 4.6.2.

Таблица 4.6.2
Характеристика аварийно химически опасных веществ




* - ПДК рабочей зоны - предельно допустимая концентрация химического вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3 . Эта концентрация при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья.

ПДК населенных пунктов - предельно допустимая среднесуточная концентрация химического вещества в воздухе населенных пунктов, мг/м3 . Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом вдыхании.


В ходе разведки используются газоанализаторы и газосигнализаторы (ОГ-2, ГСЛ-12 и др.), приборы газового контроля (УПГК), приборы химической разведки (ВПХР, ППХР и др.) с индикаторными трубками на АХОВ. В настоящее время, благодаря усилиям МЧС России, разрабатываются и внедряются новые перспективные средства выявления и оценки химической обстановки: фотоколориметрический газоанализатор ИФГ на семь АХОВ, индивидуальный прямопоказывающий газоанализатор "Колнон-2В" на десять веществ, универсальный прибор газового контроля УПГК "Лимб" на весь спектр АХОВ и другие. 

При химических авариях для защиты от АХОВ достаточно эффективно используются индивидуальные средства защиты.

При этом производственный персонал химически опасных объектов для защиты от АХОВ использует изолирующие дыхательные аппараты (изолирующие противогазы) или промышленные фильтрующие противогазы, рассчитанные на защиту от определенных АХОВ, характерных для соответствующих объектов, а также индивидуальные средства защиты кожи. Например, средства защиты кожи типа КИХ-4, КИХ-5 защищают персонал от жидких АХОВ. Средства индивидуальной защиты для персонала объектов, как правило, хранятся на рабочих местах и, при необходимости, могут быть применены немедленно.

Основными средствами индивидуальной защиты населения от АХОВ ингаляционного действия являются гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС. Для детей используются противогазы фильтрующие ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, а для младенцев - камеры защитные детские КЗД-4, КЗД-6. Всем этим средствам присущ крупный недостаток - они не защищают от некоторых АХОВ (паров аммиака, оксидов азота, окисла этилена, бромистого и хлористого метила). Для защиты от этих веществ служат дополнительные патроны к противогазам ДПГ-1 и ДПГ-3, которые также защищают от окиси углерода. Однако камеры защитные детские не приспособлены для работы с дополнительными патронами, а защита малолетних детей примерно до 7 лет противогазами с дополнительными патронами затруднена из-за увеличения сопротивления дыханию. В настоящее время проходит конструкторскую отработку фильтрующий противогаз нового поколения, который должен обеспечить защиту от всех возможных АХОВ.

Следует отметить, что существует серьезная проблема своевременности обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания в условиях химических аварий. Для защиты от АХОВ средства должны быть выданы населению в кратчайшие сроки. Однако из-за удаленности мест хранения, время их выдачи нередко составляет от 2-3 до 24 часов. За этот период население, попавшее в зону химического заражения, может получить поражения различной степени тяжести. В связи с этим согласно распоряжению Правительства Российской Федерации в шести областях (Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Самарской и Челябинской) в качестве эксперимента осуществлена заблаговременная выдача противогазов в личное пользование. В случае положительного результата эксперимента подобная практика будет применена для обеспечения химической защиты населения других регионов страны, в том числе проживающего вблизи объектов, на которых осуществляется хранение и уничтожение химического оружия.

При химических авариях важную роль в обеспечении защиты населения может сыграть своевременная эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация в этих случаях может выполняться в упреждающем и экстренном порядке. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация осуществляется в случаях угрозы или в процессе длительных по времени крупномасштабных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химического заражения. Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий с целью срочного освобождения от людей местности по направлению распространения облака АХОВ. 

Процесс принятия решения об эвакуации в условиях химической аварии очень ответственен и оперативен. Он должен базироваться на точном знании быстро меняющейся обстановки, учета удаленности мест, из которых производится эвакуация, до места аварии, реальной оценки возможностей провести эвакуацию до подхода облака зараженного воздуха. Ошибочное или опоздавшее решение на эвакуацию может не улучшить, а усугубить обстановку, подвергнуть людей, покинувших помещение, служившее им укрытием, химическому воздействию.

Поэтому в условиях химической аварии в некоторых случаях более целесообразно использовать для защиты людей от первичного, а в течение непродолжительного времени и от вторичного облака зараженного воздуха жилые и производственные здания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше воздухообмен в используемом для защиты помещении, тем выше его защитные свойства. Так, жилые и офисные помещения более защищены, чем помещения производственного назначения. В результате дополнительной герметизации оконных, дверных проемов, других элементов зданий защитные свойства помещений могут быть увеличены. На эффективности использования данного способа защиты существенно сказывается этажность постройки.

Эффективным способом химической защиты является укрытие персонала химически опасных объектов и населения в защитных сооружениях гражданской обороны, прежде всего в убежищах, обеспечивающих защиту органов дыхания от АХОВ. Особенно применим этот способ защиты к персоналу, поскольку значительная часть химически опасных объектов - до 70-80% - имеют убежища различных классов, причем убежищами с тремя режимами вентиляции располагают до 30% из них.

По техническим характеристикам средств очистки и регенерации воздуха, которыми оснащены убежища, а также допустимым параметрам воздушной среды в их помещениях, в условиях химических аварий может быть обеспечена надежная защита укрываемых:
в режиме полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) для всех видов АХОВ в любых концентрациях - на время до 6 часов;
в режиме фильтровентиляции при концентрациях АХОВ ниже 0,1мг/м3 - на время 4-5 часов.
По истечении этих сроков укрываемые должны быть выведены из убежищ, при необходимости - в индивидуальных средствах защиты.
Узким местом, осложняющим применение убежищ при химических авариях, является состояние их оборудования для очистки воздуха. Вследствие кризисных явлений в экономике производство этого вида оборудования прекращено или объемы его производства снижены, а между тем срок годности регенеративных патронов для регенерации воздуха и фильтров- поглотителей для фильтровентиляционных установок убежищ в большинстве случаев истек или близок к этому. 

Особенности медико-биологической защиты населения

Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и снижению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при возникновении чрезвычайных ситуаций биологического характера. Она достигается:
своевременным обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоотий, очагов заражения биологического характера;
рациональным использованием имеющихся сил и средств учреждений здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности;
развертыванием в угрожаемый период необходимого количества лечебных учреждений, медицинских формирований и учреждений;
созданием резерва медицинских средств защиты, медицинской техники и имущества;
проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических защитных мероприятий;
своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пораженным (больным);
проведением профилактических медицинских мероприятий, предупреждением возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, а в случае их возникновения быстрейшей их локализации и ликвидации;
контролем состояния внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;
проведением профилактической иммунизации (вакцинации) населения;
заблаговременной подготовкой медицинских формирований, обучением населения приемам и способам оказания медицинской помощи пораженным, само- и взаимопомощи и др.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации биологического характера осуществляются следующие основные мероприятия медико-биологической защиты населения:
а) при нормальной обстановке и отсутствии прогноза чрезвычайной ситуации:
осуществление обслуживающим персоналом и личным составом органов охраны правопорядка наблюдения и контроля за обстановкой в закрытых помещениях и на открытых пространствах, а также на прилегающих к ним территориях;
организация и проведение обучения личного состава органов управления и охраны правопорядка, обслуживающего персонала и аварийно-спасательных служб и формирований способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайной ситуации биологического характера;
планирование, организация и проведение учений по предупреждению чрезвычайной ситуации, обеспечению защиты людей от опасных биологических веществ; 
разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования станций и поездов метрополитена, наземного пассажирского транспорта в чрезвычайной ситуации биологического характера;
создание, восполнение запасов и контроль годности к использованию средств индивидуальной защиты, медицинских средств экстренной профилактики (общей и специфической);
контроль исправности и годности к работе средств очистки воздуха и вентиляции закрытых помещений, технических средств оповещения, биологической разведки и контроля;
планирование взаимодействия между органами управления, аварийно-спасательными службами и формированиями МЧС России, МВД России, МПС России, Минкультуры России, ФСБ России, Минздрава России, Минобороны России и других министерств и ведомств;
выбор мест размещения накопителей (обсерваторов) при эвакуации;
повышение технической безопасности объекта (оснащение помещений системой вентиляции, увеличение пропускной способности дверных проемов, скорости подъема эскалаторов и т.п.);
снижение вероятности поражения и заражающей дозы у пассажиров, участников массовых мероприятий, обслуживающего персонала и личного состава (готовность к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинских средств экстренной профилактики, подготовка к действиям в этих условиях аварийно-спасательных сил и средств, готовность системы оповещения, средств неспецифической биологической разведки и контроля);
обучение личного состава и обслуживающего персонала действиям по ликвидации очага биологического заражения. 
б) при угрозе чрезвычайной ситуации:
принятие соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистемы РСЧС, действующей на месте возможной чрезвычайной ситуации биологического характера, формирование, при необходимости, оперативных групп для выявления биологической обстановки и оказания помощи в организации ликвидации чрезвычайной ситуации; 
представление донесений об угрозе (прогнозе) биологической аварии в соответствии с табелем срочных донесений;
оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка о возможной биологической аварии;
перевод обслуживающим персоналом и личным составом средств индивидуальной защиты органов дыхания в положение "походное";
включение в работу технических средств биологической разведки и контроля стационарного типа и подготовка к работе носимых и передвижных приборов биологической разведки и контроля;
приведение в соответствующую степень готовности сил и средств ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район возможной биологической аварии.
в) при аварии (заражении опасными биологическими веществами помещений и территорий):
уточнение оперативного прогноза и постановка задач подразделениям;
оповещение населения, обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка о биологическом заражении;
проведение неспецифической биологической разведки и контроля с целью установления факта применения опасных биологических веществ, уточнения их токсономической группы, определения границы района биологического заражения;
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами экстренной профилактики; 
эвакуация населения из районов биологического заражения в накопители (обсерваторы), если не установлен карантинный режим;
оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным в чрезвычайной ситуации;
локализация места вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;
выбор рациональных способов обеззараживания (дезинфекции) вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;
удаление продуктов обеззараживания (дезинфекции) на открытом пространстве или в закрытых помещениях;
развертывание площадки для уничтожения опасных биологических веществ, укупорок и тары, в которых они содержались (при необходимости);
уничтожение опасных биологических веществ, укупорок и тары, их содержащих;
контроль полноты обеззараживания (дезинфекции) опасных биологических веществ;
сбор зараженной одежды;
проведение специальной обработки средств индивидуальной защиты, обмундирования и техники, а также санитарной обработки личного состава спасателей, участвовавших в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отбор проб и их передача в лаборатории сети наблюдения и лабораторного контроля;
оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным, при необходимости размещение пораженных в специализированных медицинских учреждениях (обсерваторах);
развертывание технических средств и проведение дезинфекции, локализации опасных биологических веществ, специальной обработки участков местности, внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений и техники;
развертывание пункта сбора и сбор зараженных средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, обмундирования, одежды, обуви, снаряжения и имущества;
удаление продуктов обеззараживания (дезинфекции), оставшихся после проведения специальной обработки;
осуществление контроля за состоянием воздуха и поверхностей, подвергшихся заражению;
проведение санитарной обработки личного состава аварийно-спасательных формирований и обслуживающего персонала, участвовавших в проведении работ.

При чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой и возникновением эпидемий, важнейшей мерой локализации опасности распространения болезни является установление в зоне чрезвычайной ситуации режима карантина или обсервации. При карантине осуществляются организационные, режимно-ограничительные, административно-хозяйственные, санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию (ГОСТ Р22.0.04-95). Режимно-ограничительные мероприятия при обсервации предусматривают наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения проведение противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованьях, которые создают зону обсервации.

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер. 

Мероприятия по защите населения при авариях на радиационно, химически и биологически опасных объектах проводятся в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются органами управления по делам ГОЧС всех уровней с участием заинтересованных организаций и состоят из текстовой части и приложений.

Текстовая часть включает:
Раздел 1
. Краткая оценка возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Раздел 2. Выполнение мероприятий РСЧС при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (раздел отрабатывается отдельно по каждому виду опасности).

Раздел 3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для осуществления мероприятий по защите населения, сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, материальных ценностей.

Раздел 4. Проведение спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения.

Раздел 5. Взаимодействие с органами военного командования.

Раздел 6. Управление мероприятиями территориальной подсистемы РСЧС.

Приложения:
1. Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы РСЧС при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
2. Решение председателя комиссии по ЧС на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
3. Расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (по каждому их виду).
4. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Высокая опасность для населения и масштабы чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационным, химическим и биологическим заражением, требуют от органов исполнительной власти и органов управления РСЧС всех уровней повышенного внимания к мероприятиям, проводимым в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской и медико-биологической защиты населения и территорий при авариях на потенциально опасных объектах.
Особое значение приобретают предупредительные меры, проводимые заблаговременно в ходе повседневной деятельности объектов экономики и коммунального хозяйства регионов. 
Основными направлениями в этой работе органов управления РСЧС должны быть:
мониторинг и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на радиационно, химически и биологически опасных объектах;
планирование и осуществление мероприятий по предупреждению радиационных, химических и биологических аварий и катастроф и ликвидации их последствий на всех уровнях РСЧС, защите населения и территорий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
создание группировки сил РСЧС, их оснащение и подготовка к действиям в чрезвычайной обстановке.