Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
§ 8.1. Гуманитарная помощь
§ 8.2. Рынок международных гуманитарных услуг
Заключение
Литература


Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.












Рынок международных гуманитарных услуг



Значительная часть международной деятельности по противодействию бедствиям вне зависимости от ее характера и масштаба ведется, как уже указывалось, под непосредственным управлением или координирующим влиянием ООН. Данная необходимость обусловлена тем, что ООН остается и будет оставаться долгие годы единственной всемирной организацией, легитимность и масштабы деятельности которой определяются универсальным характером ее членского состава, и сфера компетенции которой охватывает вопросы развития, безопасности, прав человека и охраны окружающей среды. Благодаря этому ООН играет уникальную роль в делах современной цивилизации, в том числе и в борьбе с бедствиями.
Решение этой сложной для ООН задачи - объединение под ее началом всех субъектов рассматриваемой деятельности предполагает внедрение механизма взаимодействия интеграционных объединений различного характера и масштаба, согласования их целей, задач, содержания деятельности, конкретных усилий.

Формы интеграционных отношений (объединений) - типизированы. В настоящее время сотрудничество в области противодействия бедствиям осуществляется, во-первых, между странами в рамках двусторонних отношений, во-вторых, в рамках многосторонних региональных отношений, в-третьих, в рамках многосторонних функциональных отношений, в-четвертых, в рамках специализированных международных организаций, программ, проектов и мероприятий глобального сотрудничества, осуществляемого под руководством ООН.

На современном этапе возникают некоторые межгосударственные (международные) системы противодействия бедствиям, в формате которых достигается, казалось бы, наиболее высокое интегрирование ресурсов и усилий. Однако очевидные преимущества объединения в условиях сохранения полной суверенности сторон оказываются невостребованными и на практике себя не проявляют. Совместные действия ограничиваются традиционными вопросами сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, а задействование созданной организации как цельной системы в соответствии с декларированными целями и задачами не происходит. Пример - Межгосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций СНГ. В ближайшие годы формирование таких лишь формально глубоко интегрированных образований перспективным не является. Вместе с тем их возникновение возможно вопреки целесообразности по политическим мотивам.

В перспективе борьбу с бедствиями также продолжат и некоторые межправительственные и неправительственные организации, слабо связанные с ООН. Мировая общественность может выступить с оценкой их деятельности и предложить ревизовать их состав, поскольку часть этих организаций неэффективна. Однако повлиять на возможность ликвидации малосостоятельных организаций Объединенные Нации не могут.

Постановка международной деятельности по противодействию бедствиям на системную основу позволит к середине первой декады ХХI века решить вопрос о коллективной безопасности при бедствиях. Субъектами системы коллективной безопасности станут страны, присоединившиеся к Женевским конвенциям о защите жертв войны, а также к Конвенции о защите населения от бедствий, которую еще предстоит принять.
Международная гуманитарная деятельность включает множество разнообразных товаров и услуг, поставляемых и осуществляемых безвозмездно или которые оплачиваются пострадавшими государствами, международными и благотворительными организациями, государствами-спонсорами. Поэтому и в этой сфере может идти речь о рынке гуманитарных услуг.

В общем виде рынок - это сфера товарного обмена, товарооборота ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и др. в масштабе мирового хозяйства, страны и ее отдельных районов.

В данном случае речь идет, преимущественно, о рынке услуг, рынке труда и рынке средств производства.
На рынке услуг товаром служат услуги, т.е. не новый материально-вещественный продукт, но изменение качества уже существовавшего материально-вещественного предмета. Т.о. это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в виде работы. В международной гуманитарной деятельности услуги оказываются органами управления аварийно-спасательной деятельностью, аварийно-спасательными и другими силами, участвующими в противодействии чрезвычайным ситуациям. Поскольку эти услуги тем или иным образом оплачиваются, даже когда они пострадавшей стороне достаются безвозмездно, они практически приобретаются на рынке гуманитарных услуг.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Поскольку оказываемые гуманитарные услуги не только опасны, но и трудоемки, наем квалифицированной рабочей силы на специфическом международном рынке аварийно-спасательных трудовых ресурсов - серьезная задача, решаемая мировым сообществом в ходе управления рисками чрезвычайных ситуаций. Поэтому важным направлением организации гуманитарной деятельности является создание национальных формирований, способных действовать за рубежом, а также организация международных сил.

Всегда при оказании чрезвычайной международной помощи важным условием ее успеха является уровень профессионализма персонала, оказывающего эту помощь, степень его оснащенности, опыт его участия в международных гуманитарных операциях. Для выполнения этих условий в странах, участвующих в операциях помощи на двусторонней основе или в гуманитарных операциях ООН, создаются соответствующие (например, аварийно-спасательные) формирования, специально предназначенные наряду с решением национальных задач для действий за рубежом.

Органы ООН, отвечающие за координацию действий при борьбе с теми или иными видами бедствий, на основе национальных формирований, выделенных для участия в операциях ООН, формируют специализированные региональные группировки сил - гуманитарные, аварийно-спасательные, миротворческие, планируют их возможные действия. Заблаговременное создание группировок позволяет международному сообществу оперативно организовывать соответствующие операции.
Значимым направлением совершенствования процессов гуманитарной помощи является также унификация организационных структур и технологий.

Совместные действия сил различных стран во время реальных катастроф демонстрируют порой возникающие во время их взаимодействия значительные организационные, технические и экономические сложности из-за различных уровня и содержания подготовки, применяемого оснащения, организации действий, технологии работ, финансовых возможностей и т.д. С целью ликвидации сложностей, в том числе возникающих при совместном использовании во время бедствий органов управления и формирований различных стран, требуется обеспечение их слаженного функционирования. Для этого создание и развитие национальных систем противодействия бедствиям целесообразно было бы проводить на основе единых требований (рекомендаций) ООН к этим системам.

Для достижения совместимости национальные системы противодействия бедствиям должны быть построены на единых организационных и технологических принципах, иметь в основе своего функционирования сходные экономические механизмы. Предварительно ООН необходимо разработать единые требования (рекомендации) к этим системам. Требования не должны вторгаться в суверенное право государства строить свои национальные системы, исходя из национальных интересов, собственных возможностей (особенно экономических), с учетом национальных особенностей. При реализации мер создания и развития национальных систем эти требования (рекомендации) каждая страна должна стремиться выполнить и достичь целесообразной международной унификации своих систем. Данная унификация должна коснуться построения организационных структур системы, в том числе органов управления и сил, содержания профессиональной подготовки специалистов, методов и технологий управления и практических работ, технического оснащения, финансово-экономических механизмов всестороннего обеспечения действий этих органов управления и сил.

Важное место в стандартизации и унификации технологий должна занять стандартизация телекоммуникационного и другого оборудования, необходимого в гуманитарных операциях и играющего роль при организации взаимодействия. Несмотря на дороговизну телекоммуникационного оборудования и его эксплуатации, оно существенно повышает эффективность операций.

Результативной мерой, содействующей обмену положительным опытом стран в противодействии бедствиям и повышению совместимости действий аварийно-спасательных и других формирований разных стран, являются экономически выгодная взаимная подготовка специалистов, их обучение под эгидой ООН и других международных организаций. В настоящее время это направление сотрудничества реализуется успешно. Однако даже в условиях успешности этой работы ее дальнейшее развитие и совершенствование представляется нужным, важным делом. Особенно важно сделать это направление работы взаимовыгодным. Достигается это за счет того, что каждая из сотрудничающих сторон использует возможности другой, которыми не располагает сама и наоборот. В результате оба или несколько партнеров получают заметную экономию собственных средств, общую выгоду.

Для реализации такого подхода представляется целесообразным, чтобы ООН приняла Руководящие принципы международной подготовки специалистов в области бедствий, в которых, в частности, были бы приведены типовой состав осваиваемых теоретических и практических дисциплин, типовые программы подготовки по разным предметам, типовые критерии оценки результатов подготовки, типовые требования к учебно-методической базе, примерные расценки взаимных учебных услуг. В качестве примера такого подхода и источника опыта может быть названа Учебная программа ООН по ликвидации последствий стихийных бедствий и разрабатываемая Учебная программа ООН по использованию космических технологий, применяемых при ликвидации последствий стихийных бедствий.

Должна быть также продолжена и расширена практика проведения совместных учений по борьбе с бедствиями, защите и спасению людей, оказанию им помощи. Желательно ежегодно под эгидой ООН проводить не менее одного регионального учения на каждом континенте. Но более важную роль в деле обеспечения международной готовности к бедствиям должны сыграть межгосударственные учения, которые могут организовываться гораздо чаще, чем учения под эгидой ООН, и при которых не будут расходоваться средства мирового сообщества, а лишь национальные ресурсы. К учениям, проводимым на двусторонней или многосторонней основе государствами, целесообразно в качестве наблюдателей привлекать представителей ООН, а по их рекомендациям - представителей других государств, заинтересованных в отрабатываемых вопросах. Желательно, чтобы тематика крупных учений для обеспечения их актуальности соответствовала наиболее злободневным угрозам в регионе проведения и согласовывалась с ООН. Основными вопросами, отрабатываемыми в процессе учений, должно быть взаимодействие органов управления и формирований разных стран, а также их совместимость. Календари учений и крупных международных коллегиальных мероприятий различных групп стран и международных организаций, калькуляции расходов разных сторон должны быть согласованы между собой.

Еще одно направление, способствующее улучшению международной деятельности по противодействию бедствиям, - развитие международной торговли спасательными техническими средствами и имуществом, развитие рынка средств производства.

За последние десятилетия в ряде развитых стран разработаны и производятся совершенные технические средства и имущество, необходимые для противодействия бедствиям, созданы и используются эффективные технологии, накоплен большой опыт результативной борьбы с бедствиями. Одновременно в странах, подверженных бедствиям, но не обладающих соответствующими возможностями противодействия, существует потребность в приобретении данных технических средств и технологий.

Крупнейшие катастрофы последних 10-15 лет ХХ века принесли большие бедствия людям, но одновременно с этим они явились мощным толчком к созданию передовых технологий защиты и развитию аварийно-спасательного дела вообще. Конечно, они дорогостоящие, но нужны всему человечеству и, что подтверждает практика, востребованы.

А из этого следует очередная задача - организовать дальнейший научный поиск подобных технологий, их внедрение, а также пути и способы их производства, маркетинга и применения по наиболее рациональной экономической схеме в интересах всех стран.

К таким российским новациям, можно отнести целый ряд технологии и средств российской разработки. Назовем некоторые из них:
- геоинформационная система прогнозирования, оперативного уведомления и выработки в реальном масштабе времени сценариев реагирования на крупномасштабные катастрофы;
- система робототехнических и других высокотехнологичных средств для работы в зонах особого риска, входящая в аэромобильный многоцелевой спасательный отряд быстрого реагирования;
- комплекс аэромобильного многопрофильного госпиталя с медперсоналом, головной модуль которого транспортируется на двух КАМАЗах, в свою очередь перебрасываемых на одном Ил-76 в любую географическую зону мира;
- грузопассажирский многоцелевой воздушный комплекс высокой степени готовности, состоящий из самолетов-носителей Ил-76, вертолетов типа "Еврокоптер", и предназначенный для решения поисково-спасательных, медико-эвакуационных, транспортных и других экстренных задач ("Глобальный радиус");
- противопожарный воздушный комплекс с аэромобильной системой управления, включающей тяжелые самолеты-танкеры Ил-76 (вместимость 42 т воды), которые в перспективе дополняются или заменяются самолетами-амфибиями Бе-200, а также вертолетами Ми-26 и другими типами машин с внешними выливными устройствами для тушения пожаров;
- смешанные многоцелевые авиагруппы для обеспечения задач гуманитарных операций и борьбы с различными катастрофами, в состав которых, в частности, входят самолеты Ил-76, Ил-62 и вертолеты Ми-26. В состав этих авиагрупп, наряду с другими авиасредствами, будут входить самолеты-амфибии Бе-200;
- аэротранспортабельные автотранспортные отряды, способные действовать автономно, оснащенные высокопроходимыми грузовыми автомобилями для доставки грузов помощи при гуманитарных операциях, осуществляемых в различных точках мира.

Здесь перечислены лишь некоторые российские разработки, которые на международном рынке могут быть дополнены оборудованием, технологиями, предложениями и проектами других стран, международных и транснациональных структур.

На основе практического опыта и оценок мировых потребностей в России проведена инвентаризация национального потенциала борьбы с катастрофами. На данный момент ООН и мировому сообществу представлены технологии, которые опробованы на международном уровне и по своей эффективности отнесены к высокому классу. Безусловно, эти технологии продолжают постоянно совершенствоваться по своим основным параметрам.

Поскольку международная деятельность по противодействию бедствиям носит, в основном, гуманитарный характер, имеющиеся потребности стран-импортеров, особенно развивающихся, могут быть частично удовлетворены в форме гуманитарной помощи и помощи для развития, осуществляемой за счет стран-экспортеров, стран-доноров ООН, а также, возможно, Центрального чрезвычайного оборотного фонда ООН и Фонда международного партнерства ООН.

Основная масса технических средств, имущества, технологий, услуг должна поступать на свободный рынок, причем право на поставки целесообразно предоставлять на основе тендеров.
В целях активизации рынка требуется централизованное независимое информирование о товарах и услугах, осуществляемое на основе экспертизы организациями ООН, проводимое наряду с рекламой, ведущейся производителями.

Важным направлением работы, способствующей развитию гуманитарной деятельности, является создание и совершенствование международной научной кооперации, улучшение качества международных коллегиальных мероприятий по борьбе с бедствиями.

Основной мерой интеграции национальных усилий по противодействию чрезвычайным ситуациям и обмена опытом является научно-техническое сотрудничество стран на двусторонней и многосторонней основе. Наиболее результативной формой такого сотрудничества выступает совместное выполнение научными и проектно-конструкторскими коллективами из различных стран научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рассматриваемой области. Для осуществления такого сотрудничества необходимо формирование различных международных специализированных научных и проектно-конструкторских коопераций из национальных научно-технических организаций, ученых и конструкторов разных стран.

Международные кооперативные научно-технические объединения в области противодействия бедствиям могут создаваться по инициативе отдельных ученых и специалистов, научных и проектно-конструкторских коллективов, по государственным соглашениям и под эгидой ООН. При этом научно-технические кооперации, возникающие в рамках межправительственных отношений и мирового сообщества, должны реализовывать свою деятельность по согласованным ООН программам. Это предотвратит дублирование усилий и будет содействовать экономии средств и актуализации отрабатываемой тематики.

В настоящее время содержание международных исследований и разработок может быть спрогнозировано лишь в общем виде. Предварительно международные научно-технические объединения могли бы на базе объединения национальных возможностей и опыта осуществлять научные исследования в области предупреждения и ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, совместную разработку совершенных унифицированных технических средств и имущества, проводить адаптированный к нуждам и языкам сторон обмен национальными нормативными правовыми документами, технологической, технической и методической документацией, а также информацией по вопросам научно-технических достижений своих стран. В рамках таких кооперативных объединений результативными формами сотрудничества станут проведение совместных научных коллегиальных мероприятий, обмен профессиональными периодическими изданиями на языках участвующих сторон, а также самостоятельная профессиональная издательская деятельность.

Наиболее сложным вопросом создания таких коопераций является решение проблемы финансирования их научной деятельности. Одним из способов ее решения является создание международных финансовых групп из нескольких организаций-участников научной деятельности и их спонсоров, объединивших свои финансовые ресурсы в общих целях и интересах - в данном случае в интересах гуманитарного рынка средств производства и технологий. Естественно, что в этой высокоинтеллектуальной сфере используются финансовые инновации - новые финансовые продукты и процессы по использованию денежных средств, выдаче и получению кредитов с использованием современных информационных технологий. Поскольку подобные кооперации действуют в условиях рынка, для них, как и для всех его участников, важны финансовые результаты деятельности, т. е. прибыль, убытки, изменение стоимости собственного капитала, кредиторская и дебиторская задолженность, доход.

В качестве одного из важных направлений совершенствования международных механизмов противодействия чрезвычайным ситуациям следует рассматривать использование международных программ и проектов.

Значительную долю международной деятельности по противодействию бедствиям составляет работа по выполнению различных соглашений, программ, проектов, мероприятий ООН, других международных организаций, региональных союзов. Они направлены на решение глобальных проблем, предупреждение бедствий, подготовку к ликвидации их возможных последствий.

Большинство этих проектов актуальны и вносят существенный вклад в повышение безопасности государств и мирового сообщества в целом. Однако ввиду высокой динамики цивилизационных процессов в современном мире постоянно возникают новые глобальные или региональные вызовы и угрозы, изменяется содержание и актуальность ранее существовавших опасностей. Поэтому целесообразным является определенная ревизия состава выполняемых в настоящее время проектов с целью прекращения выполнения некоторых из них, утративших свою экономическую обоснованность, злободневность, принятия по наиболее назревшим вопросам новых проектов, а также упорядочения и согласования всей международной программно-проектной и финансовой деятельности в этой области.

В частности целесообразным является:
- перевод основной деятельности ООН по противодействию бедствиям с целью ее упорядочения и согласования, а также повышения экономической эффективности на работу в рамках Международной стратегии по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ-ISDR);
- принятие ООН программы содействия странам в разработке их государственных стратегий устойчивого развития, решение о переходе к которому принято на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и уточнено на Йоханесбургском форуме в 2002 г.;
- разработка, принятие и последовательная реализация Конвенции о защите населения от бедствий;
- содействие развитых государств осуществлению Всемирным банком проекта "Провейш консорциум" по уменьшению гуманитарных и экономических последствий стихийных бедствий в развивающихся странах, развитию культуры безопасности и поддержке национальных стратегий снижения рисков.

Заметим по последнему положению, что Всемирный банк основал новую одноименную с проектом организацию по оказанию помощи беднейшим странам в борьбе со стихийными бедствиями. Она объединит финансово-экономические возможности правительств, международных организаций, частных страховых кампаний, неправительственных объединений и университетов для осуществления своих целей. В число членов новой организации уже вошли Программа ООН по развитию, Международный комитет Красного Креста, Межамериканский, Азиатский и Африканский банки развития, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям США, Организация американских государств и Министерство строительства Японии. Участие в работе нового объединения будут принимать также некоторые компании вторичного страхования.

Первоначально будут выявлены наиболее уязвимые, с точки зрения подверженности стихийным бедствиям, регионы Земли. А следующим этапом в работе новой структуры станет разработка мер по защите этих районов. В пресс-релизе Всемирного банка отмечается, что за последние 20 лет на восстановительные работы по ликвидации последствий природных катастроф банк выделил 19 млрд. долларов.
В составе этих возможных мер экономически перспективным для России, как для страны, реализующей Федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2005 года", является участие в проекте "Провейш" Всемирного банка.

В заключение можно констатировать, что, несмотря на неоднозначность экономических механизмов управления рисками бедствий на международной арене, эти механизмы с помощью ООН постепенно совершенствуются и осваиваются международным сообществом.