Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
02.05.2013 1:35 Количество просмотров материала 2768 Время на чтение ~3 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

15.09. Состояние дорожного покрытия

Неудовлетворительное состояние дорог может привести к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспорта и с его участием, при котором погибли или ранены люди, поврежден транспорт, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Согласно официальной статистике, в нашей стране из-за неудовлетворительного состояния дорог ежегодно происходит от 7 до 13% от общего числа ДТП. Однако по специальным исследованиям МАДИ, неудовлетворительные дорожные условия являются одной из основных причин в 30 - 40% случаев ДТП, а еще в 20 - 30% ДТП они играют роль сопутствующего фактора. Движение автотранспорта на дорогах Санкт-Петербурга не обходится без происшествий (табл.7).

Значительным дорожным фактором, влияющим на аварийность, является низкая ровность покрытий. Наличие выбоин, просадок на дорогих ухудшает условия движения, появляются опасные для водителя вибрации, существенно усложняются условия его работы, т.к. необходимо постоянно следить за состоянием проезжей части, изменять скорость движения.

Таблица 7

Показатели ДТП на автомобильном транспорте

Санкт-Петербурге

Количество
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.

Всего:

ДТП
5691
6103
5878
5744

Погибших
581
639
665
624

Раненых
5895
6440
6257
6132

Это отвлекает внимание водителя от других объектов дорожного движения и повышает вероятность ДТП. На участках с неровностями приходится от 10 до 15% ДТП на дорогах и от 4 до 7% - в городах и населенных пунктах. Плохое состояние обочин (неукрепленные, заниженные обочины, недостаточная их ширина и т.д.) является причиной 7 - 10% ДТП на дорогах и 1 - 3% - в населенных пунктах. Около 2% ДТП происходит из-за отсутствия дорожных ограждений, от 6 до 8% - из-за недостатков зимнего содержания дорого.

Одной из главных причин ДТП является скользкие дороги. На большей части территории России длительность этого периода составляет от 5 до 50 дней. На участке со скользким и неровным покрытием приходится около 75% всех ДТП, остановимся более подробно на этих факторах.

Скорость безопасного движения автомобиля определяется величиной коэффициента сцепления покрытия . Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора. Зависимость относительного показателя аварийности от величины коэффициента сцепления представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Зависимость относительного показателя ДТП от величины коэффициента сцепления

Значение коэффициента зависит от состояния дорог (покрытия), шин, условия их взаимодействия. Большое влияние оказывает скорость движения транспорта, рисунок протектора, давление в шинах, нагрузка на колесо, режим торможения, тип покрытия, его температура и шероховатость. Величина определяет тормозной путь автомобиля (рис. 2).

Для обеспечения безопасности дорожного движения коэффициент сцепления обеспечивается правильным подбором структуры верхнего слоя покрытия и надлежащим содержанием дороги в процессе эксплуатации (табл. 8).

Рис. 2.

Тормозной путь при различном состоянии дорожного покрытия:

1 - сухое покрытие;

2 - грязное покрытие;

3 - обледенелое покрытие.

Таблица 8

Ориентировочные значения коэффициента сцепления для

различных типов состояний дорожных покрытий

Дорожное покрытие
Состояние

покрытия
Коэффициент сцепления

1
2
3

Асфальтобетонное, цементобетонное, все типы усовершенствованных облегченных покрытий («черное шоссе»)
сухое чистое,

мокрое чистое,

мокрое грязное
0,6 - 0,8

0,35 - 0,5

0,20 - 0,45

Щебеночное, гравийное
сухое

мокрое
0,6 - 0,7

0,3 - 0,45

Грунтовая дорога
сухая

увлажненная

при распутице
0,5 - 0,6

0,2 - 0,45

0,15 - 0,30

В зимних условиях

Асфальтобетонное (цементобетонное) покрытие с тонким слоем ледяной корки (гололед)
0,09 - 0,1

Укатанный ровный снеговой покров с обледенелой поверхностью
0,12 - 0,15

1
2
3

Укатанный ровный снеговой покров без ледяной корки
0,22 - 0,25

Укатанный снеговой покров с обледеневшей поверхностью после рассыпки песко-соляной смеси (или песка) по норме 0,1 м на 1000 м дороги
0,17 - 0,19

То же по норме 0,4 м на 1000 м дороги
0,25 - 0,26

Укатанный снеговой покров без ледяной корки после россыпи пескосоляной смеси (или песка) по норме 0,4 м на 1000 м дороги
0,3 - 0,38

Участки гладкого льда (температура воздуха ниже 00 С)
0,05 - 0,10

Минимально допустимое значение коэффициента сцепления в эксплуатации применяется равным 0,35 - 0,4.

Результаты исследований локализации ДТП показывают, что наиболее опасными участками дорог являются:

участки, проходящие через населенные пункты (на них приходится 20 - 30% всех ДТП);

пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне (10 - 30% всех ДТП);

участки с низкими сцепными качествами покрытия (от 30 до 70% ДТП в зависимости от времени года);

участки с затяжными и крутыми подъемами и спусками (наиболее тяжелые происшествия возникают на спусках);

участки с кривыми в плане малого радиуса;

участки с ограниченной видимостью (особо опасна недостаточная видимость в продольном профиле);

мосты и путепроводы с недостаточной шириной проезжей части (на этих участках происходит около 3% всех ДТП - чаще в темное время суток).

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх