Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
02.05.2013 3:19 Количество просмотров материала 3344 Время на чтение ~9.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Введение

Людей во все времена подстерегали опасности, без этого наша жизнь невозможна. Много бед приносят аварии, катастрофы, стихийные бедствия, пожары, преступники. Люди попадают под электрический ток, падают, тонут, оказываются заброшенными в далекой и безлюдной тайге. Поскольку от сложной, опасной ситуации никто не застрахован, очень важно каждому из нас знать, как действовать в случае, если в квартиру пытаются ворваться злоумышленники, если в помещении возник пожар или на наших глазах кто-то попал под колеса машины. Ещё более важно уметь действовать так, чтобы избежать беды, преодолеть возникшие препятствия, помочь другим людям.

В пособии даны рекомендации по безопасному поведению в различных жизненных ситуациях: при столкновении со злоумышленником, в случае аварии, пожара, стихийного бедствия, при вынужденном путешествии по безлюдной тайге, если нужно оказать помощь до прибытия врача «скорой помощи» и т. п. Помимо информации, предложены вопросы и задания, работая над которыми вы сможете дать ответ, как действовать в той или иной ситуации.

В самом деле, можно прослушать десятки лекций о способах и стилях плавания, но впоследствии утонуть в небольшом озерке или речушке со спокойным течением. Ведь для того чтобы научиться плавать, надо тренироваться. Чтобы не растеряться в более сложных ситуациях (при столкновении с преступником, пожаре в доме или в лесу и т. п.), необходимо овладеть практическими умениями и навыками.

В одной из своих книг В. Леви писал о том, как учился строить свои отношения с хулиганами и грабителями. После серьезных тренировок, где В. Леви овладел основами физической самозащиты, он отправился в темные переулки и получил практические уроки самообороны с применением психологических и физических приемов. Примерно так и готовят в некоторых широко известных школах выживания, учащиеся которых реально рискуют пропустить удар партнера во время занятий рукопашным боем, получить ожог во время тренировки на полигоне, разбиться при неудачном прыжке с парашютом и т. п. Однако мы не собираемся рекомендовать читателям искать встречи с уголовниками в темных подъездах, входить в горящее здание, оставаться где-нибудь в отдаленной местности один на один с дикой природой. Практический характер подготовки в данном случае подразумевает следующее. В ходе работы с книгой желательно выполнять рекомендации, которые помогут получить максимальную пользу от занятий на уроках курса «ОБЖ» (Основы безопасности жизнедеятельности) и от самообразования, самоподготовки.

Перед каждым разделом даны вопросы. Прежде чем читать тот или иной раздел, попытайтесь ответить на них. Если вы ответите на вопрос, то это будут ваши знания. Если вы ответите на все вопросы, предваряющие раздел, все равно следует ознакомиться с рекомендациями специалистов. Вполне возможно, что ваши мнения не совпадут или совпадут не полностью. В этом случае вы обогатите свои познания, а быть может, исправите имеющиеся у вас заблуждения и неверные, ошибочные сведения.

Читая рекомендации специалистов, попробуйте увидеть во всем их многообразии какую-то систему знаний, например:

— источник опасности (его внешний вид и т. п.);

— характер действия опасного фактора (обман со стороны мошенника, воздействие солнечных лучей на глаза человека и т. п.);

— ошибки людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации (верят мошенникам, не пользуются солнцезащитными очками и т. п.);

— правильные действия людей в опасных ситуациях, т. е. способы самозащиты, выживания;

— условия, которые следует учитывать при выборе средства выживания (физически слаб — обманное действие по отношению к грабителю, отсутствие спичек — разведение огня при помощи увеличительного стекла и т. п.).

Проанализировав по данной схеме содержание разделов, возможно, вы заметите их неполноту и незавершенность. Для того чтобы получить более полные знания, обратитесь к рекомендованному списку литературы. В него включены статьи, брошюры и книги, использованные при подготовке настоящего пособия. На их страницах вы найдете немало полезной информации, в них изложены такие способы самозащиты, о которых в данной книге не говорится.

Для удобства читателей в конце каждого раздела пособия приводится перечень источников. Помимо использованных при написании книги источников, в эти перечни включены наиболее серьезные публикации по вопросам безопасности человека. В конце разделов источники указаны при помощи цифр (1, 2 и т. п.). Чтобы узнать, работу какого автора можно почитать для углубления своих знаний, следует заглянуть в список литературы, приведенный в конце настоящего пособия, и найти источник по указанному номеру.

Встретив непонятное слово, обратитесь к словарям, справочникам, энциклопедиям. Если вы не знаете какие-то растения, грибы, ягоды и т. п., обратитесь к хорошо иллюстрированным источникам.

Внимательно изучайте имеющиеся в книге рисунки. Соотнесите содержание текста с информацией, заключенной в иллюстрациях. Если рисунки юмористические, подумайте, какое отношение к обсуждаемым явлениям пытается сформировать автор рисунка. При необходимости возьмитесь сами за карандаш. Нарисуйте те средства выживания (укрытия, костры и т. п.), которые изображены в книге. Это поможет разобраться в деталях, уточнить неясное, запомнить изучаемый материал. Если сочтете возможным, попробуйте сами подготовить свои собственные рисунки к тем или иным разделам книги, особенно если в них нет иллюстраций. Отразите в рисунках ваше понимание изучаемого материала.

Десятки советов непросто запомнить, тем более непросто их воплотить в жизнь в ситуации, когда на раздумья нет ни секунды. Поэтому для лучшего осмысления и запоминания рекомендаций составляйте схемы, таблицы, планы. В некоторых разделах есть указания, как это сделать. Не стоит ограничиваться выполнением лишь этих заданий.

Изучая книгу, стремитесь перестроить текст, сделать его понятнее для себя. Если даются советы не делать чего-то, попробуйте сформулировать совет о том, что делать. Наоборот, если даются рекомендации, что делать в той или иной ситуации, определите, какие действия будут ошибочными, т. е. чего нельзя делать в данных условиях.

При чтении книги стремитесь представить конкретные вещи, события, случаи из жизни. Соотносите рекомендации специалистов с вашими возможностями, с теми условиями, в которых вы живете. Быть может, что-то вы уже делали сами, а может, у вас были неприятности, потому что вы чего-то не знали.

Мысленно представьте, как нужно действовать при выполнении рекомендаций в ваших условиях (в вашей квартире, на даче, в кинотеатре, во дворе, в лифте и т. п.).

В небольшом по объему пособии приведены не все необходимые сведения, аргументы. Поэтому при чтении книги постарайтесь объяснить себе те или иные рекомендации и советы. При этом можно воспользоваться следующими вопросами:

— От каких опасностей предостерегает данный совет?

— Почему иные способы действий могут привести к нежелательным последствиям?

— Какого результата можно достичь при выполнении рекомендаций?

Вполне возможно, что приводимые в книге рекомендации могут быть полезны вашим знакомым, друзьям, родным. Быть может, они чего-то не знают, что-то знают, но не понимают серьезности ситуации и не выполняют рекомендаций специалистов по безопасности. Попробуйте подготовить информацию, при помощи которой вы попытаетесь убедить их в необходимости безопасного поведения (прекратить курить и т. п.). При наличии обоюдного согласия обсудите ваши аргументы.

В ходе работы над книгой можно воспользоваться следующим приемом, который поможет лучше усвоить рекомендации. Представьте, что вам предстоит проверить готовность ваших сверстников к какой-то сложной и ответственной ситуации, например, к походу в лес, к тушению пожара и т. п. Работая над разделом книги, сформулируйте как можно больше вопросов, при помощи которых можно выяснить, готовы ли ребята действовать правильно в той или иной ситуации. После этого сами ответьте на эти вопросы. Возможно, эти вопросы вы зададите товарищам или родителям. Проведите соревнование, кто лучше знает правила безопасности.

Советуйтесь со взрослыми, вместе с ними планируйте конкретные меры по повышению уровня вашей безопасности. Например, сделайте так, чтобы уменьшить риск пожара в квартире или вероятность проникновения в нее вора и т. п.

Если есть возможность, потренируйтесь в выполнении рекомендуемых безопасных способов деятельности (правильное отключение от сети электроприборов и т. п.), в использовании способов самозащиты (уверенный ответ «хулигану» и т. п.), в оказании помощи другим людям (приемы искусственного дыхания и т. п.).

Некоторые приемы и способы самозащиты требуют практического овладения в ходе игры. В книге даются рекомендации, как провести игры для усвоения психологических приемов самозащиты. По аналогии попробуйте организовать подобные игры при изучении других тем. Стремитесь играть ту или иную роль искренне. Не смущайтесь, что вам иногда придется играть роль грабителя, хулигана, руководителя геологической экспедиции или милиционера. Меняйтесь ролями. Проигрывайте различные варианты развития событий. После проведения игры выясните, кто действовал наиболее правильно, кто допустил ошибки, как следует действовать в следующей игре в сходной ситуации и т. п.

Наиболее сложно, но очень важно проанализировать свое собственное поведение, привычки, характер. Обратите внимание на то, что вы привыкли делать правильно (говорить уверенным тоном, пить кипяченую воду и т. п.). Еще лучше, если вы заметите свои типичные ошибки, действия, ставшие привычкой, на которые вы не всегда обращаете внимание, но которые нередко приводят к беде (переход через улицу на красный сигнал светофора и т. п.).

Запишите замеченные опасные привычки на лист бумаги и наметьте конкретные ситуации, в которых вы не будете делать то, что привыкли делать. После того как вы убедитесь, что отвыкли от опасной привычки, вы можете со спокойной совестью вычеркнуть один из пунктов опасного реестра.

Невозможно сегодня вечером прочитать книгу о безопасном поведении и, проснувшись утром на следующий день, выполнить все изложенные в ней рекомендации. В ходе работы над пособием выписывайте те способы безопасного поведения, которые вы хотите взять на вооружение, применяя их в повседневной жизни. Продумайте конкретные ситуации, в которых вам следует действовать соответствующим образом. По мере того как вы будете действовать правильно, т. е. безопасно, в вашем «безопасном» реестре будут появляться плюсы у пунктов, где записаны рекомендации, которыми вы овладели практически.

Опасные ситуации часто возникают неожиданно, поэтому важно выработать у себя готовность реагировать на них быстро, не теряя зря времени. Для такой самоподготовки можно завести карточки из плотной бумаги. На карточке может быть только одно слово, например, «Пожар», «Наводнение» и т. п. или вопрос из книги. Вопросы желательно придумать самому, например: «Как действовать, если в квартиру пытаются ворваться злоумышленники?», «По какому номеру звонить при пожаре?» и т. п. В карточках могут быть использованы рисунки, вырезки из газеты и т. п. Например, на листочке рисуется молния или приклеивается фотография, на которой запечатлены люди, застигнутые бураном в степи. Кстати, рисунки, если они не очень сложные, можно сделать самому.

Что же делать с такими карточками? Когда их будет более десяти, возьмите любую карточку. Посмотрев на рисунок или прочитав слово, задание, действуйте так, как будто вы попали в такую ситуацию на самом деле (если такая возможность имеется). Например, если попалась карточка с изображением кровотечения из руки, следует тут же прижать соответствующий сосуд, перебинтовать руку и т. п. Если же характер задания или обстановка не позволяют действовать практически, следует быстро и кратко сказать вслух, что делать в ситуации, зафиксированной на карточке. Так, если перед вами карточка с изображением подозрительного человека, приглашающего вместе пройти в лифт, следует перечислить правила безопасности при пользовании лифтом, можно произнести варианты ответов в подобной ситуации.

При изучении книги постепенно увеличивайте количество карточек, время от времени проверяйте, готовы ли вы к той или иной сложной ситуации. Если вы затрудняетесь с ответом, придется вновь обратиться к соответствующему разделу пособия.

Работая над книгой, следует помнить: экстремальные ситуации настолько многообразны, что, несмотря на все рекомендации и сведения, решение каждый раз приходится принимать самостоятельно. Ваши действия должны соответствовать конкретной ситуации, вы должны хорошо взвесить свои возможности. Например, насильник вряд ли поверит «маменькиной дочке», что она больна СПИДом. Если она не занималась специально рукопашным боем, вряд ли она сможет оказать серьезное физическое противодействие. Зато девочка может ввести нападающего в заблуждение, сделав вид, что подходит ее папа, пригласив верзилу к себе домой и т. п. Однако лучшее средство в данном случае — профилактическое. В пособии есть не только информация о том, как выйти из сложного положения, преодолеть препятствия, но и рекомендации, как избежать тех или иных обстоятельств.

Разумеется, стремление избежать опасности не означает, что следует бояться всех и всего. У читателей будет возможность убедиться в том, что такие качества, как уверенность в себе, смелость, дальновидность, готовность к разумному риску, повышают возможность выживания. Однако о том, как сформировать у себя эти качества, более обстоятельно речь пойдет во второй и третьей частях пособия.

Желаю вам хорошо потрудиться. Занимаясь личной безопасностью, вы будете способствовать безопасности других людей. «Спасись сам, — говорили древние, — и вокруг тебя спасутся тысячи».

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх