Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!

Психология Безопасности

01. Актуальность темы

Нет необходимости приводить статистические данные о количестве жертв на дорогах, об отравлении людей алкоголем, о травматизме в быту и на производстве. В психологии подобные явления изучаются и получают различное толкование. (02.05 15:16)

02. Психическая норма и патология

В психологии /9/ существуют понятия психической нормы и патологии. Есть основания предположить, что соответствие личности критериям психологической нормы способствует безопасной жизнедеятельности человека, а наличие тех или иных черт патологии в личности препятствует безопасности человека. Так ли это? Одно из наиболее удачных определений психической нормы дал Г.К. Ушаков. (02.05 15:16)

03. Личностно-характерологические аномалии

Психологии /9/ выделяют ряд форм личностно-характерологических аномалий, которые либо укладываются в широкие рамки психической нормы, либо относятся к пограничным состояниям. Для обозначения такого рода явлений наиболее часто пользуются терминами «акцентуации личности» («акцентуации характера»), «психопатии». Этими терминами обозначаются состояния, характеризующиеся дисгармоничностью преимущественно эмоционально-волевых свойств личности при относительной сохранности интеллекта. (02.05 15:16)

04. Психопатии

Психопатии классифицируются по разнообразным основаниям. Так, классификация, предложенная психиатром Э. Крепелином, включала следующие формы: возбудимые, неустойчивые, лгуны и фантасты, странные и чудаки, патологические спорщики одержимые влечениями, враги общества. В других классификациях среди прочих выделяются такие группы, как безвольные, антисоциальные и т.д. Общепринятой классификации психопатий не существует, что связано с чрезвычайной сложностью данной проблемы. (02.05 15:15)

05. Чувство страха

В детском возрасте чувство страха нередко достигает крайней степени. Дети такого склада боятся засыпать в темноте, собак, других детей. Их часто преследуют и дразнят сверстники. Они не решаются защищаться от нападений, что провоцирует более смелых детей к издевательствам над боязливым товарищем. Взрослого человека страх поглощает не столь полно. (02.05 15:15)

06. Типы характерологических акцентуаций

Специалисты выделяют целый ряд типов характерологических акцентуаций, таких, как гипертимный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, конформный и др. Гипертимному типу акцентуации характерна чрезмерная активность и подвижность, стремление верховодить. Отсутствие условий для активной деятельности переносится крайне тяжело, провоцирует вспышки раздражения, конфликтность. (02.05 15:15)

07. Причины психопатий и акцентуаций

При анализе причин психопатий и акцентуаций выделяются биологические, социальные психологические и педагогические факторы. Единодушно признается роль наследственности. Например, сходные акцентуации характера выявляются не только у родителей и детей, но и у ближайших родственников. Установлено, что при самых благоприятных условиях воспитания при наличии наследственных предпосылок велика вероятность формирования психопатической личности. (02.05 15:14)

08. Невротическое развитие личности

Не способствует безопасности человека невротическое развитие личности. Невротическое развитие представляет собой следствие деформации личности, вступившей в жизнь без отчетливых признаков дисгармоничности. Эта деформация наступает вследствие продолжительного воздействия неблагоприятных психологических факторов. Невротическое развитие личности относится в психологии к разновидности устойчивого пограничного состояния. При неврозе наблюдаются вегетативные нарушения – потливость, нарушения сна, тахикардия, эмоциональная лабильность раздражительность. (02.05 15:14)

09. Формы невротического развития личности

Выделяются отдельные формы невротического развития личности. Так, обессивное (обессия – навязчивость) невротическое развитие личности наблюдается у лиц с чертами тревожной мнительности в характере. Обычно детство у них протекало в условиях гиперопеки со стороны воспитателей с подавлением любых проявлений к самостоятельности. (02.05 15:14)

10. Любовь к жизни и любовь к смерти

В психике каждого человека – это один из важнейших выводов Э. Фромма – заложены две противоположные тенденции: любовь к жизни и любовь к смерти /11/. Однако конкретный человек оказывается ближе к той или иной ориентации. Высшая и глубочайшая тенденция жизни противостоит приверженности к смерти. Когда человек утрачивает стремление к жизни, торжествует инстинкт смерти. (02.05 15:14)

Вверх