Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
09.10.2014 18:09 Количество просмотров материала 2976 Время на чтение ~6 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Месячник гражданской обороны проходит в Калужской области

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

В развитие этого закона началась работа по ускоренной разработке и принятию нормативно-правовых документов и требующихся подзаконных актов Правительства Российской Федерации. Среди этих актов следует отметить: «Положение о порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», «Положение о порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», «О федеральных службах», «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» и другие.

В течение 1998 г. продолжалась модернизация войск гражданской обороны и их структур. На базе войск гражданской обороны началось создание специализированной группировки сил мирного времени, состоящей из спасательных центров, рационально дислоцированных на всей территории страны. Было принято, что каждый центр должен включать специализированные подразделения войск гражданской обороны, а также региональные поисково-спасательные отряды. Первый такой спасательный центр был создан в Центральном регионе.

Реализация этого мероприятия кроме повышения оперативности и эффективности реагирования сил МЧС России при чрезвычайных ситуациях, предусматривала также иметь всегда полностью боеготовые формирования Министерства для решения задач военного времени.

Подразделения войск гражданской обороны в 1998 г. участвовали в ликвидации таких крупномасштабных чрезвычайных ситуаций как пожар на складе боеприпасов в Уральском военном округе, тушение лесных пожаров на Дальнем Востоке, проявив героизм, высокую профессиональную подготовку.

В 1999 г. продолжалось реформирование войск гражданской обороны, осуществляемое в соответствии с основными положениями военной реформы в Российской Федерации. Велось формирование спасательных центров, были разработаны и утверждены план строительства войск гражданской обороны и Программа вооружения войск гражданской обороны на период до 2005 г. Реформирование войск осуществлялось с учетом перехода от принципа их использования для прикрытия отдельных объектов к принципу прикрытия территорий. Это потребовало значительно увеличить мобильность соединений и воинских частей, уровень их технической оснащенности и профессиональной подготовки.

Проблемам дальнейшего развития гражданской обороны была посвящена проведенная в марте 1999 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные войны и гражданская оборона», привлекшая внимание как органов государственной власти, так и ведущих ученых и специалистов в области гражданской обороны.

Подчеркнув значимость и сохраняющуюся актуальность проблем гражданской обороны в современных условиях, конференция в своих реко­мендациях выделила следующие основные направ­ления совершенствования гражданской обороны на обозримую перспективу:

дальнейшая интеграция системы гражданской обороны с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций (РСЧС), максимально возможное обеспе­чение их органической связи и взаимодополнения;

использование при подготовке и ведении гражданской обороны, наряду с территориально-производственным принципом её организации, принципа стратегической мобильности, пре­дусматривающего наличие высоко мобильных и хорошо технически оснащенных сил гражданской обороны, а также резервов материально-техни­ческих ресурсов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, готовность к активному наращиванию мероприятий гражданской обороны в угрожаемый период;

дальнейшее реформирование войск граждан­ской обороны;

осуществление новой политики в области гражданской обороны, предусматривающей разра­ботку новых подходов к защите населения в условиях современных войн и вооруженных кон­фликтов, а также более активное привлечение фи­нансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации для поддержания постоян­ной готовности систем оповещения и информирования населения;

совершенствование подготовки сил граждан­ской обороны и РСЧС, обеспечение их готовности к ликвидации последствий возможных террористических актов различной целевой направленности как в мирное, так и в военное время;

– дальнейшее развитие правовой и нормативно-методической базы гражданской обороны, регла­ментирующей порядок и методы подготовки и ведения гражданской обороны в новых социально-экономических и военно-политических условиях, правильный выбор приоритетов при проведении подготовительных мероприятий гражданской обороны.

31 июля 1999 г. на заседании Совета Безопасности Российской Федерации был рас­смотрен вопрос «О новых подходах в организации и ведении гражданской обороны в Российской Федерации».

В основу этих подходов, как было отмечено на заседании, должно быть положено:

– широкое использование сил и средств гражданской обороны не только в военное, но и в мирное время при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, разрушительные действия которых соизмеримы в ряде случаев с применением современного оружия;

разделение ответственности за организацию и ведение гражданской обороны, подготовку населения, систем защиты и ресурсов между федеральным центром и субъектами Российской Федерации;

построение сил гражданской обороны с учётом изменившегося характера войн, обеспечение прикрытия ими, прежде всего, федеральных территорий, защиты населения и систем его жизнеобеспечения, а не только крупных городов и отдельных объектов экономики, как это планировалось ранее;

сближение характера и объёмов задач гражданской обороны мирного и военного времени. В современных условиях, когда всё больше распространяется терроризм, постоянно возника­ют различного рода военные конфликты, ведутся необъявленные войны, в ходе которых разрушаются потенциально опасные объекты и пред­приятия жизнеобеспечения, следует разработать механизм усиления роли гражданской обороны в решении задач мирного времени.

Решение Совета Безопасности Российской Федерации и рекомендации Всероссийской научно-практической конференции, рассмотревших вопросы состояния и дальнейшего развития гражданской обороны, легли в основу деятельности органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на всех уровнях.

Следует отметить, что в своей практической деятельности силы гражданской обороны в 1999 г. приняли участие в ликвидации десятков крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе в ликвидации террористических актов – взрывов жилых домов в городах Буйнакске, Москве и Волгодонске, унесших жизни около 300 человек, а также в начавшейся в августе 1999 г. контртеррористической операции в Чеченской Республике.

В начале 2000 г. впервые Указом Президента Российской Федерации был утвержден План гражданской обороны Российской Федерации, разработанный с учетом требований Федерального закона «О гражданской обороне».

Были утверждены планы гражданской обороны субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. По решению Правительства Российской Федерации были созданы пять федеральных служб гражданской обороны.

В этом году была завершена работа по отнесению территорий к группам по гражданской обороне с учетом их современной оборонной и экономической значимости.

Воинские части и подразделения войск гражданской обороны в течение года продолжали принимать активное участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике, обеспечивая жизнедеятельность вынужденных переселенцев.

В 2001 г. продолжалось совершенствование органов и сил гражданской обороны, осуществляемое в рамках Плана строительства войск гражданской обороны на 2001-2005 гг., утвержденного Президентом Российской Федерации. Был создан Приволжско-Уральский региональный центр, шесть спасательных центров в Центральном, Приволжско-Уральском и Южном регионах.

В первом квартале 2001 г. Управлением военной инспекции аппарата Совета Безопасности Российской Федерации была проанализирована работа МЧС России по гражданской обороне в ходе проводившейся проверки вопросов координации деятельности и взаимодействия компонентов военной организации при решении задач обороны и безопасности государства на Дальневосточном стратегическом направлении.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и в соответствии с планом, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации, в период с 16 июля по 5 октября в стране была осуществлена проверка федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам гражданской обороны.

Проверка проводилась комиссией в составе руководящих работников и специалистов аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, МЧС России и Минобороны России.

В ходе работы комиссии были проверены пятнадцать федеральных министерств и ведомств, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления шестнадцати субъектов Российской Федерации. Проверки подобного масштаба не проводились в течение последних 15 лет.

Проверка позволила не только оценить состояние гражданской обороны и выявить её основные проблемы, но и придать новый импульс совершенствованию гражданской обороны на всех уровнях.

Комиссия зафиксировала, что в Российской Федерации, несмотря на трудности, сохранена достаточно эффективная система гражданской обороны и материально-техническая база для выполнения её мероприятий.

Силы гражданской обороны в течение 2001 г. принимали участие в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, таких как восстановление г. Ленска, разрушенного наводнением, продолжали работы по жизнеобеспечению населения в Чеченской Республике.

В 2002 г. была проведена большая работа по совершенствованию гражданской обороны в свете результатов её Всероссийской проверки в 2001 г., а также с учетом складывающейся военно-политической ситуации в мире. Был принят целый ряд решений, в том числе на правительственном уровне, по усилению внимания к проблемам гражданской обороны.

При формировании федерального бюджета финансирование мероприятий гражданской обороны было увеличено почти в три раза. Все больше средств на эти мероприятия стало выделяться из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 

Продолжение следует

Месячник гражданской обороны проходит в Калужской области

Источник: www.40.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх