Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
30.07.2014 18:30 Количество просмотров материала 2608 Время на чтение ~5.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Ночные учения в подземке

Только для обычных жителей Казани жизнь метрополитена останавливается после полуночи. Для работников подземки это самое горячее время, необходимо подготовить все к новому рабочему дню. Внезапно размеренную жизнь ночной станции прерывает сирена. И вот уже перегон между двумя станциями казанского метрополитена превратился в учебно-тренировочный полигон. Пока город спит, экстренные службы столицы Татарстана, порой незаметно для окружающих, делают свою работу и повышают свои профессиональные навыки.

 

По легенде, 30 июля 2014 года в 01 часов 15 минут в тоннеле метро на перегоне между станциями «Аметьево» и «Суконная Слобода» в результате нарушения целостности железного полотна произошел сход с рельс головного и двух пассажирских вагонов электропоезда. Вследствие аварии произошло короткое замыкание в электрической сети вагонов с последующим горением силового двигателя головного вагона.

Учения проведены совместными усилиями МЧС, МВД, минздрава и столичного метрополитена. На учения также были привлечены и представители муниципалитета.

В считанные минуты информация о пожаре была доведена всех специальных служб города. Оперативно прибывают к месту:

аэромобильная группировка 48 специализированной части по тушению крупных пожаров ФГКУ «7 отряд ФПС по Республике Татарстан»;

силы и средства зонального поисково-спасательного отряда №2 Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при МЧС РТ;

силы и средства Казанского и Набережно-Челнинского поисково–спасательных отрядов - филиалов Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

силы и средства Казанского военизированного горноспасательного взвода – филиала Московского военизированного горноспасательного отряда ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» МЧС России;

расчет мобильного комплекса радиационного и химического мониторинга Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при МЧС РТ;

эксперты ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Татарстан;

силы и средства Республиканского Центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан;

силы и средства Министерства внутренних дел по Республике Татарстан.

На перроне тревожный звук сирены сменил уверенный голос диктора: «Уважаемые граждане! Произошла чрезвычайная ситуация. Сохраняйте спокойствие. Просим вас организованно и без паники покинуть здание!».

Выставлены посты сотрудников полиции. К этому времени к месту происшествия уже стягивались подразделения «Метроэлектротранса». Одни приступили к тушению пожара, помогали людям пройти к эвакуационным выходам, другие отключали напряжение контактного рельса, третьи готовились к приёму возможных пострадавших. Далее по громкой связи зазвучала информация для тех, кто оказался в тоннеле.

По предварительным данным в результате аварии погибло 5 человек, пострадало 150 человек. Своими силами персоналу станции ликвидировать  горение не удалось, по информации 5 человек погибли, 150 находятся в тоннеле.

К месту условного пожара силы и средства МЧС были направлены по вызову №3, в ликвидации возгорания и спасении пострадавших были задействованы 16 звеньев газодымозащитной службы (ГДЗС) были выставлены посты безопасности.

Здесь счет идет на секунды, механизмы включать опасно: если вода попадет на энергоснабжающие кабели, может начаться новый пожар. Поэтому перед началом тушения необходимо получить допуск — гарантия того, что станция обесточена. До этого момента все работы ограничиваются спасением пострадавших и передачей их в руки врачей. После получения необходимых бумаг начинается протяжка магистралей ближе к очагу возгорания. Но и здесь есть сложности: чтобы не подавать воду сверху, необходимо найти пожарные гидранты внутри станции. Именно от этого зависит скорость локализации возгорания.

Разворачиваются пожарные подразделения, как всегда, на лету. Привлечены и силы спасателей и газоспасателей. Первым делом проводится разведка, одновременно с которой прокладываются рукавные линии. С самых первых секунд работы огнеборцев их действия были нацелены на организацию эвакуации и поиск возможных пострадавших.

Идёт проверка платформы станции и тоннелей на наличие пострадавших, приняты меры по локализации огня. Для эвакуации людей из задымленных тоннелей  пожарные используют маски «Самоспасатель».

Оперативный штаб службы пожаротушения, чьи указания обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, развёрнут на улице возле самого входа в станцию метрополитена. Также сюда для оценки обстановки и координации действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Республики Татарстан прибыли оперативная группа главного управления и подвижный пункт управления в составе 13 человек и 3 единиц техники на шасси КамАЗ, в котором работают председатель Комиссии по чрезвычайным ситуациям и другие должностные лица, принимающие решение по ликвидации ЧС.

Пожар в подземке - это как пожар в небоскребе, только наоборот. Сложности с глубиной. Со связью, с подачей воды.

Вот из тоннеля пожарные и спасатели выносят первого пострадавшего, и на месте ему оказывается доврачебная помощь. Он приходит в себя, но не может передвигаться самостоятельно. Спасатели на руках передают его сотрудникам Центра медицины катастроф. Ну что же, статисты мастерски вжились в роли пострадавших. Следом пожарные и спасатели выносят остальных.

На тушение и защиту соседних вагонов и путей эвакуации были проложены четыре магистральные линии, из них две резервные, работали 2 ствола «РСП-70» и 2 ствола «РСК-50». Площадь пожара составила 73 м.кв.

Сотрудникам МЧС пришлось работать в непригодной для дыхания среде. Замкнутое пространство тоннеля, различные технологические конструкции создавали дополнительные трудности.

Кроме тушения очага пожара, необходимо было разблокировать людей, зажатых деформированными конструкциями сошедших с рельс вагонов. Работы по разблокировке велись при помощи гидравлического аварийно-спасательного инструмента, чьи возможности позволяют работать как кусачки, домкрат, разжим, расширитель, ножницы, гидроклин и т.д.

Всего персоналом метрополитена и сотрудниками МЧС были спасены 40 пострадавших, 110 человек эвакуированы. Эвакуация пассажиров и персонала успешно завершена.

Была организована работа межведомственного оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ по 18 направлениям с привлечением представителей минздрава, минстроя, минтранса. В администрации города был создан и работал оперативный штаб под руководством Председателя КЧС и ОПБ г. Казани Нигматуллина Рустема Камилевича.

Также в зону ЧС была направлена аэромобильная группировка, созданная на базе 48 специализированной части по тушению крупных пожаров ФГКУ «7 ОФПС по РТ» в составе 70 человек и 5 единиц техники. (для справки  - подготовка личного состава и имеющиеся аварийно-спасательные средства аэромобильной группировки позволяют в течение 10 часов самостоятельно решать задачи по ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, связанных с тушением лесных пожаров, техногенных пожаров, наводнений, землетрясений, радиационно-химических аварий).

Для оказания экстренной психологической помощи организована работа группы психологов территориальной подсистемы РСЧС в количестве 5 человек.

Всего для ликвидации последствий учебной ЧС были задействованы 212 человек и 43 единицы техники, в т.ч. от МЧС – 152 человека и 27 единиц техники.

Все задачи, которые ставились руководителем перед пожарными и спасателями, были выполнены, хотя были отмечены и моменты, на которые надо будет обратить особое внимание и учесть при проведении учений в будущем. Будет произведён более детальный разбор всех действий, собраны отчёты всех посредников.

Как сообщил начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по РТ Константин Чанышев,  учения плановые, цель – отработка взаимодействия между экстренными службами и службами самого объекта, цели достигнуты, отработаны вопросы тушения пожара в тоннеле, деблокировки и спасения пострадавших, передаче их медикам. Основная сложность в оперативно-тактическом отношении – большая протяженность подземных тоннелей, в которых личному составу приходится работать с использованием средств защиты органов дыхания. В подразделения Казанского гарнизона были закуплены аппараты на сжатом воздухе с  двухчасовым циклом работы, которые обеспечивают безопасную работу личного состава. Также большую сложность вызывает подача огнетушащих веществ, если будут нарушены инженерные коммуникации самого объекта. Все эти вопросы были решены.  

 - Было организовано взаимодействие. Дальнейшая задача – отработать все вопросы, которые могут возникнуть в чрезвычайной ситуации. - отметил заместитель начальника Главного управления МЧС России по РТ (по Государственной противопожарной службе ) Рафаиль Мотыгуллин. – С такими видами работ мы сталкиваемся очень редко. Поэтому такие тренировки остро необходимы.

Подробный фоторепортаж:http://mchs.tatarstan.ru/rus/foto.htm/photoreport/617411.htm

Подробный видеорепортаж:http://mchs.tatarstan.ru/rus/pressa/video.htm/video/617411.htm

Ночные учения в подземке

Источник: www.16.mchs.gov.ru

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх