В рамках первого тематического дня проведения XIII Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2021» состоялся ряд мероприятий, посвященных организации безопасности Арктической зоны России.Обсуждение вопросов развития аварийно-спасательной инфраструктуры и обучения спасателей для работы в Арктике открыл Первый заместитель главы ведомства Александр Чуприян. Участие в «круглом столе» приняли представителей центрального аппарата, подведомственных организаций и образовательных учреждений ведомства, а также госкорпораций, учреждений и общественных организаций.
«Наша задача - спасти Арктику, одновременно создав комфортные и безопасные условия жизнедеятельности на её территории», - отметил А. Чуприян.
Особенностью Арктического региона является отдаленность, сложные природно-климатические условия и ограниченная транспортная доступность. Все это значительно увеличивает масштаб чрезвычайных ситуаций и их последствия.
Для защиты безопасности населения и территорий Арктики функционирует группировка аварийно-спасательных сил и средств РСЧС. В настоящее время ее численность превышает 35 тыс. человек и 5 тыс. ед. техники, в том числе 234 ед. плавсредств и 39 ед. беспилотных авиасистем. В значительной части это пожарные подразделениями МЧС России и субъектов РФ. Силы и средства различных ведомств в составе РСЧС решают задачи в рамках своей компетенции: силы Морспасслужбы Минтранса России ориентированы в большей степени на несение аварийно-спасательной готовности в акватории Северного морского пути в поисково-спасательных районах; ледокольный флот ГК «Росатом», осуществляя ледовые проводки судов, в том числе участвует в поиске и спасании на море; силы Минздрава России оказывают скорую медицинскую помощь и выполняют санитарную эвакуацию; Федеральное медико-биологическое агентство организует действия сил «медицины катастроф»; Роскосмосом на базе подразделений МЧС России развернуты совместные центры по приему и обработке космической информации.
МЧС России решает вопросы координации действий такой разноведомственной и разноподчиненной группировки сил в Арктике.
Кроме того, ведомство продолжает дальнейшее развитие аварийно-спасательной инфраструктуры. Так, МЧС России планирует создание специализированных комплексных объектов в узловых точках региона: Сабетта, Диксон, Тикси и Певек, включающих филиалы центров управления в кризисных ситуациях, арктические поисково-спасательные подразделения и авиационные звенья.
Для полного прикрытия сухопутных территорий и акватории Северного морского пути, а также тушения природных пожаров МЧС России создает авиационно-спасательные звенья в Мурманске, Архангельске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке и Анадыре.
В частности, особое внимание в рамках «круглого стола» было уделено развитию Дудинского арктического поисково-спасательного отряда МЧС России.
В ходе обсуждений отмечено, что МЧС России планирует использовать вертолетные площадки действующих и перспективных атомных ледоколов Росатома для посадки и дозаправки вертолетов, а также размещения аварийно-спасательного оборудования. Это позволит обеспечивать безопасности в акватории Северного морского пути.
Также в планах ведомства - строительство специального аварийно-спасательного судна высокого ледового класса для мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах в Баренцевом, Белом и Карском морях.
По заключению экспертов, реализация такого комплекса мероприятий по развитию аварийно-спасательной инфраструктуры позволит решать полный спектр задач по обеспечению безопасности в Арктическом регионе.
В ходе «круглого стола» профессорский состав Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России представил опыт конструирования малых космических аппаратов, применяемых для мониторинга обстановки в Арктике. Кроме того, ученые, практики и эксперты обсудили современные аспекты международного сотрудничества в области управления чрезвычайными ситуациями на Крайнем Севере и оценили климатические изменения в регионе.