В студии Радио России Горный Алтай состоялась беседа корреспондента Алтынай Кычкышевой со старшим инспектором группы информации и связи с общественностью ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Алтай капитаном внутренней службы Светланой Ляшко о концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Здравствуйте, Светлана, сегодня мы поговорим о том, как должно быть организовано информирование и оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Расскажите, пожалуйста, кто и как должен это делать.
- Здравствуйте. В Российской Федерации создана и успешно функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (коротко РСЧС) – это объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий, а также акваторий от чрезвычайных ситуаций.
Прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные ЧС требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней РСЧС. Своевременное оповещение и информирование населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае их возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба.
Согласно законодательству Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов, местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и по иным каналам, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.
- Понятно, а как на практике это осуществляется?
- В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные (в границах субъектов Российской Федерации), местные (в границах муниципальных образований) и локальные (объектовые) системы оповещения населения (в районах размещения потенциально опасных объектов), а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 развернуты работы по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов.
В соответствии с положениями Федерального закона N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
Кто же всё-таки осуществляет оповещение населения?
Непосредственное оповещение населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, местного самоуправления и организациями. При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению применяются различные формы, методы и способы оповещения населения. Положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены режимы функционирования органов управления и сил РСЧС (повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС), порядок организации деятельности которых и уровень реагирования (объектовый, местный, региональный, федеральный и особый) определяются в зависимости от классификации ЧС, характера ее развития, привлекаемых сил и средств, а также других факторов. Уровень реагирования определяется решением соответствующего руководителя органа государственной власти, в ведении которого находится территория, подвергшаяся угрозе или воздействию ЧС.
Кроме того, осуществляются работы по созданию специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ), предназначенных для информирования и оповещения населения в местах массового пребывания и на объектах транспортной инфраструктуры.
- Почему к этой проблеме сейчас такое внимание, и насколько удовлетворительным является состояние систем информирования населения?
В условиях быстро меняющихся рисков ЧС (рост масштабов, развитие природно-техногенных процессов, появление принципиально новых угроз), современного развития телекоммуникационных технологий, интенсивного развития транспортной инфраструктуры и реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в труднодоступных местах, урбанизации населения и, соответственно, появления значительного количества новых мест массового пребывания людей - требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем информирования и оповещения по всем направлениям.
Так, рост масштабов ЧС и возникновения катастрофического развития природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей, развитие транспортной инфраструктуры и зависимость от систем жизнеобеспечения - значительного повышения уровня культуры безопасности населения, соответственно, новых форм и способов их информирования и оповещения, а также одновременного значительного процентного увеличения охвата средствами доведения информации до населения, в том числе экстренной информации и сигналов оповещения.
Эффективность информирования населения необходимо постоянно повышать, поэтому в Правительстве Российской Федерации Комиссия
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности в июне 2013 года подготовила концепцию создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, реализация которой позволит индивидуально доводить экстренную информацию о ЧС до любого человека, проживающего или находящегося, в том числе, на малонаселенных территориях и в труднодоступных местах. Это потребует переоборудования технических средств, с помощью которых осуществляется информирование и оповещение.
Источник: www.04.mchs.gov.ru