30 апреля люди мужественной и уважаемой профессии отметят свой профессиональный праздник – День пожарной охраны. Его история насчитывает 365 лет и ведётся от "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича образца 1649 года и его царского "Наказа о градском благочинии", устанавливающего порядок при тушении пожаров в Москве. В преддверии юбилейной даты мы встретились с одним из сотрудников 52 пожарной части, посвятившем своему делу, несмотря на молодость, более десяти лет.
С назначенной датой встречи должен был совпасть первый день отпуска нашего героя. Но случилось так, что в отпуске он пробыл около шести часов – отозвали. Пора такая: традиционно по весне идёт пал травы, количество вызовов по гарнизону (всей территории Выборгского района) достигает тридцати (!) в сутки. Поэтому когда кто-то выбывает из строя, например, по болезни, требуется срочная замена. В этот день коллеги успели поучаствовать в устранении последствий утреннего ДТП на Крепостной в Выборге и съездили на вызов в посёлок Лужайка, где загорелся деревянный трехквартирный дом на хуторе.
Знакомьтесь: прапорщик внутренней службы, помощник начальника караула Владимир ИСТОМИН. Примечательно, что при столь серьёзной преданности делу в детстве Владимир мечтал стать …поваром. После окончания Выборгского колледжа гражданской авиации и поступления в институт возникла необходимость в посменной работе, и друг посоветовал устроиться в пожарную часть. Поначалу был не очень доволен службой, но вот уже прошло с того дня 11 лет, и Владимиру Истомину дело стало близко и дорого. Затянуло!
- Я не представляю своей жизни без работы. Это – больше, чем работа. Во-первых, коллектив, с которым проводишь четверть жизни. Во-вторых, специфика такова, что мы уже как семья: людям, которые тебя окружают, ты должен всецело доверять, и они должны знать, что ты им доверяешь.
Недаром существует понятие «пожарное братство». Например, если за границей тебе негде остановиться, то можно придти в пожарную часть – там примут, накормят, дадут ночлег. У нас был случай: в прошлом году обратились трое латышей. Один из них пожарный, двое – сопровождающих. Они следовали мимо Выборга в Петербург с пробегом в память погибших пожарных Латвии и останавливались на ночлег в 52 ПЧ.
Самому Владимиру не доводилось прибегать к такой помощи за рубежом. Лишь заходил познакомиться - коллеги радушно встречали и угощали. Но он уверен, что если бы речь зашла о более гостеприимной встрече, без крыши над головой не остался бы.
- Был в моей практике случай, когда спасли девять щенков и две кошки. На улице Сухова загорелась от короткого замыкания квартира на втором этаже. Поставили к окну трехколенку (специальную лестницу), потушили, вынесли коробку с живыми существами. К счастью, никто не пострадал, людей в квартире не было.
Вообще, счастливый случай, когда спасаешь человека – это лучшая награда. Приятно, когда говорят спасибо. Нечасто, потому что в таком состоянии люди не расположены благодарить. Потом – бывает.
Какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать пожарный?
- В первую очередь, умением пожертвовать собой. Сила и смелость – это тоже необходимые качества, которыми нельзя пренебрегать. Но умение пойти ради чужого человека в дым, огонь… Можно быть сильным, сворачивать горы, а в нужный момент растеряться…
У людей мнения о пожарной охране разноречивые, бывают негативные. Стандартный стереотип, что пожарные приезжают пьяные и без воды.
А такое бывает?
- Это просто недопустимо! Но легенда идёт от царя Гороха. Про воду отвечу: цистерна боевой машины имеет объем 2,3 кубометра. Этой воды хватает на 5-7 минут работы одним стволом. Когда вокруг пожар и паника, временнЫе рамки у людей сужаются или расширяются. И кажется, что пожарные приехали, «плюнули» водой и ничего не потушили. Но если пожар развившийся, то борьба с ним идёт долго и тяжело.
В феврале 2012 года тушили армейское общежитие в посёлке Гвардейский. Гидранты вокруг были заморожены; пожар по повышенному номеру сложности. 6-8 единиц техники постоянно подвозили воду. В общей сложности было вылито около 300 тонн воды.
Обычно же, когда с гидрантом всё в порядке, подаётся первичная помощь одним стволом, а машина встает на постоянную подпитку водой. В части машины всегда стоят с водой, и не важно – в боевом расчёте она или резерве.
Считается, что с водой цистерны ржавеют.
- Конечно, ржавеют, но их же обслуживают. Если бочка потекла, то машину выводят из боевого расчёта, варят, ремонтируют, поддерживают в боевой готовности.
А если сразу же после окончания ремонта надо срочно на выезд, сколько времени понадобится на заправку водой?
- Около 5-7 минут. По городу около трёхсот гидрантов, все они работают от обычной водопроводной сети. Наш второй караул как раз и отвечает за состояние гидрантов; дважды в год мы совместно с Водоканалом оцениваем и испытываем каждый из них. Это наша стихия.
Первый караул под руководством Андрея Фёдорова, о котором вы уже писали ко Дню МЧС, отвечает за газодымозащиту, наш второй караул – за водоснабжение и пожарные рукава, третий – за пожарно-техническое вооружение, всё, что находится в машинах, и четвёртый – за разработку различной документации. Так что это только кажется, что в перерывах между вызовами пожарные бездельничают, на самом деле работы всегда хватает.
А ещё бытует мнение, что пожарные спят…
- 25 часов в сутки? Мы всегда в эпицентре. Наша машина идёт в обязательном порядке на все пожары в Выборгском районе. Участок, куда мы выезжаем первым номером – до Барышево, а это 70 километров.
Чем Вы собирались заняться в отпуске, из которого Вас отозвали?
- Ремонтом. Я скоро стану папой, хотелось обновить квартиру. У нас родится первенец, мальчик. Надеюсь, смогу воспитать из него достойного продолжателя династии.
Что касается меня и моей работы, то мать изначально была против: мать - есть мать, она всегда волнуется. Супруга тоже переживает, но поддерживает и понимает мою тягу к работе.
А что Вам даёт работа, в чем состоит удовлетворение от неё?
- Во-первых, я помогаю людям. Во-вторых, это, наверное, повышает самооценку и даёт стимул к развитию, когда понимаешь, что делать это способен не каждый.
Ваша работа зачастую связана с людскими трагедиями. Как Вы переживаете такие моменты?
- Особенно трудно это давалось в начале карьеры, когда было мало опыта. Очень тяжело, когда трагедия связана с детьми. Но со временем, и это, наверное, не очень хорошая сторона нашей работы, становишься черствее, начинаешь относиться просто как к работе, когда вокруг огонь и горе. Иногда прокручиваешь мысленно все обстоятельства, а вдруг можно было спасти… но понимаешь, что сделал всё, что мог.
Был случай два года назад: тушили корабль. Узнали, что внутри остался матрос. Корабль – это железная коробка, сумасшедший жар и дым. Продвигались медленно, пока не вскрыли иллюминатор и не сбили температуру. Стало понятно, что выжить в таких условиях никто не смог бы…
ДТП бывают страшные, особенно когда гибнут семьи, молодые люди.
А сами водите машину?
- Я вожу, жена водит. Мы ездим крайне аккуратно. Я – водитель со стажем больше 10 лет. И всем советую: не лихачить.
Может, коль речь зашла о безопасности на дороге, сослуживцы подарят Вам на рождение сына детское кресло?
- Что-то подарят обязательно! Мы на все праздники делаем друг другу подарки. Ну а кресло будет в любом случае, безопасность – превыше всего. Кстати, в целях соблюдения мер безопасности я и жену приучил отключать всё перед уходом из дома: телевизор, зарядники, «пилоты», оставляем только холодильник. Потому что бывали в практике случаи, когда квартиры сгорали из-за ерунды.
Наверно, как и на любой работе, бывают нагоняи от начальства. Не меняется мотивация на работу?
- Бывало и такое, особенно в первые годы. Нас молодых в части было немного, и старики даже некоторую «дедовщину» устраивали: посылали тереть машину, сматывать рукава после пожара, сами сходили в дым, а молодёжь – убирать инвентарь за ними.
А вас не пускали в дым?
- Не сразу. Надо было поучиться около полугода, потом проявить себя в карауле. И не каждый это может: обычно идёт звено из тех человек, первыми – самые опытные.
Не страшно было?
- Почему было? И до сих пор страшно: там темнота, температура, может быть кто-то тяжело пострадал... Но со временем учишься бороться со страхом. Это защитная реакция, а не спусковой механизм паники. Каждый раз переживаешь, но профессионализму это не мешает.
Как причудливо судьба распоряжается людьми: хотел стать поваром, а стал пожарным. Быть может, спасенный однажды Владимиром Истоминым мальчик захочет стать похожим на этого отважного и сильного человека, но это будет осознанный выбор. А наш герой пришел в профессию случайно, а остался навсегда. Сухих рукавов Вам, Владимир Юрьевич, и всем Вашим коллегам и сослуживцам!
Беседовала Елена Степанова
корреспондент газеты «Выборг»
фото автора