Строп — приспособление, необходимое в такелажном деле. Грузозахватные устройства представляют собой отрезки каната, цепи или ленты, снабженные на концах кольцами, крюками или скобами. От их прочности зависит безопасность при подъеме и перемещении грузов, поэтому стропы подлежат тщательной проверке перед выполнением любых видов такелажных работ. Каковы правила браковки текстильных строп, и при каких условиях не допускается их эксплуатация?
Периодичность проверки строп
Текстильные стропы требуются там, где требуется бережное обращение с грузами. Они достаточно прочные, гибкие и надежные. В отличие от цепей, стропами из текстиля проще плотно обвязать предмет и легче маневрировать. В зависимости от ширины и размера, приспособления из синтетических материалов способны выдерживать нагрузку до ста тонн и при этом защищают предметы от ударных нагрузок и сотрясений. С другой стороны, текстиль значительно проще повредить, чем цепь, поэтому состоянию лент уделяют особое внимание.
По действующим нормативам стропальщик обязан ежедневно проверять рабочее оборудование, в том числе и съемные грузозахватные устройства. Осмотр проводится в соответствии с инструкцией, которую разрабатывает предприятие. Лица, ответственные за безопасность на объекте, проверяют оборудование не реже одного раза в десять дней. Результат записывают в журнале осмотров. Порядок проверки строго регламентирован — контролю подлежат сами ленты и элементы, закрепленные на концах текстильных строп. Изделия, не соответствующие нормам безопасности, подлежат выбраковке.
В каких случаях проходит выбраковка текстильных строп?
Съемные грузозахватные устройства организация обязана хранить в закрытых помещениях или в местах, оборудованных навесом. Каждое изделие снабжают маркировочными бирками или надписями. Стропы выбраковывают в случаях, когда:
- отсутствуют надписи и клейма, утрачена бирка или информация стерлась и плохо читается;
- образовались узлы на лентах;
- появились поперечные разрезы или надрывы;
- возникли продольные надрезы, занимающие в общей сложности более десяти процентов от общей длины изделия;
- расслоились ленты на участках, в сумме составляющих более 0,5 метра;
- порвались нити ленты в результате взаимодействия с грузом (более 10% от ширины изделия);
- повреждены три и более строчки швов, суммарной длиной более 0,5 метра.
Не допускаются к эксплуатации устройства, на которые попали химические растворители, кислоты, бензин или щелочь. Если загрязненный участок занимает более 10% ширины или длины ленты, имеет протяженность более 0,05 м, стропы выбраковываются. Часто ленты повреждаются при транспортировке грузов с острыми углами, вспучиваются, прожигаются расплавленным металлом. Здесь действует одно правило — если на стропе появились отверстия или вспученные отрезки размером более 10% от ширины ленты, устройство использовать нельзя.
Выбраковка проводится, когда более половины стропы испачкано цементом, краской, землей или нефтепродуктами. Не допускается использование лент с расслоением по всей длине, со сквозными отверстиями, близко расположенными друг к другу. Расстояние между дырами не должно быть менее 10% от ширины стропы, иначе изделие может не выдержать груз. При обнаружении недопустимых дефектов в журнале указывают наименование такелажного приспособления, область его применения, дату проверки и браковки, подробное заключение о техническом состоянии строп.