Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 17 лет!
16.08.2019 15:29 Количество просмотров материала 145 Время на чтение ~3.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Лирика это в литературе определение

Лирика это в литературе определение

Само понятие «лирика», или «лирическая поэзия» в переводе с греческого языка означает «исполняемая под звуки лиры, чувствительная, лирная». Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображений отдельных состояний, чувств, мыслей, впечатлений и переживаний человека, вызванных определенными обстоятельствами. В лирической поэзии переживания и чувства не описываются, а именно выражаются. Это самый субъективный род литературы, характерными особенностями которого есть стихотворная форма, небольшой размер, ритмичность, отсутствие фабулы, четкое отражение переживаний лирического героя.

Другие полезные статьи:


Лирика – литературный род наряду с эпосом и драмой. Но уместней было бы считать лирику особым типом мировосприятия. 
Лирическое стихотворение – это эпицентр переживаний поэта, внутреннее состояние его жизни. В лирическом произведении слово очень значимо, большой смысл имеет ритмичность, интонации и паузы. 
Лирика проявляется у автора тогда, когда он особенно чувствует мир. Лирике свойственно усиливать смысловую значимость каждого элемента сюжета. Ей требуются слова, которые способны как можно тоньше и в то же время полноценно передать душевное состояние. 
Изначально лирическими считались все трогательные песни, которые требовали инструментального сопровождения. Позже лирику противопоставили эпосу, который воспевал историю предков, подвиги героев и богов. И в итоге лирикой принято считать песнь, посвященную исключительно личным чувствам человека, его любви, дружбе, разлуке, радостям и разочарованиям. 
К лирическим жанрам относятся романс, послание, элегия, ода, идиллия, эпиграмма. Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться необходимого эмоционального эффекта. Метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения – инструментарий лирики. 
В лирике существует деление на малые и крупные формы. К малым жанрам относятся:

  • стихотворение;
  • ода;
  • баллада;
  • сонет;
  • эпиграмма;
  • эпитафия;
  • посвящение.

К крупным формам лирики относят лирические поэмы, цикл стихотворений и венок сонетов. 

Из истории лирики

Как и другие литературные роды, лирика появилась в античности, около VII в. до н. э. Самым древним видом лирики считается народная песня. 
В творчестве некоторых греческих авторов и латинских поэтов появились первые образцы лирических жанров: песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.
В Средневековье большую роль в развитии жанров сыграла лирика трубадуров и миннезингеров. Появлялись образцы изысканного поведения, возлюбленная идеализировалась, была недоступной и божественной. 
В эпоху Возрождения особую популярность получил жанр сонета. Одновременно с этим в Средней Италии развилась духовная лирика – хвалебные песни Богу. Данте Алигьери пишет «Божественную комедию», в которой любовь к Беатриче рассматривается в философском и религиозном ключе. Развивается и народная форма лирической поэзии. Среди городского населения образовались литературные общества, которые выдавали призы за лучшие пьесы. 
В эпоху Просвещения в отдельный вид выделилась гражданская лирика, представленная одой, мадригалом, стихотворением. Примеры подобных произведений были созданы такими авторами, как М. Ломоносов, Г. Державин, А. Сумароков и др. 
Расцвет романтизма дал большой толчок развитию лирики. В XIX столетии становится популярной баллада, которая расширила границы поэтического языка. Здесь оставили след английские романтики Байрон, Шелли, Саути и Китс, а также немецкие писатели Гете и Шиллер. Лирическое настроение вдохновило и российских писателей: Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Вяземского и др.
В конце XIX столетия на первый план снова стала гражданская поэзия, а любовная и пейзажная лирика отошли на второй план. Лучшими образцами гражданской поэзии стали произведения Н. А. Некрасова.
В начале XX столетия лирика стала главным двигателем культуры Серебряного века. Все же после политические происшествия наступил период более простых и «земных» форм выражения мысли. В период Великой Отечественной Войны появилась фронтовая поэзия. 
В настоящее время лирика переплетается с другими видами искусства и новыми «технологиями» в поэзии. Традиционно выделяют следующие виды лирики:

  • философская (М. Ю. Лермонтов «Парус»);
  • гражданская (Г. Р. Державин «Вельможа»);
  • религиозная (Иеромонах Роман «Боюсь елейных глаз и прогибанья...»);
  • любовная (С. Есенин «Шагане ты моя, Шагане»);
  • о природе (А. С. Пушкин « Зимнее утро»).

В школе нам предлагают изучать любовную лирику Пушкина, Лермонтова, Тютчева. В своем произведении «Я помню чудное мгновенье…», посвященное Анне Керн, Пушкин передает свой восторг от героини, но не передает конкретных черт ее портрета. 

Поэзия Лермонтова несет в себе и страсть и разочарования. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» поэт признаётся, что вечно любить невозможно, но вся его поэзия – тоска по идеальной любви, хотя Лермонтов понимает, что на земле её ни когда не найти. 


Любовная лирика Тютчева выступает перед нами довольно трагично. Стихотворения, посвящённые Елене Денисьевой, – это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание и драму.


Стоит познакомиться с богатым лирическим наследием авторов разных эпох, и каждый найдет для себя любимого поэта. Изучив творчество выдающихся поэтов, можно открыть для себя новый опыт переживаний, душевных тревог и радостей.

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх