Чтобы ребёнок учился говорить чётко и правильно, с ним нужно заниматься основами ораторского искусства. Оно помогает свободно выражать свои мысли, быстро подбирать верные выражения и бороться с речевыми дефектами. Улучшить навыки говорения можно при помощи специальных книжек, которые можно приобрести тут, а также благодаря домашним упражнениям.
Как правильно проводить упражнения
Заниматься ораторским искусством нужно в спокойной и расслабленной обстановке. Родитель должен проследить, чтобы ребёнок сидел ровно, расправив грудную клетку. Его задача – показывать упражнения и движения языка, губ, чтобы малыш мог свободно за ним повторять.
Основные задания для развития ораторских навыков
- Начинать нужно со специальной гимнастики, чтобы размять ротовые мышцы. Без такой подготовки будет сложно перейти к самим занятиям. Особое внимание уделить мышцам языка, нижней и верхней челюсти, губам.
- «Кормление птенца». Губы растянуть в улыбке и попытаться открыть рот, используя только нижнюю челюсть. Язык при этом должен лежать без движения. Повторять упражнение 5 раз в течение 5-10 секунд.
- Улыбка. Необходимо улыбаться, показывая только передние зубы. Губы и челюсть не должны напрягаться. Продолжать упражнение в течение 10 секунд. Повторить 3-4 раза.
- Вытягивать губы трубочкой. Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Нижняя часть челюсти не должна слишком выделяться. Во время упражнения можно издавать свистящий звук «у».
Приёмы повышения ораторского мастерства
Ораторское искусство – это не только умение чётко выговаривать все звуки и буквы, но и навык говорить красиво, с интонацией. Такие занятия тоже необходимо проводить с ребёнком регулярно.
Несколько простых техник:
- Чтение вслух. Задача ребёнка – прочитать выбранный стих с выражением, делая паузы и ударение. Родителю придётся показать пример, а потом постоянно поправлять. Лучше сопровождать занятие лёгкой улыбкой, чтобы ребёнок чувствовал, что всё делает правильно.
- Определения. Родитель придумывает слово и начинает описывать его. Задача ребёнка – максимально точно продолжить описание.
- Сочинять стихотворение. Придумывать вместе с ребёнком сначала простые рифмы, постепенно переходя к целым четверостишиям.
Родитель должен показывать упражнения максимально чётко и поправлять ребёнка, если он делает что-то неправильно. Главное не кричать и не проявлять агрессию. Дети, особенно в раннем возрасте, очень восприимчивы к критике. Ребёнок должен понять, что занятия необходимы и будут ему полезны.