Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           Нам 12 лет!
обж

Пояснительная записка 10-11 класс

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

10-11 КЛАСС

Пояснительная записка

 

Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 – 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1809). При составлении программы была использована программа под общей редакцией А.Т. Смирнова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

п/п Нормативные документы
1 Закон РФ «Об образовании» от 10 июля <metricconverter productid=«1992 г» w:st=«on»>1992 г.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3 Обязательный минимум содержания основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности
4 Программы для общеобразовательных учреждений:Примерная программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательных учреждений
5 Региональный компонент стандарта общего образования.
6 Школьный компонент стандарта общего образования.

Рабочая программа по ОБЖсоставлена на основе авторской программы Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10–11 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2011); 
Обоснованием выбораданной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области «Основ безопасности жизнедеятельности» в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения образовательном процессе.
С целью реализации непрерывного изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательном учреждении за счет часов регионального компонента вводится изучение в 10-11 классах предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программапо ОБЖ для 10-11 классов в соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения контрольным и практических работ) рассчитана на 2 час в неделю (68 часов в год) в 10 классе
На 1 час в 11 классе(34 часа)
Формой организации учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется тестирование (практические работы).
Выбор технологий обучения обосновывается влиянием многих факторов. Предмет ОБЖ, как и любой другой предмет, жестко завязан на аудиторный фонд, взаимосвязан по расписанию с другими предметами, поэтому основной технологией обучения является традиционная (классно-урочная система). Также и существующие учебники по информатике (т.е. орга­низация материала) ориентированы на ис­пользование их в рамках традиционного обучения.
Наиболее распространенной технологией обучения ОБЖ, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Для развития индивидуальности ученика в обучении ОБЖ применяется личностно-ориентированное обучение. В системе урока личностно- ориентированного обучения меняется функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Типология ключевых компетенций Формирование ключевых компетенций
Учебно-познавательные организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности.
Информационные получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.;
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач
Коммуникативные Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Ценностно-смысловые Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.).
Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Общекультурные Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя,
Социально-трудовые Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа,).
Личностное самосовершенствование Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

Виды и формы контроля 
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, по опросному листу
Итоговыйконтроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, теста по опросному листу, творческой работы.(Реферат или экзамен в 9 классе)

  • Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года(в соответствии с требованиями, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы):
  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
  • невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Учебник: 
Смирнов А.С., Хренников О.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы»

Содержание рабочей программыЦель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.Задачи:• освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;• воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;• развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоро­вья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использова­ния средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой меди­цинской помощи при неотложных ситуациях;Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.В целях изучения положений Концепции национальной безопасности России, введена тема «Современный комплекс проблем безопасности» (, 10 класс – 3 часа, 11 класс — 6 часов).Структурно в программе представлены четыре раздела и одиннадцать тем.Раздел I«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных си­туациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых, в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из двух обобщающих тем.Раздел II«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.Раздел III«Основы военной службы» предусматривает изучение основ­ных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молоде­жи к военной службе и основы её безопасности. Раздел состоит из одиннадцати тем.Раздел IV«Современный комплекс проблем безопасности» предназначен для формирования знаний проблем безопасности новой эпохи. Раздел состоит из шести тем.МБОУ СОШ №5 в этом учебном году работает над темой «Личностно-ориентированный подход в обучении как средства развития школы и саморазвития личности»Программа предусматривает использование учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 2011.Для реализации программы на её изучение предусматривается по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах – 34 часа в год.: ОВС в 10 класс -34 часа(военные боры 40 часов)Методы, технологии и формы контроля.Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:— использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;— выделение характерных причинно-следственных связей;— творческое решение учебных и практических задач;— сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;— самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;— самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;— соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;— использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:— учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;— семинары и круглые столы;— индивидуальные консультации;— учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися — юношами 10 классов;— внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.Содержание рабочей программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 (10 КЛАСС)

№ раздела и
темы
Наименование раздела и темы Количество часов
Раздел Тема
I Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 23
1 Опасные и чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в повседневной жизни, и правила безопас­ного поведения 7
2 Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций 3
3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера 3
4 Гражданская оборона — составная часть оборо­носпособности страны 9
II Основы медицинских знаний и здорового об­раза жизни 11
5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 3
6 Основы здорового образа жизни 8
Всего часов 34 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»(10 КЛАСС)Раздел I. Безопасность и зашита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседнев­ной жизни, и правила безопасного поведения1.1.Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных
условиях.Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе.1.2. Подготовка к проведению турпохода.Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профи­лактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного суще­ствования.1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно­го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан­ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до­рогах.1.4.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возмож­ных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспор­те, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористи­ческого акта.Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.1.6. Уголовная ответственность за участие в террорис­тической деятельностиУголовная ответственность за подготовку и совершение тер­рористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная от­ветственность за захват заложников, за заведомо ложное сообще­ние об акте терроризма, за организацию незаконного вооружен­ного формирования или участие в нем.1.7. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет­них. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.Правила поведения в маршрутном транспорте. Уголовная ответствен­ность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение пра­вил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— правила безопасности при автономном существовании в природной среде;— правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;— правила поведения при захвате в заложники или похищении.Уметь:— устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;— назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях.2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз­ни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биоло­гического происхождения.2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, при­чины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опас­ном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.2.3. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, наиболее вероятных в Тамбовской области.Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:
— причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;— потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;— потенциально опасные объекты в районе проживания.Уметь:-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;— различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.3.1. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооруженных кон­фликтовВоенные угрозы национальной безопасности России. Нацио­нальные интересы России в военной сфере, защита ее независи­мости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечениеусловий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.3.2. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осу­ществления.Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Междуна­родный терроризм как социальное явление. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный тер­роризм.3.3. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в
области безопасности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, по­ложения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Феде­ральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безо­пасности», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии тер­роризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решае­мые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.Требования к уровню усвоения знаний:Знать: 
— правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;
— основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;
— особенности современных войн и вооружённых конфликтов;
— общие черты международного терроризма.
Уметь: 
— работать с правовыми документами.
4. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний4.1.Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки человека к профессиональной деятельности.Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физичес­кое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходи­мость сохранения и укрепления здоровья — социальная потреб­ность общества.4.2. Инфекционные заболевания, их классификация.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм пере­дачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний.4.3 Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.Понятие об имму­нитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных забо­леваний.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— основные понятия, функции и показатели здоровья;— признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;— наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.Уметь:— в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;— обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.5. Основы здорового образа жизни
5.1.Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание идр.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.5.2.Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность.Основные понятия о биологических ритмах человека. Влия­ние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело­века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспо­собности.5.3.Значение двигательной активности и физической культуры для здо­ровья человека.Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспо­собности и долголетия.Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека.5.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.5.5.-5.6. Алкоголизм и курение, их профилактика.Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социаль­ные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его со­ставные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.5.7. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека.Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркома­нии, чистота и культура в быту.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— основные понятия и структуру ЗОЖ;— роль питания как составляющей ЗОЖ;— влияние двигательной активности на здоровье человека;— социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.Уметь:— вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию6. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны6.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи граж­данской обороны.Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении бое­вых действий или вследствие этих действий.6.2.-6.3. Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите.Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современ­ных средств поражения.6.4. Оповещение и информирование населения о чрезвы­чайных ситуациях военного и мирного времени.Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Передача речевой ин­формации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание,действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных си­туациях.6.5. Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных си­туаций военного и мирного времениЗащитные сооружения гражданской обороны. Основное пред­назначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооруже<line id="_x0000_s1026" st yle=«position: absolute; left: 0px; text-align: left; z-index: 1; » from="-43.9pt,141.6pt" to="-43.9pt,179.05pt" o:allowincell=«f» strokeweight=".25pt">ниях. 6.6.-6.7. Средства индивидуальной защиты.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их ис­пользования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за­щиты и профилактики.6.8. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организа­ция санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.6.9. Организация гражданской обороны в общеобразова­тельном учреждении.Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— основные понятия ГО;— современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;— организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;— организацию гражданской обороны в школе.Уметь:— определить вид применённого оружия;— пользоваться убежищем;— подобрать противогаз и пользоваться им;— действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН11 КЛАСС

№ раздела и темы Наименование раздела и темы Количество часов
Раздел Тема
I Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10
1 Основы здорового образа жизни 6
2 Основы медицинских знаний и правила ока­зания первой медицинской помощи 4
II Основы военной службы 19
3 Воинская обязанность 6
4 Особенности военной службы 7
5 Военнослужащий — защитник своего отече­ства. Честь и достоинство воина Вооружен­ных Сил 6
III Современный комплекс проблем безопас­ности 4
6 Глобальные проблемы современности 4
Всего часов 33

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (11 КЛАСС)Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни1. Основы здорового образа жизни
1.1Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.1.2Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоот­ношения полов.Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе моло­дому человеку для создания прочной семьи.1.3Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины,
способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответст­венность за заражение венерической болезнью.
1.4СПИД и его профилактика.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.1.5Семья в современном обществе. Законодательство и семья.Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок за­ключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов.1.6Права и обязанности родителей и несовершеннолетних детей.
Права и обязанности родителей по содержанию и воспитанию несовер­шеннолетних детей. Права и обязанности детей. Защита государства.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— правила личной гигиены;— связь гигиены и физической культуры;— роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;— основные положения законодательства о семье и браке.2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой меди­цинской помощи2.1.Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте (практические занятия)Сердечная недостаточность. Основные понятия и определения. Инфаркт. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская по­мощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте.2.2.Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.Правила наложения жгута. Борьба с болью.2.3.Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппара­та. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травмах гру­ди, живота, позвоночника.2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца (практические занятия)Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клини­ческой смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности;— правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах;— признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации.Уметь:— оказать помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте, при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах, при остановке сердца и прекращении дыхания.Раздел II. Основы военной службы3 Воинская обязанность3.1Основные понятия о воинской обязанностиВоинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержа­ния. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на во­енную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.3.2 Профессионально-психологический отбор в вооруженных силах РФ.3.3 Обязательная подготовка граждан к военной службеОсновное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.Основные требования к индивидуально-психологическим и профессио­нальным качествам молодежи призывного возраста для комплектования раз­личных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).3.4Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовер­шеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.3.5Организация медицинского освидетельствования и медицинского
обследования граждан при постановке на воинский учетОрганизация медицинского освидетельствования и медицинского обсле­дования граждан при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к во­енной службе.3.6Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Фе­дерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— порядок определения годности к военной службе;— цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе;— назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе;— порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе.

4 Особенности военной службы
4.1Правовые основы военной службы
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Рос­сийской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляе­мые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные ас­пекты международного права.4.2Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации -
закон воинской жизниОбщевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Ус­тав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федера­ции, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строе­вой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и ос­новные положения.4.3Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. Исто­рия принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок при­ведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для
выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
4.4Прохождение военной службы по призыву
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, органи­зация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предос­тавления отсрочек.Общие, специальные и должностные обязанности военнослужащих. Раз­мещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военно­служащих, уволенных в запас.Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Феде­рации. Военная форма одежды.4.5Прохождение военной службы по контракту
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требова­ния, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу но кон­тракту. Сроки военной службы. Права и льготы, представляемые военнослу­жащим, проходящим военную службу по контракту.4.6Права и ответственность военнослужащих
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).Военная дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыска­ния, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.Уголовная ответственность за преступления против военной службы (не­выполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между во­еннослужащими, самовольное оставление части и др.).4.7Альтернативная гражданская служба
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтер­нативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интере­сах общества и государства.Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— структуру и содержание общевоинских уставов;— условия и порядок приведения военнослужащих к воинской присяге;— организацию призыва на военную службу;— порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения;особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службойУметь:— работать с правовыми документами.5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и досто­инство воина Вооруженных Сил5.1Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий зва­ние защитника ОтечестваОсновные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и дос­тоинством носить своё воинское звание — защитник Отечества; любовь к Роди­не, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готов­ность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституци­онного строя России, народа и Отечества.5.2Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием
и военной техникой.Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вве­ренного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, по­нимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.5.3Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданинаВиды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы во­инской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войскОбщие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необхо­димость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к воен­ной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам при­зывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинско­го коллектива (экипажа, боевого расчета).5.4Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конститу­цию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских ус­тавов, приказы командиров и начальниковЕдиноначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе по­рядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам, при выполне­нии воинского долга проявлять разумную инициативу.5.5Как стать офицером Российской армии
Основные виды военных образовательных учреждений профессионально­го образования.Правила приёма граждан в военные образовательные учреждения про­фессионального образования.Организация подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Россий­ской Федерации.5.6Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил
Российской ФедерацииУчастие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности РоссииНормативно-правовые основы участия России в миротворческих опера­циях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— требования к воину-специалисту;— порядок подготовки по воинским специальностям;— понятие и значение психологической готовности, способы её формирования;— требования, предъявляемые к офицеру военной службой;— важнейшие положения международного права войны.Раздел III. Современный комплекс проблем безопасности
6. Глобальные проблемы современности
6.1 Безопасность человека как результат его жизнедеятельности. Безопасность — коренная потребность человека. Способы обеспечения безопасности. Уровень безопасности.6.2Появление глобальных угроз от жизнедеятельности
Неизбежность наступления новой эпохи развития человечества. Появле­ние атомной бомбы — первый признак новой эпохи.Демографическая проблема.
6.3Обеспечение безопасности жизнедеятельности на глобальном уровне
Безопасность жизнедеятельности как основной принцип устойчивого раз­вития.Повестка дня на XXIвек. Хартия Земли.
6.4 Мировое сообщество и Россия в новой эпохе
Формирование мирового сообщества в результате жизнедеятельности, развития информационного и экономического пространства мира.Влияние особенностей новой эпохи на международные отношения. Две тенденции в международных отношениях; позиция России.6.5Особенности России и угрозы её национальной безопасности в со­временном мире.Особенности природы России. Особенности российской цивилизации. Особенности развития России.Сферы национальных интересов России. Внутренние угрозы националь­ной безопасности России.Внешние угрозы национальной безопасности России.
Виды национальной безопасности. Система обеспечения национальной безопасности. Участие народа в обеспечении национальной безопасности России.Требования к уровню усвоения знаний:Знать:— основные положения современного комплекса проблем безопасности;
— основные положения Концепции национальной безопасности Рос­сийской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;— что национальная безопасность России во многом зависит от уровня культуры в области безопасности каждого человека.Уметь:— доступно объяснять основные положения Концепции националь­ной безопасности Российской Федерации.Требования к уровню подготовки выпускниковВ результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучаю­щийся должен знать:• определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;• основные задачи государственных служб по обеспечению безопасно­сти жизнедеятельности населения;• основы российского законодательства об обороне государства, о воин­ской обязанности и военной службе граждан;• состав и предназначение Вооруженных сил РФ;
• права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе:• особенности прохождения военной службы по призыву, контракту. Особенности альтернативной гражданской службы;• основы безопасности военной службы;
• предназначение, структуру и задачи РСЧС и ГО;
• основные положения современного комплекса проблем безопасности;
уметь: 
• перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;• объяснить элементарные способы защиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;• назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед­ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще­ствования в природных условиях;• показать порядок использования средств индивидуальной защиты, рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;использовать приобретенные знания и умения на практике для:
• ведения здорового образа жизни;
• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• полготовки граждан к военной службе;
• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
• оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
• подготовки к профессиональной деятельности.Литература и средства обучения:1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.2. «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 2010.3. Альтшулер В. Б. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учите­лей и родителей / В. Б. Альтшулер, А. В. Надеждин. — М., 2000.4. Военно – патриотическое воспитание в школе. –изд. 2 – е, испр./ авт. – сост. М.В. Видякин и др.-Волгоград: Учитель, 2006.5. Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. – Учебное пособие.- Москва: Армпресс, 2001.6. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. — М., 2005.7. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуаци­ях / под общ. ред. М. И. Фалеева. — Калуга, 2001.8. Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997.9. Конституция Российской Федерации (действующая редакция)10. Концепция национальной безопасности Российской Феде­рации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2.11. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профи­лактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А. Г. Ма­кеева. — М., 2005.12. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя: 7—9 кл. /А. Г. Макеева. — М., 2005.13. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодо­ления / под общ. ред. А. Н. Гаранского. — М., 2003.14. Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ. – М.: Военное издательство, 1994.15. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.16. Основы безопасности жизнедеятельности. — Учебно – справочный материал/ авт. – сост. И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО, 1995.17. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10 – 11 кл.: Пособие для преподавателей – организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2002.18. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис – пресс,2006.
19. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск, 2004.20. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, раз­работанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. — М, 2000.21. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Россий­ской Федерации: Официальное издание. — М., 2006. — № 11.22. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М., 2002.23. Чрезвычайные ситуации: энцикл. школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО — ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДМЕТА
Федеральные Законы Российской Федерации: 

1. Конституция Российской Федерации.
2. «О гражданской обороне» (1996 год).
3. «О безопасности» (1992год).
4. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 год ).
5. « О пожарной безопасности» (1994 год).
6. «О безопасности дорожного движения» (1995 год).
7. «О радиационной безопасности населения» (1996 год).
8. «Об обороне» (1996 год ).
9. «О воинской обязанности и военной службе» (1998 год ).

10. «О статусе военнослужащих» (1998 год).
11. «Об образовании» (1992 год ).
12. «О противодействии терроризму» от 6 марта «2006 г» 2006 г. N 35-ФЗ;
Постановления Правительства Российской Федерации.
1. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 547 2003 год)
2. «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к службе в Вооруженных Силах» (№1441 1999 год).
3. «О внесении изменений в Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» (№100-ФЗ 2005 год).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» ( №422 от 11 июля 2005г.).
Программно — методическое обеспечение предмета.
1.Приказ Министра Обороны Российской Федерации №203 и Министерства образования Российской Федерации №1936 от 3 мая 2001 года « Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
2. Региональная учебная программа по курсу ОБЖ ( Информационный бюллетень Департамента образования администрации Владимирской области №7 2007год).
3.Региональный базисный учебный план (Приказ Директора департамента образования администрации Владимирской области №528 от 25. 07. 2007 года»
4.Методическое письмо управления общего среднего образования Минобраза России №811.14-12 от 22.05.1998 год «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».
5. Постановление Министерства труда РФ «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» от 17 августа 1995 года №46.
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312». (Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» № 11 ноябрь 2008г.).
7.Проект БУПа второй ступени общего образования. (Журнал. «ОБЖ.Основы безопасности жизни» № 6 июнь 2008 года).

Мероприятия по основным направлениям деятельности школы и организации учебного процесса по ОБЖ:
· учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций)

· внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и т.п.);

· работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, учебно-методического оборудования и имущества).
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ используются:
· все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);

· все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время);

· информационные стенды по всем разделам предмета ОБЖ

· учебно-методические видео-пособия

· «Основы безопасности жизнедеятельности» журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей.

· информационные образовательные ресурсы, презентации

· памятки, инструкции по охране труда, по безопасности,

· образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

· средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы ГП-5);

· интернет ресурсы

· энциклопедии

· словари

· кроссворды, ребусы, загадки.

· видеомагнитофон, телевизор , компьютер, мультимедийная установка.

30.10.2013 0:09

Лента новостей