Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
1.1. Риски чрезвычайных ситуаций
1.2. Управление природным риском
1.3. Управление техногенным риском
1.4. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций
1.5. Экономические механизмы управления рисками
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Стихийное бедствие - разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды (ГОСТ Р 22.0.03-95). Стихийные бедствия являются основным источником чрезвычайных ситуаций природного характера, поскольку возникают они достаточно часто и имеют значительный масштаб.

Природная катастрофа - стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды. Такие события являются редкими, но наиболее разрушительными.












Управление природным риском



Природный риск обусловлен законами природы и негативным влиянием антропогенных факторов на природную среду.

На Земле природа находится в постоянном, тесном и многообразном взаимодействии со своим собственным порождением - человеком и построенной им цивилизацией. Природа создает условия для продолжения рода и существования всего живого на планете, обеспечивает в определенных пределах устойчивость этих условий, служит истоком всех ресурсов для развития человечества. Вместе с тем природные процессы и явления время от времени достигают своих экстремальных состояний, порождают негативные для жизни события и приводят к природным бедствиям.

Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов (НОЯ). Именно это терминологическое словосочетание наиболее обобщенно, полно и точно отражает круг негативных природных проявлений. Природные опасности реализуются через эти явления и процессы. НОЯ в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.
Под неблагоприятным природным явлением понимается стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать негативные последствия для жизнедеятельности людей и экономики. Для этих явлений характерны сравнительно небольшие отклонения состояния природной среды от нормального диапазона природных условий оптимальных для жизни человека и его хозяйственной деятельности. Такие явления чаще всего не инициируют чрезвычайных ситуаций.

Стихийным бедствием называется разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды (ГОСТ Р 22.0.03-95). Стихийные бедствия являются основным источником чрезвычайных ситуаций природного характера, поскольку возникают они достаточно часто и имеют значительный масштаб.

Под природной катастрофой понимается стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды. Такие события являются редкими, но наиболее разрушительными.

Часто в качестве обобщающего термина используют словосочетание "природные бедствия".
Большинство неблагоприятных и опасных природных явлений или процессов, как указывалось выше, инициируют возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера различных масштабов, являются их источниками. Под источником природной чрезвычайной ситуации понимается опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.03- 95).

Наиболее глубокая и последовательная общая классификация неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, осуществленная на основе их комплексной систематизации, предложена Институтом геоэкологии РАН. В ней более 130 видов НОЯ группируются по классам, группам, типам и подтипам.
Ведущим признаком выделения классов НОЯ является среда, в которой они формируются и развиваются, В классификации выделены три класса процессов: атмосферные, гидросферные и литосферные. В каждом из трех вышеназванных классов по условиям и характеру причин развития выделяются по три группы процессов: природные (естественные), техногенные (антропогенные) и комбинационные. Всего выделено восемь групп.
Типы НОЯ группируются по происхождению и ведущим факторам их развития. В классе атмосферных природных процессов в группе природных НОЯ выделены три типа: температурные, связанные с выпадением осадков и обусловленные циркуляцией воздушных масс. Они, в свою очередь, по физическим параметрам, характеризующим их состояние или механизм развития, могут подразделяться на подтипы.
Аналогично класс гидросферных процессов и явлений в группе природных НОЯ подразделяется на два типа: морские и континентальные. Те в свою очередь делятся на подтипы: процессы и явления шельфов и склонов морей и океанов, морских вод и течений и поверхностных вод (рек, озер, болот).

Наиболее объемной и сложной является систематизация класса литосферных процессов и явлений, включающая около 40 видов НОЯ. В группе литосферных природных НОЯ выделены два типа процессов - эндогенные и экзогенные. Эндогенные процессы подразделяются на глубинные и поверхностные подтипы. Экзогенные процессы имеют подтипы, обусловленные различными факторами: изменениями термодинамических условий среды, деятельностью поверхностных вод, деятельностью подземных вод, действием силы тяжести, воздействием ветра и др.

В данной классификации в отдельную группу литосферных НОЯ выделяются негативные техногенные процессы, которые являются аналогами природных геологических процессов и провоцируются строительно-хозяйственной деятельностью человека. По причинам возникновения и условиям развития они условно делятся на два типа: строительные (технологические), возникающие в процессе строительства, и эксплуатационные. Кроме этого в классе литосферных НОЯ представлена группа так называемых комбинационных негативных процессов и явлений, являющихся сочетанием природных и техногенных событий. Включение двух последних групп в общую классификацию неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов представляется сомнительным, поскольку они относятся, в основном, к техногенной сфере.

В целом данная общая классификация НОЯ является наиболее систематизированной и детализированной. Однако в практике управления природными рисками, противодействия чрезвычайным ситуациям используется достаточно более лаконичная и простая классификационная структура, включающая основные виды чрезвычайных событий природного происхождения, представленная в табл.1.2.1. Эта упрощенная классификация построена с опорой на сущность и характер базовых явлений и процессов, лежащих в основе развивающихся из-за них чрезвычайных ситуаций.

Таблица 1.2.1
Упрощенная классификация чрезвычайных событий природного характера




Таблица 1.2.1 (часть 2)



Приведенная классификация используется при планировании предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и построении системы информации о них.

Россия, будучи страной с обширной территорией, вмещающей несколько географических поясов и природных зон, обладает чрезвычайно большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий и поэтому подвержена почти полному набору всевозможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов - более 30 видов. За год в России происходит 350 - 400 опасных природных явлений.
Сейсмоактивные зоны охватывают обширные районы Дальнего Востока, Забайкалья, Северного Кавказа, где интенсивность землетрясений может достигать 9 баллов. На совокупной территории государств-участников СНГ сейсмоопасные зоны занимают около 40% площади, на которой проживает около 25% всего населения Содружества. На этой территории для самых сейсмически активных районов (Памир, восточное побережье Камчатки) средний интервал между землетрясениями интенсивностью в 7 баллов и выше не превышает 10 - 15 лет, для Закавказья он равен 15- 30 годам, а для прочих районов, в том числе российских, несколько превосходит указанные значения.

Камчатка и Курильские острова являются местами проявления другого опасного геофизического явления - вулканической деятельности. В зону этой деятельности на Курилах, особенно на островах Итуруп и Парамушир, попадают населенные пункты. Рекогносцировочные работы по вулканическому районированию на этих островах показали, что из 15 населенных пунктов 5 находятся в зоне вулканической опасности, 7 - в зоне высокой опасности, а 3 - в зоне катастрофической опасности. В зонах вулканоопасности находится также ряд населенных пунктов на Камчатке. Минимальное расстояние от некоторых из них до действующих вулканов составляет около 25 км. Только на Курилах в течение ХХ века произошло 56 извержений, что свидетельствует о реальной вулканической угрозе.

Для многих территорий России, особенно горных, характерны геологические опасные природные явления: оползни, обвалы, лавины, карсты, абразии, эрозии и т.д. Эти явления имеют место в районах Северного Кавказа, Урала, Восточной Сибири, Приморья, острова Сахалин, Курильских островов, Кольского полуострова, а также по берегам крупных рек. Особенно велики оползневая, селевая и снеголавинная опасности. Оползни и сели характерны для Кавказа, гор южных районов Сибири и юга Дальнего Востока. Пораженность оползнями, селевыми потоками территории отдельных районов Северного Кавказа, Поволжья, Забайкалья, Сахалина достигает 70-80% от их общей площади. В Российской Федерации воздействию этих процессов подвержено примерно 725 городов. Снеголавинной опасности ежегодно подвергаются районы Кавказа, Хибин, Сахалина. В этих районах примерно один раз в 10 -11 лет отмечается их массовый сход. Менее часты лавины в Саянах, горах Чукотки и Камчатки.

Относительно менее опасными, в основном из-за меньших объемов и скоростей одновременного перемещения масс горных пород и воды, являются процессы плоскостной и овражной эрозии, переработки берегов водохранилищ и морей, набухания грунтов. Они не приводят к гибели людей, но экономические потери от их развития могут быть сопоставимы (как правило, из-за необратимых потерь земель) с другими более опасными природными явлениями. Теряет страна и на том, что ежегодно с пахотных склонов сносится свыше 500 млн.тонн плодородной части почв. Площадь пашни же каждый год только за счет развития оврагов сокращается в России на 100-150 тыс. га, средний суммарный прирост длины овражной сети составляет 20 тыс. км.

Большинство чрезвычайных ситуаций как в нашей стране, так и в других государствах-участниках СНГ вызывается опасными метеорологическими, агрометеорологическими, гидрологическими явлениями: бурями, ураганами, смерчами, шквалами, ливнями, снегопадами, гололедом, сильным морозом, сильной жарой, засухами, наводнениями. Опасны также морские гидрологические явления, особенно тропические циклоны (тайфуны) и цунами.

Много бед приносят России сильные ветры. Особенно большим материальным ущербом и человеческими жертвами чреваты смерчи. Наибольшее число смерчей наблюдается на Черном море у побережья Кавказа, в Ростовской области, Центрально-черноземном и Центральном районах, меньше - на Урале и лишь небольшое число - на юге Западной Сибири.

Значительный ущерб в зимний период северным промышленным районам наносят циклоны, сопровождающиеся сильными ветрами и метелями, гололедом и снежными заносами. Снежные бури большой силы бывают на равнинах Европейской части страны и в степной части Сибири. Повсеместно в европейской части России на морских акваториях и на суше распространены шквальные бури.
Опасны и масштабные пыльные бури, характерные для южных степных районов страны. Северная граница распространения пыльных бурь проходит через Саратов, Самару, Уфу, Оренбург и предгорья Алтая.
На территории России наблюдается процесс опустынивания земель. Сейчас общая площадь, охваченная этим процессом, составляет 50 млн.га. Особенно опустынивание характерно для Калмыкии, где возникла первая в Европе пустыня площадью около 1 млн.га.

Из крупномасштабных стихийных бедствий для России характерны засухи. В Поволжье и на Северном Кавказе засухи бывают каждые 2-3 года. Несколько реже -каждые 3-5 лет - они наблюдаются в Центрально-Черноземном районе и Восточной Сибири. В Нечерноземье и Западной Сибири вероятность засух меньше -1 раз в 3-10 лет. Потери от засух огромны. Недобор зерна относительно среднего валового сбора в годы сильных засух достигает 25%.

Анализ показывает, что с точки зрения нанесения ущерба стране на первом месте стоят наводнения. К тому же это бедствие одно из самых частых. Наводнения проявляются в виде половодий, дождевых паводков, ветровых нагонов, а также возникают вследствие заторов и зажоров. Преобладающей причиной наводнений являются интенсивные дожди. В Читинской, Амурской, Сахалинской областях, Хабаровском и Приморском краях масштабные наводнения по этой причине возникают примерно каждые 5 лет. Наводнения в период весеннего снеготаяния происходят практически на всех реках России, но чаще всего они наблюдаются на реках северо-востока и востока Европейской части. Из-за ледовых заторов особенно вероятны наводнения на сибирских реках и северных реках Европейской части страны. Города Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Архангельск и др., расположенные в устьях рек, нередко подтапливаются вследствие ветровых нагонов воды с моря. В целом угроза наводнений существует в России для нескольких тысяч населенных пунктов, в том числе более чем для семисот городов. Общая площадь пойменных земель, периодически затопляемых речными и озерными водами, составляет примерно 500 тыс. кв. км. В исключительно многоводные годы, какими были 1926 и 1966 годы, общая площадь затоплений достигала 150 тыс. кв. км, а в обычные годы -50 тыс.кв.км.

Хозяйству Дальнего Востока России регулярно наносят ущерб тропические циклоны (тайфуны). В среднем за год на Тихоокеанское побережье России выходит 2-5 тайфунов. В отдельные годы их количество доходит до 8. В период с июля по сентябрь вероятность появления интенсивных тайфунов наибольшая. Прохождение тайфунов сопровождается штормовыми нагонами, ливнями, сильными наводнениями, оползнями, селевыми потоками.

Значительную угрозу для населения зоны Тихого океана несет такое грозное морское гидрологическое явление как цунами. За последние 90 лет здесь наблюдалось более 100 достигавших опасной интенсивности цунами, в том числе у берегов России - около 20.

Традиционным для России является такое бедствие как лесные пожары. Масштабы горимости лесов России и размеры наносимого огнем ущерба велики. Регулярные наблюдения за лесными пожарами и систематическая борьба с ними ведется в основном в зоне активной охраны лесов, охватывающей примерно две трети общей площади лесного фонда (16 млн.га). В северных же районах Сибири и Дальнего Востока, где находится треть лесного фонда, активная борьба с огнем и учет пожаров пока еще недостаточны. Вследствие продолжительной засушливой погоды на территории России в зоне активной охраны лесов ежегодно возникает от 10 до 30 тысяч пожаров на площади от 0,5 до 2,1 млн.га. Наиболее тяжелые пожароопасные сезоны повторяются 2-3 раза в десять лет. При этом в 2-3 регионах страны с наиболее неблагоприятными погодными условиями лесные пожары принимают характер стихийного бедствия.

Сохраняются в стране и очаги природной инфекции - чумы, оспы, холеры, сибирской язвы и других опасных заболеваний людей и животных. Время от времени напоминает о себе такой грозный сельскохозяйственный вредитель как саранча.

Изложенное свидетельствует, что риск возникновения неблагоприятных природных явлений, стихийных бедствий и даже природных катастроф на территории России весьма велик.
Поэтому управление этим риском является важной задачей для государства, местного самоуправления и общественных структур.

Под природным риском понимается возможность нежелательных последствий от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. Природный риск измеряется вероятной величиной потерь за определенный промежуток времени. Заблаговременное предвидение риска НОЯ, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер составляет управление природным риском.

Управление должно быть рациональным. Так, в последнее десятилетие в России и во всем мире проявилась негативная тенденция увеличения ущерба от стихийных бедствий. Одной из причин этого явления является направленность государственной политики обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в основном на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику. Необходимость экономии расходов государства потребовала переоценки представлений о сложившемся (как правило, стихийно) соотношении затрат на превентивные меры по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и на ликвидацию их последствий. Целесообразность проведения мер защиты должна быть обоснована с учетом экономических (в условиях жестких финансовых ограничений) и социальных факторов. Известно, что повышение уровня защищенности объектов в два раза требует больших усилий в научно-технической сфере и существенных затрат, сопоставимых с 10-20% стоимости проекта.
Для решения такой сложной и многоплановой проблемы, как управление природными рисками, необходим научно-методический аппарат, учитывающий основные факторы, влияющие на безопасность землепользования и жизнедеятельности, а также разработка методов и математических моделей, позволяющих сделать количественные оценки и прогнозы.

С учетом изменившегося аналитического научно-методического аппарата управление природными рисками в масштабе страны или на конкретной территории целесообразно осуществлять по схеме: идентификации опасностей - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ риска ЧС на территории - анализ индивидуального риска для населения - сравнение с приемлемым риском - выбор, обоснование и реализация рациональных мер защиты (рис. 1.2.1) . Таким образом, на основе анализа рисков в итоге выбираются рациональные меры защиты от воздействия природных бедствий. При этом вначале анализ проводится с целью определения риска разрушения отдельных объектов социальной и хозяйственной инфраструктуры и риска стихийных бедствий на территории в целом, а затем - природных рисков для населения исследуемой территории.
Рассмотрим содержание основных задач, решение которых необходимо для управления природными рисками. Оно в основном, соответствует общей схеме анализа риска.

1. Идентификация опасностей для землепользования и жизнедеятельности населения на рассматриваемой территории (территории активной хозяйственной деятельности и нахождения людей) состоит в выявлении значимых источников природных опасностей - неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. Совокупность источников опасности является составной частью условий землепользования и жизнедеятельности населения, проживающего на рассматриваемой территории.

Условия землепользования и жизнедеятельности целесообразно задавать двумя группами негативно действующих факторов:
- постоянно или продолжительно действующими слабоинтенсивными негативными факторами (например, пониженные или повышенные температуры, уровни грунтовых вод и др.), приспособленность к которым у населения высокая. Задача управления природными рисками по отношению к этим факторам решается, в основном, при принятии решения на освоение территории, планировании развития инфраструктуры;
- происходящими в случайные моменты времени чрезвычайными событиями, сопровождающимися кратковременно действующими поражающими факторами значительной интенсивности.

2. Для оценки угрозы как меры возможности для конкретных объектов подвергнуться воздействию поражающих факторов от источников опасностей необходима информация не только о частоте (повторяемости) неблагоприятных и опасных природных явлений и их распределении по силе, но и пространственном распределении по отношению к объектам воздействия (населению, объектам техносферы) опасных факторов.

3. Долгосрочный (на 50-100 лет) прогноз угроз на заданный момент (интервал) времени в будущем. Для решения этой задачи необходимо иметь модели динамики показателей (характеристик) опасности.

4. Оценка риска чрезвычайных ситуаций на рассматриваемой территории и его прогноз на заданный момент (интервал) времени в будущем. 

Значение риска в этом случае определяется как произведение вероятности реализации угрозы за определенный интервал времени на размер возможных негативных последствий.

5. Анализ индивидуального риска для населения. При рассмотрении в качестве ущерба человеческой жизни, природный риск означает индивидуальную вероятность смерти от совокупности природных опасностей с учетом пространственных и временных факторов возможного нахождения индивидуумов на рассматриваемой территории.

Рис. 1.2.1 Схема управления природным риском

6. Сравнение с приемлемым риском. Оценка или прогноз индивидуального риска сравниваются с величиной приемлемого риска, величина которого обосновывается с учетом экономических и социальных факторов. На основании сравнения делается вывод о состоянии безопасности жизнедеятельности на рассматриваемой территории. Кроме индивидуальной вероятности смерти в ряде случаев целесообразно использовать такой показатель безопасности, как средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.

7. Обоснование мер защиты. Для снижения риска до приемлемого уровня принимаются решениям на осуществление превентивных мер защиты. При этом, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов (виды негативных событий, их частоты, сила, защищенность и уязвимость объектов по отношению к их поражающим факторам, взаимное расположение источников опасности и объектов воздействия), а также затраты на реализацию мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, позволяющие снизить природный риск до минимально возможного уровня.
Рассмотрев в данном подразделе основные понятия из области природного риска, виды природных опасностей и основные представления об управлении данным риском, мы сможем эти сведения использовать в качестве базовых при изучении экономических механизмов этого управления.