Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
1.1. Риски чрезвычайных ситуаций
1.2. Управление природным риском
1.3. Управление техногенным риском
1.4. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций
1.5. Экономические механизмы управления рисками
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Страхование - создание за счет денежных средств организаций и граждан специальных резервных фондов - страховых фондов, предназначенных для возмещения ущерба, вызванного неблагоприятными событиями, в частности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. 

Страховщик - страховая компания, организация, проводящая страхование, принимающая на себя обязательства возмещения страхового ущерба, выплаты страховой суммы.

Перестрахование - это уже совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска.






Экономические механизмы управления рисками



Управление рисками, как было показано ранее, осуществляется различными способами с использованием различных механизмов. Важнейшими из этих способов являются экономические методы регулирования, которые реализуются в жизни посредством разнообразных экономических механизмов.
В общем случае экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляют собой правовые, методические, организационные, технологические методы, приемы и порядки применения экономических средств для регулирования уровня безопасности, а также воздействия на экономические процессы, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

В качестве реально применяемых экономических механизмов управления рисками могут быть названы многие из широко используемых в различных сферах жизнедеятельности общепринятых экономических механизмов. В их состав могут быть включены: организационно-экономические механизмы соответствующей государственной политики; финансирование; инвестирование; кредитование; резервирование финансовых и материальных средств; страхование и перестрахование; возмещение ущерба; экономическое стимулирование, экономическая ответственность и многие другие.

Организационно-экономические механизмы реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляют собой совокупность правовых, экономических, программных, организационных, технико-технологических и других мер, непосредственно направленных на повышение уровня природной и техногенной безопасности. Важнейшей стороной этих мер является изыскание экономических ресурсов для их осуществления, обеспечения их экономической целесообразности, экономическое стимулирование деятельности по управлению рисками. Следует иметь в виду, что реализация упомянутой государственной политики включает не только меры, осуществляемые государственными институтами, но также деятельность в этих целях владельцев объектов экономики и других субъектов хозяйственной деятельности. В этом случае роль государства сводится к побуждению этих субъектов к данной деятельности, их контролю и применению к ним, при необходимости, установленных санкций.

В качестве основных из состава организационно-экономических механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций могут быть названы:
- рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности;
- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях;
- обновление основных производственных фондов;
- декларирование промышленной безопасности;
- лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;
- государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Поскольку практическое управление природными и техногенными рисками требует затрат значительных финансовых и материальных ресурсов, для практической реализации управленческих мер требуется финансирование.

В общеэкономическом смысле финансирование - это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических и других программ, видов экономической и иной деятельности.
В случае управления рисками финансирование направлено на обеспечение выполнения различных программ предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннее обеспечение деятельности в этой области.

Во всех случаях применения финансирования важнейшей проблемой является правильное определение его источников и эффективное их использование. Источники финансирования - существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов, перечень экономических объектов, способных предоставить такие ресурсы. В общем случае финансирование осуществляется из собственных, внутренних источников организации, а также из внешних источников в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, различного рода взносов и т.д. В рассматриваемом нами случае в качестве источников финансирования обычно выступают государственные и муниципальные бюджеты, бюджеты организаций, резервные фонды, инвестиции, кредиты, средства, полученные в счет оплаты услуг и штрафных санкций, средства благотворительных и иных общественных фондов и т.д. Для финансирования могут быть использованы специальные финансовые инструменты - облигации, опционы и др.

Важным экономическим механизмом управления рисками является накопление и использование при необходимости финансовых и материальных резервов. Для дела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основную роль играют резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Важнейшей экономической проблемой при чрезвычайных ситуациях является необходимость в той или иной мере возместить понесенный пострадавшими ущерб, обеспечить в определенных рамках, их социальную защиту. Основным современным способом возмещения ущерба постепенно становится страхование и перестрахование рисков и ответственности, которые частично берут на себя тяжкое бремя государства по возмещению ущерба пострадавшим.

Страхование представляет собой создание за счет денежных средств организаций и граждан специальных резервных фондов - страховых фондов, предназначенных для возмещения ущерба, вызванного неблагоприятными событиями, в частности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера. Страхование обычно осуществляется государственными органами, страховыми компаниями. Объектами страхования могут быть жизнь, здоровье людей, имущество граждан и организаций, риск, ответственность. Основными сторонами страхования являются страхователь и страховщик. Страхователь - это физическое или юридическое лицо, страхующее свои ценности, заключающее со страховщиком договор страхования. Страховщик - страховая компания, организация, проводящая страхование, принимающая на себя обязательства возмещения страхового ущерба, выплаты страховой суммы.

Перестрахование - это уже совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска. Страховщик, принимая на страхование риск, превышающий его возможности застраховать такой риск, передает часть риска другому страховщику. Отношения оформляются договором, по которому одна сторона - перестрахователь, передает риск и соответствующую часть премии другой стороне - перестраховщику. Последний обязуется при возникновении страхового случая оплатить принятую на себя часть риска.
В качестве еще одного из экономических механизмов управления рисками чрезвычайных ситуаций может использоваться экономическое стимулирование деятельности по их предупреждению и ликвидации. В общем смысле экономическое стимулирование представляет собой побуждение экономическими способами участников той или иной деятельности к поведению, выгодному и полезному для субъектов, применяющих стимулирование. Стимулирование деятельности по обеспечению природной и техногенной безопасности включает две стороны, каждая из которых имеет свою природу стимулирующего воздействия. Во-первых, - это экономическое поощрение, во-вторых, экономическое наказание. В качестве поощрения могут использоваться льготное налогообложение, предоставление инвестиций и дополнительных квот, кредиты на выгодных условиях и т.д. Нарушения установленного порядка обеспечения природной и техногенной безопасности ведут к экономической ответственности за них в виде разного рода санкций - штрафов, ограничения деятельности, вплоть до ее прекращения, возмещения нанесенного ущерба. Стимулирование напрямую содействует повышению ответственности должностных лиц и организаций за результаты своей деятельности в области управления рисками.

Экономическая сторона управления природным и техногенным рисками кроме национальной имеет и международную составляющую. Ее наличие обусловлено тем, что противодействие чрезвычайным ситуациям ведется и на уровне международного сообщества. Потребность многих государств получить экономическую помощь при чрезвычайных ситуациях, привлечь зарубежные силы для их ликвидации, жизнеобеспечить пострадавшее население за счет международной гуманитарной помощи, обогатиться опытом управления рисками развитых государств и решить многие другие вопросы противодействия бедствиям сообща с соседями и международными организациями побуждает большинство стран мира осуществлять широкое международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое еще принято называть гуманитарным.

Международное гуманитарное сотрудничество в качестве важной своей составляющей имеет значительное число проблем и вопросов экономического характера. Прежде всего, это аспекты влияния на экономическое развитие чрезвычайных ситуаций, которые в зависимости от укладов экономики тех или иных стран обуславливают их различную экономическую уязвимость, потерю ресурсов, климат инвестирования.
Важные экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества решаются при осуществлении гуманитарной помощи. Это поиск источников средств для этой помощи, выявление стран-доноров помощи, порядок использования центральных фондов ООН на эти цели и многое другое. Экономические вопросы остаются центральными также и на рынке международных гуманитарных услуг, при организации международной торговли техническими аварийно-спасательными и защитными средствами, оказании платных аварийно-спасательных услуг, организации функционирования международной научной кооперации.

Упомянутые в данном разделе экономические механизмы будут подробно рассмотрены в последующих главах настоящего пособия.

Вопросы и задания:
1. Дайте определения опасности, вызова и угрозы, чрезвычайной ситуации.
2. В чем сущность риска как меры опасности?
3. Перечислите показатели и виды риска.
4. Дайте определения стихийных бедствий и природных катастроф.
5. Перечислите основные виды природных опасностей.
6. Раскройте сущность управления природным риском.
7. Дайте определения аварии и техногенной катастрофы.
8. Назовите основные виды техногенных опасностей.
9. Раскройте сущность управления техногенным риском.
10. Что такое экономические последствия чрезвычайных ситуаций?
11. Как может быть классифицирован ущерб?
12. Назовите основные экономические механизмы управления рисками.