Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 4.1. Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Государственный материальный резерв
§ 4.2. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных
§ 4.3. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Определенность целевого назначения - формируются целевые резервы с учетом потенциальных возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям.

Рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при непосредственном выполнении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и дислокация на тех территориях, где, исходя из оценки рисков, возможна наибольшая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мобильность - поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществлению приемки, переработки и подготовки резервов материальных ресурсов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Достаточность - объемы резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.

Управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее сопряженность с системами управления всех органов управления, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Экономичность - объемы затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны минимизировать привлечение для этих целей материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с предполагаемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.






Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Государственный материальный резерв



Резервный фонд Правительства Российской Федерации образуется на основании Бюджетного Кодекса Российской Федерации в объемах, устанавливаемых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а федеральный резерв материальных ресурсов создается решением Правительства Российской Федерации.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов местного самоуправления. В федеральном бюджете размер резервных фондов, как уже указывалось, не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размеры резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.

Средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации, как впрочем, и резервных фондов нижестоящих уровней, расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Под резервным фондом бюджета понимается совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия потребностей государства и местного самоуправления, носящих случайный, но вероятный характер. Случайность таких потребностей выражается в том, что при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета невозможно предвидеть, возникнут они или нет, а их вероятность состоит в том, что всегда допускается возможность их наступления.

Распорядителями резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, являются, как правило, федеральные органы исполнительной власти, в частности, распорядителем той части Резервного фонда Правительства Российской Федерации, которая предназначается для финансирования работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является МЧС России. В абсолютном выражении объем этой части Резервного фонда Правительства Российской Федерации в последние годы составляет 2,8 млрд. руб.

Средства из Резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального, национального и транснационального уровней в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций, а также для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
- проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
- проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, энергетики, промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;
- закупка, выпуск из государственного материального резерва, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
- развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока (но не более месяца);
- оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;
- оказание гуманитарной помощи.

За счет этих же средств осуществляется погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, а также разрешается выплата компенсаций за утраченное жилье при невозможности использования государственных жилищных сертификатов.

Учитывая возможность возникновения экстренных потребностей в использовании предусмотренных финансовых ресурсов резервного фонда Правительства Российской Федерации, Правительство Российской Федерации упомянутым ранее постановлением "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" обязало Министерство финансов Российской Федерации обеспечить поддержание на лицевом счете МЧС России оперативного резерва финансовых средств в размере не менее 0,2% установленного в федеральном бюджете объема резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. По состоянию на 2003 год это составляло не менее 560 тыс. рублей.

В целях повышения оперативности проведения неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России использует оперативный резерв финансовых средств, поступающий на лицевой счет Министерства, открытый в органах федерального казначейства.
Средства оперативного резерва в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации направляются на осуществление следующих мероприятий:
- проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
- закупку, выпуск из государственного материального резерва, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
- развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока (но не более месяца);
- возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств МЧС России для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оценки причиненного ущерба.

Использование средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации и оперативного резерва на другие цели не допускается.

Возможность и необходимость выделения средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации субъектам Российской Федерации тщательно рассматривается и изучается МЧС России, Минфином России и Минэкономразвития России, которым соответствующие федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют документы, обосновывающие объем запрашиваемых средств. В них в обязательном порядке должны быть отражены данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средствах организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.

Обращения, в которых отсутствуют указанные сведения, возвращаются без рассмотрения.
Полный перечень и содержание обосновывающих документов определяются специальной совместно утвержденной МЧС России, Минфином России и Минэкономразвития России инструкцией. Рассмотрение вопроса этими министерствами о выделении средств из резервного фонда осуществляется в 3-х месячный срок.

Основанием для выделения средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общий размер ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении средств для финансирования аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах в решении Правительства Российской Федерации указывается пообъектовое распределение этих средств.

Средства из резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального, национального и транснационального уровней, а также для других целей. Как правило, реальная обстановка, отражающая последствия чрезвычайных ситуаций, оказывается значительно сложнее, чем предусматриваемая прогнозами. Это вынуждает Правительство Российской Федерации изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В 2002 году их объемы составили 5 600 млн. рублей, из которых около 5 млрд. руб. было выделено отдельным ведомствам и субъектам Российской Федерации. Свыше 400 млн. руб. потрачено на оказание гуманитарной помощи пострадавшему населению 10 зарубежных стран.

Серьезно занимаются субъекты Российской Федерации созданием финансовых резервов для финансирования мероприятий по организации жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Такие резервы в объеме почти в 6 млрд. руб. созданы к концу 2002 года в 87 субъектах Российской Федерации. Всего же на ликвидацию чрезвычайных ситуаций субъектами Российской Федерации израсходовано в 2002 г. около 1,2 млрд. руб.

Правительство Российской Федерации контролирует вопросы целевого использования средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации через Минфин России, которое совместно с МЧС России организует учет и осуществляет контроль за целевым расходованием указанных средств. Отчеты о расходовании этих средств федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке представляют Министерству финансов Российской Федерации. Кроме того, в Минфин России представляется сводная квартальная и годовая отчетность по данному вопросу, что предотвращает возможные злоупотребления в использовании целевых денежных ресурсов.

Важную составляющую в комплексе организационно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения и уменьшению возможных негативных последствий их проявления представляет создание резервов материальных ресурсов. Резервы материальных ресурсов включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество и медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и др.

Создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций основывается на следующих принципах:
определенность целевого назначения - формируются целевые резервы с учетом потенциальных возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям;
рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при непосредственном выполнении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и дислокация на тех территориях, где, исходя из оценки рисков, возможна наибольшая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций;
мобильность - поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществлению приемки, переработки и подготовки резервов материальных ресурсов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
достаточность - объемы резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации;
управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее сопряженность с системами управления всех органов управления, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
экономичность - объемы затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны минимизировать привлечение для этих целей материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с предполагаемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.

Результаты привлечения резервов материальных ресурсов, образуемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях управления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых документов, и особенно реализация приведенных выше принципов создания и использования резервов материальных ресурсов, позволяют сделать вывод о том, что резервирование ресурсов является важным звеном экономического механизма управления рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основным подтверждением этого является вполне очевидная экономия средств при использовании накопленных материальных ресурсов, что обеспечивается выполнением следующих условий их формирования и хранения:
- допустимость закладки материальных ресурсов в резерв не одномоментно, а в течение определенного времени, что делает бюджетную нагрузку органов, создающих резервы, не столь обременительной;
- высокий уровень требований к хранению заложенных в резерв материальных ресурсов, гарантированно обеспечивающий их количественную и качественную сохранность;
- реальная возможность приближения мест хранения резервов к потенциально опасным объектам (зонам возможных чрезвычайных ситуаций) и уменьшение на этой основе расходов на их транспортировку;
- строгая система учета и контроля наличия и условий хранения, исключающая возможность естественной убыли определенных видов материальных ресурсов свыше допустимых норм;
- ограничение возможностей недобросовестных поставщиков материальных ресурсов по сбыту низкосортной продукции и некачественных материалов при накоплении резервов, используемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- допустимость формирования резервов в большем объеме и в расширенной номенклатуре в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющих развитой транспортной сети по сравнению с регионами центральной части Российской Федерации, что позволяет уменьшить вероятность использования для их доставки в зоны чрезвычайных ситуаций воздушного транспорта;
- возможность планирования ежегодных объемов накопления материальных ценностей во все виды резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах бюджетных возможностей органов, создающих эти резервы по состоянию на текущий бюджетный год;
- учет при накоплении резервов структурных особенностей местного производства, в соответствии с чем в первоочередном порядке в резервы закладывается продукция с длительным циклом производства, а также не производимая в данном регионе;
- максимальная механизация погрузочно-разгрузочных работ и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов, правильный подбор и обучение работников складов, надежная организация охраны складов и соблюдение правил пожарной безопасности.

Комплекс перечисленных условий позволяет в определенный мере снизить затраты на формирование материальных резервов и повысить эффективность их использования по прямому назначению.

Таким образом, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, величины потенциального ущерба; природных, экономических и других особенностей региона или объекта; достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств; объемов ассигнований, выделяемых на создание соответствующего вида резервов.

Востребованность резервов обусловливает успешное развитие функциональной подсистема РСЧС Государственного материального резерва. Это развитие осуществлялось по двум направлениям:
- решение задач в интересах РСЧС путем создания, накопления, хранения и выпуска в установленном порядке материальных ценностей в интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи;
- совершенствование звеньев этой функциональной подсистемы путем подготовки руководящего состава, должностных лиц, других категорий личного состава органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях, оснащения формирований необходимыми средствами и поддержание их в готовности к действиям по предназначению.

Общая численность формирований функциональной подсистемы Государственного материального резерва на конец 2002 г. составляла свыше 5 000 человек.

Поставка материальных ценностей и их закладка в государственный резерв, выпуск материальных ценностей, ответственное хранение, освежение запасов, заимствование, разбронирование и замена материальных ценностей, предусматриваемых в составе государственного резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется на основании положений Федерального закона "О государственном материальном резерве", в том числе и в части, касающейся неснижаемого запаса материальных ценностей в составе резерва.

Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом (в настоящее время - Федеральное агентство по государственным резервам). Законодательством Российской Федерации ему предоставлено право передавать федеральным органам исполнительной власти часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, а также по их выпуску из государственного резерва.

Это особенно важно для МЧС России, поскольку номенклатура закладываемых в государственный резерв в его интересах материальных ценностей имеет свою специфику, а их выпуск может быть связан с необходимостью обеспечения высокой оперативности привлечения соответствующих ресурсов к ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению жизнедеятельности пострадавшего населения.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется:
- в связи с их освежением и заменой;
- в порядке временного заимствования;
- в порядке разбронирования;
- непосредственно для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Освежение материальных ресурсов проводится в связи с истечением установленного срока их хранения, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Для поддержания передового технического уровня хранящихся ресурсов проводится замена материальных резервов - выпуск из государственного резерва материальных ценностей при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления соответствующей продукции.

Заимствование материальных ресурсов - выпуск из государственного резерва материальных ценностей на определенных условиях (обычно на договорных началах) с последующим возвратом в него равного количества аналогичных материальных ценностей. Осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых соответствующим органом управления государственным резервом с получателями, но обязательно на основании решения Правительства Российской Федерации, которым, в частности, определяются порядок и сроки их возврата.

Разбронирование материальных ресурсов - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего их возврата, осуществляемый на основании решения Правительства Российской Федерации.

Выпуск материальных ресурсов из государственного резерва для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации, на основании решения Правительства Российской Федерации. Расходы по выпуску указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете, или в ином порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В 2002 г. по распоряжениям Правительства Российской Федерации из государственных резервов было выделено и отгружено материальных ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению, на сумму более 172 млн. рублей; из них Чеченской Республике - 53,6 млн. рублей, Республике Северная Осетия-Алания - на сумму 30,3 млн. рублей, Республике Адыгея - 17,1 млн. рублей, Республике Ингушетия - 16,5 млн. рублей, Краснодарскому краю - 10,2 млн. рублей, а также иностранным государствам: Германии - 2,6 млн. рублей, Алжирской Народной Демократической Республике - 4,04 млн. рублей, Таджикистану - 0,9 млн. рублей, Киргизии - 0,46 млн. рублей и др.

Федеральный закон "О государственном материальном резерве" предусматривает предъявление санкций в виде уплаты неустойки, штрафов и пени во всех случаях нарушения порядка формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва с указанием конкретных количественных показателей предъявляемых санкций.

К случаям нарушений, подлежащим в соответствии с этим федеральным законом предъявлению санкций, относятся: необоснованные уклонения поставщиков от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв; просрочка их поставки (закладки) или непоставка (неполная закладка); несвоевременный возврат заимствованных материальных ценностей; несвоевременное выполнение указаний об отгрузке материальных ценностей государственного резерва; поставка в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему количеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора); поставка немаркированных, ненадлежаще маркированных материальных ценностей или поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), использование средств пакетирования, не соответствующих действующим стандартам; скрытые производственные дефекты в материальных ценностях; необеспечение количественной сохранности материальных ценностей, хранящихся в пунктах ответственного хранения; установление случаев оформления бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв; невыборка из государственного резерва материальных ценностей в предусмотренный договором срок; необоснованное уклонение подрядчика от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое переоборудование объектов системы государственного резерва; нарушение правил и условий хранения, несвоевременное освежение и замена материальных ценностей, а также хранение материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям; несвоевременное представление установленной отчетности; отказ от приемки материальных ценностей в государственный резерв или их выдачи; несвоевременная оплата продукции, поставленной в государственный резерв.

Сформированная за многие годы система позволяет обеспечить эффективное использование накапливаемых в составе государственного материального резерва материальных средств, предусматриваемых специально для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с законодательством Российской Федерации резервы финансовых и материальных ресурсов создаются и на других уровнях управления - в ведомствах, на территориях, в муниципальных образованиях и на объектах экономики.