Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 4.1. Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Государственный материальный резерв
§ 4.2. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных
§ 4.3. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Определенность целевого назначения - формируются целевые резервы с учетом потенциальных возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям.

Рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при непосредственном выполнении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и дислокация на тех территориях, где, исходя из оценки рисков, возможна наибольшая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мобильность - поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществлению приемки, переработки и подготовки резервов материальных ресурсов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Достаточность - объемы резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.

Управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее сопряженность с системами управления всех органов управления, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Экономичность - объемы затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны минимизировать привлечение для этих целей материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с предполагаемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.



Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных
органов исполнительной власти




Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязывает федеральные органы исполнительной власти создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следует подчеркнуть, что речь здесь идет именно о резервах федеральных министерств и ведомств, а не о Резервном фонде Правительства Российской Федерации и государственном резерве материальных ресурсов, которым был посвящен предыдущий раздел.

Под финансовым резервом имеются в виду денежные средства, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных органов, а также предприятий, учреждений, организаций для осуществления возникающих дополнительных непредвиденных расходов, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности этих органов и организаций. Финансовые резервы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, как следует из их названия, предназначены для финансового покрытия нужд, связанных с возникающими чрезвычайными ситуациями в текущем финансовом году.

Уже говорилось от том, что бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, возможность создания в расходной части бюджетов всех уровней, в том числе и на уровне федеральных органов исполнительной власти, резервных фондов. Распорядителями резервных фондов федеральных органов исполнительной власти, в том числе выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются эти органы. Несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством финансовые резервы для этих целей должны формироваться в федеральных министерствах и ведомствах, фактически планирование соответствующих средств в бюджете Российской Федерации до сих пор не предусматривается. При необходимости использовать финансовые средства на эти нужды федеральные органы исполнительной власти используют свои финансовые возможности или обращаются к Резервному фонду Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Так, например, в 2002 году Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России были приняты одиннадцать решений о выделении денежных средств из вышеупомянутого фонда девятнадцати министерствам на общую сумму почти 33 млн. рублей (без учета средств, выделенных МЧС России).

Только для МЧС России как для министерства, специализирующегося на противодействии чрезвычайным ситуациям, бюджетом страны предусматривается целевой финансовый резерв для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот резерв представляет собой выделенные МЧС России бюджетные средства для покрытия части государственных потребностей, которые могут возникнуть в случае чрезвычайной ситуации. Средства резерва могут быть использованы распорядителем бюджета - МЧС России - только с целью, обозначенной в названии резерва. В 2003 году в этот резерв было выделено 100 млн. рублей.

Кроме этого, МЧС России наряду с Минфином России и Минэкономразвития России является одним из органов, ответственных за правильное определение целей и адресатов выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Да и само выделение средств на основании обоснованных запросов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется по представлению МЧС России с участием в некоторых случаях, Минсельхоза России, Госстроя России, Росгидромета и других ведомств. МЧС России также активно участвует в проверке целевого использования выделенных средств.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти создаются для экстренного привлечения материальных средств министерств и ведомств в интересах проведения в зоне чрезвычайной ситуации аварийно-спасательных и других неотложных работ, относящихся к компетенции соответствующего министерства (ведомства).
Материальные резервы данной принадлежности создаются заблаговременно решениями федеральных органов исполнительной власти, а их состав и объемы определяются исходя из специфики работ, выполняемых под руководством данных органов. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением также устанавливаются создавшими их министерствами и ведомствами. Финансирование расходов на все перечисленные нужды проводится за счет средств этих же министерств и ведомств.

Обычно резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, подведомственных министерствам и ведомствам, но с таким расчетом, чтобы их оперативная доставка в зоны возможных чрезвычайных ситуаций обеспечивалась в кратчайшие сроки.

Целесообразно вопросы резервов ведомственной принадлежности рассмотреть на примере резерва материальных ресурсов МЧС России, или как его еще называют, резерва Министра.
Резерв материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет статус резерва федерального органа исполнительной власти.

В состав резерва МЧС России входят:
- средства радиационной и химической защиты;
- инженерное имущество;
- медицинское имущество;
- вещевое имущество;
- средства связи;
- другие материальные ресурсы по решению Министра.

Резервы других федеральных министерств и ведомств могут содержать эти, но, преимущественно, включают другие материальные ресурсы, характерные для их профиля деятельности, например, продовольствие, нефтепродукты, технологическую оснастку и инструменты, сборные конструкции, изделия из черных и цветных металлов, лесоматериалы, ткани и нетканые материалы и многое другое, необходимое для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Резерв МЧС России используется для:
- улучшения материально-технического обеспечения соединений и воинских частей гражданской обороны Российской Федерации, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- усиления материально-технического обеспечения поисково-спасательных служб, участвующих в этих работах;
- улучшения материально-технического обеспечения медицинских подразделений и организаций, оказывающих первую медицинскую и первую врачебную помощь при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- расширения фронта работ воинских частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в зоне чрезвычайной ситуации, а также для восполнения естественной убыли материальных ресурсов в ходе этих работ;
- оказание помощи воинским частям и поисково-спасательным службам в быстром восстановлении способности к выполнению возложенных на них задач;
- решения других внезапно возникших задач.

Предусмотреть заранее все случаи использования этого резерва в связи с потребностями министерства при чрезвычайных ситуациях невозможно, однако его назначение - для ликвидации чрезвычайных ситуаций - позволяет четко определить обоснованность задействования резерва в тех или иных случаях. Работа с резервом включает:
- определение номенклатуры и объектов материальных ресурсов резерва;
- производство закупок и накопления материальных ресурсов в резерве, их учет;
- хранение и обслуживание хранящихся в резерве материальных ресурсов;
- освежение и замена материальных ресурсов;
- организация выпуска материальных ресурсов из резерва;
- восполнение израсходованных материальных ресурсов.

Для организации всех этих работ, а также руководства ими в аппарате МЧС России имеется специальное подразделение.

Резерв МЧС России накапливается за счет финансовых средств федерального бюджета Российской Федерации в пределах установленного объема годового финансирования на закупку продукции для государственных нужд, а также за счет целевого финансирования воинских частей гражданской обороны на эти цели и использования высвободившихся материальных средств их неприкосновенного запаса и текущего довольствия.

Финансовые органы МЧС России при формировании предложений к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов предусматривают ассигнования для закупки и закладки материальных ресурсов в этом резерве.

Заказы на поставку материальных ресурсов в резерв Министра размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм поставщиков материальных ресурсов.

Резерв МЧС России размещается на базах региональных органов управления Министерства - каждого регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Независимо от места размещения, резерв является федеральной собственностью и принадлежит МЧС России на правах федерального управления.

Обычно резерв материальных ресурсов хранится в воинских частях войск гражданской обороны, подчиненных тому или иному региональному центру. Доставка материальных ресурсов до места назначения (хранения) производится железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом или самовывозом транспортными средствами воинских частей гражданской обороны в соответствии с условиями договоров на поставку материальных ресурсов.

Воинские части, осуществляющие хранение и обслуживание резерва МЧС России должны иметь:
- надежную связь с Министерством и региональными центрами;
- отапливаемые и неотапливаемые склады и хранилища;
- средства механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- подъездные пути для автомобильного транспорта, обеспечивающие возможность свободного проезда машин к складам в любое время года;
- подъездные железнодорожные пути с погрузочно-разгрузочными площадками вблизи мест хранения материальных ресурсов резерва;
- вертолетную площадку на территории склада или вблизи него;
- закрепленные для вывоза материальных ресурсов автотранспорт и погрузочно-разгрузочные команды;
- штатного начальника склада.

На все виды материальных ресурсов устанавливаются сроки хранения.

Под сроком хранения понимается период, в течение которого тот или иной вид материальных ресурсов, хранящихся в условиях, предусмотренных конструкторской документацией, отвечает установленным техническим требованиям.

Под гарантийным сроком хранения понимается период, в течение которого предприятие-поставщик гарантирует исправность изделий при соблюдении правил их хранения. До истечения установленных гарантийных сроков хранения регулярно проводится контроль качества изделий.

Основной задачей хранения резерва МЧС России является обеспечение его количественной и качественной сохранности в течение всего срока хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.

Выполнение этой задачи обеспечивается:
- правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов;
- созданием необходимых условий хранения для каждого вида материальных ресурсов (поддержание температурных режимов, относительной влажности воздуха, эффективной вентиляции помещений) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;
- постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых материальных ресурсов и своевременное проведение мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая проверка, перекладка, проведение лабораторных испытаний, переконсервация, борьба с вредителями и др.);
- максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов;
- поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам и местам погрузки в любое время года и суток;
- надежной организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;
- своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения, а также рядом других мероприятий.

Расходы, связанные с накоплением, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей), освежением и заменой материальных ресурсов резерва МЧС России покрываются за счет общих лимитов финансовых средств, выделяемых воинским частям гражданской обороны на указанные цели.

Резерв материальных ресурсов МЧС России (как и подобные резервы других федеральных органов исполнительной власти) используется для обеспечения этими ресурсами крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, для решения задач первоочередного жизнеобеспечения населения и восстановления систем жизнеобеспечения, осуществляемых в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального, национального и транснационального масштабов.

Решение на задействование резерва принимает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичным образом задействуются резервы материальных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти.
Действующие механизмы создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов федеральных министерств и ведомств для ликвидации чрезвычайных ситуаций обладают достаточно выраженным экономическим эффектом, содействуют экономии средств, затрачиваемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет заблаговременного и планового приобретения материальных ресурсов по более низким ценам, ограничения необходимости проводить экстренные закупки по повышенным ценам, ликвидации потребности в открытии дорогостоящих кредитных линий, получении доступа к ресурсам в кратчайшие сроки и реализации других преимуществ использования резервов.