Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 7.1. Экономические льготы для повышения эффективности управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 7.2. Административная и экономическая ответственность за нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов.


Экономические льготы для повышения эффективности управления рисками чрезвычайных ситуаций



С давних времен поощрения являлись результативным методом, побуждающим людей к хорошей работе. При этом широкое применение находят как материальные, так и моральные формы поощрения. Особенно эффективно поощрения действуют, когда в их основе лежат экономические выгоды - премии, подарки, материальные льготы. Материальное стимулирование, как впрочем, и моральное, применяется по отношению к отдельным работникам и целым предприятиям, учреждениям, организациям. Наиболее распространенными его формами являются льготное налогообложение и кредитование, перераспределение риска, льготное страхование, предоставление предприятиям права использовать в своих интересах часть прибыли, поощрительных фондов, кредитов и т.д. Основными формами личного материального стимулирования работников являются размеры заработной платы, премирование, поощрительные вознаграждения за открытия, изобретения, рационализаторские предложения и др. Естественно, что поощрительный способ стимулирования деятельности может быть использован и используется в такой области, как управление рисками.

Льготы - это преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан, организациям, территориальным органам управления. Часто такие преимущества имеют форму налоговой льготы - полного или частичного освобождения от налогов. В качестве льготы при погашении кредита может устанавливаться льготный период - отсрочка начала погашения кредита, дополнительный период времени, в течение которого сумма основного долга по кредиту можно не погашать. Возможность установления льготных тарифов на услуги, например, грузовые перевозки по льготным тарифам, освобождение от некоторых обязательных платежей, бесплатное или со скидками пользование пассажирским транспортом, бесплатное или со скидками предоставление лекарств, отсрочки в погашении задолженностей, частичное или полное освобождение от выполнения общих для всех обязанностей. Льготы могут иметь форму дополнительных выплат - например, повышенные стипендии, пенсии, пособия, льготы на пользование санаторно-курортным лечением и т.д.

Льготы бывают адресные, именные, предназначенные для конкретных лиц, организаций, органов, или могут быть видовыми - распространяться на определенные категории граждан, видов деятельности, организации, территориальные органы.

Установление льгот - в основном государственная прерогатива. Они регламентируются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Однако следует иметь в виду, что экономические льготы могут устанавливаться также субъектами хозяйственной деятельности для своих коммерческих партнеров.
Любые риски определяются вероятностью появления нежелательных событий, таких как снижение прибыли и возникновение убытков по различным причинам, в том числе неплатежей, которые возникают в случае нарушения производственного процесса в условиях кризисных явлений, сокращения ресурсной базы, несвоевременной поставки сырья и других негативных явлений. При этом следует заметить, что чем ниже уровень риска, тем больше вероятность получения высокой прибыли и рентабельности производства. Поэтому любая организация (предприятие, фирма, банк, биржа, ассоциация или объединение предприятий) старается свести к минимуму степень риска и из полученных альтернативных решений руководитель выбирает тот вариант, при котором уровень риска минимален и не превосходит пороговый уровень наступления неудачи, неуспеха, краха. Каждый руководитель должен стремиться минимизировать риск и максимизировать прибыль. При этом важно объективно измерить или частично определить уровень конкретного вида риска и на основе современной теоретической и экономической базы добиваться эффективности управления рисками.

В современных условиях, когда в негосударственной сфере сосредоточиваются все большие финансовые и материальные ресурсы, особенно важно консолидировать усилия органов государственной власти и местного самоуправления, координирующих органов РСЧС и негосударственных финансовых и коммерческих структур для совместных действий по снижению риска от чрезвычайных ситуаций.

При этом важно отметить, что в условиях ограниченности финансовых и материальных ресурсов на передний план выходят экономические законы и научно-обоснованные методы управления, понимание и применение которых позволяет оптимальным образом производить распределение ресурсов на основе баланса между выгодой и ущербом с учетом уровня социально-экономического развития общества и получать наибольший практический результат - максимальное, обоснованное и прогнозируемое снижение риска от того или иного вида опасности.

Необходимость решения рассмотренных выше проблем требует системы срочных мер по консолидации усилий государства и предпринимательских структур по целевому аккумулированию финансовых и материальных ресурсов и их эффективному использованию для снижения риска от чрезвычайных ситуаций.
Экономическая ситуация в Российской Федерации на современном этапе не позволяет в должной мере обеспечить за счет средств бюджета финансирование всех необходимых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Как правило, средства выделяются целевым образом в минимальном объеме и в основном на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В то же время современная концепция повышения безопасности человека при различного рода чрезвычайных ситуациях требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, т.е. на мероприятия по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Существенное смягчение финансовых проблем в области управления рисками чрезвычайных ситуаций может быть достигнуто путем реализации специальных финансовых схем и механизмов, применением экономических льгот, налогового регулирования.

Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Налоговые льготы предусматриваются федеральным законодательством или законодательствами субъектов Российской Федерации. Показательными в этом отношении является пример установления налоговых льгот для Государственной противопожарной службы, которые напрямую прописаны в Федеральном законе "О пожарной безопасности". В соответствии с названным Федеральным законом органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды, за исключением уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, установленных по отношению к начисленной оплате труда работников Государственной противопожарной службы.
Не подлежит налогообложению прибыль и доходы предприятий, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

Прибыль предприятий, объединений пожарной охраны, подлежащая налогообложению, уменьшается на суммы:
- направляемые на организацию производства и (или) закупку пожарно-технической продукции;
- затрат на содержание пожарной охраны;
- взносов и пожертвований в фонды пожарной безопасности.

От налога на добавленную стоимость освобождаются:
- пожарно-техническая продукция;
- работы и услуги в области пожарной безопасности;
- материалы, приборы и оборудование, приобретаемые для производства пожарно-технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

Не подлежат налогообложению:
- земли, используемые пожарной охраной;
- средства и имущество граждан и юридических лиц, передаваемые пожарной охране на безвозмездной основе в собственность (пользование);
- доходы предприятий Государственной противопожарной службы и объединений пожарной охраны, направляемые на противопожарные цели;
- отчисления страховых организаций, направляемые в фонды пожарной безопасности в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Всероссийское добровольное пожарное общество освобождается от лицензионных сборов по видам деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации средства целевого финансирования, полученные предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных объектов и производств, не учитываются при определении налоговой базы. В целях экономического стимулирования деятельности по снижению риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций сумма налога на прибыль уменьшается на величину фактически произведенных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Так, например, экологические организации в г. Москве в 1997 году за счет льгот только по налогу на прибыль, предоставленных Правительством г. Москвы, выполнили 62 мероприятия на общую сумму около 1 трлн. руб. (в масштабе цен того времени). Подобные простые финансовые схемы особенно широко используются при решении экологических проблем, развитии спортивных сооружений, общественного городского автотранспорта, других областях и позволяют мобилизовать значительные финансовые ресурсы.
Проведенные исследования показали, что экономическая эффективность подобных финансовых схем применительно к условиям и задачам РСЧС может быть существенно (в 2,5-3 раза) повышена. Суть выводов проведенных исследований заключается в целесообразности комплексного использования имущества, имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг, возможностей, предоставляемых законодательством, в том числе и по налоговым льготам, для аккумулирования финансовых ресурсов и реализации высокорентабельных инвестиционных коммерческих проектов, которые могли бы быть реализованы на площадях, освобождаемых после вывода потенциально опасных объектов из зон повышенного риска.

Как уже отмечалось (раздел 3.2 пособия), большинство современных подходов к организации внебюджетного финансирования основываются на использовании, как правило, очень простых схем и механизмов. Они базируются на реализации различных привилегий (льгот, разрешений, прав пользования) и не имеют под собой сколько-нибудь серьезных экономических обоснований. По сути своей, эти подходы далеки от рыночной экономики и реализуют затратный принцип - "получил - истратил". Это порождает серьезные недостатки, ограничивающие и даже закрывающие перспективу дальнейшего применения таких подходов. Главные из них: отсутствие рыночных механизмов и структур, что влечет за собой полную зависимость от волевых решений властных структур и чиновников, в том числе по предоставлению льгот; отсутствие единой отраслевой политики, приводящее к тому, что каждый из участников преследует свои цели, как правило, далекие от интересов дела, а в результате огромные неоправданные накладные расходы и издержки составляют от 1/3 до 2/3 привлекаемых средств.

В определенной степени побуждающими мотивами для активной деятельности граждан Российской Федерации и спасателей - участников ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий являются меры социальной защиты.

В системе российского законодательства большое место занимают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социальной защиты населения, пострадавшего от стихийных бедствий, и лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Государство гарантирует защиту граждан от чрезвычайных ситуаций, закрепляя в Конституции Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Принятые за последние годы федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", законы Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" вводят нормативные положения:
- о правах граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- о медицинском обслуживании, компенсациях и льготах за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- о бесплатном государственном страховании, получении компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций"
- о пенсионном обеспечении в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- о пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья, или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


В нормативных актах Правительства Российской Федерации и соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации определены порядок и условия реализации установленных льгот по социальной защите, в частности: виды и размеры компенсаций и льгот; порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет лицам, работавшим в зонах чрезвычайных ситуаций и принимавшим участие в их ликвидации; правила выдачи документов, подтверждающих пребывание в зонах с льготным социально-экономическим статусом; меры по обеспечению жильем и др.