Вернуться в началоСодержаниеСловарьПомощь

СодержаниеКонтактыПомощь

Предисловие
Введение
§ 1. Риски чрезвычайных ситуаций и экономические механизмы управления ими
§ 2. Организационно-экономические механизмы снижения рисков чрезвычайных ситуаций
§ 3. Финансирование деятельности по управлению рисками чрезвычайных ситуаций
§ 4. Финансирование и материальные резервы на случай чрезвычайных ситуаций
§ 5. Оценка и возмещение ущерба, нанесенного чрезвычайными ситуациями
§ 6. Страхование риска чрезвычайных ситуаций
§ 7. Экономическое стимулирование деятельности в области управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 7.1. Экономические льготы для повышения эффективности управления рисками чрезвычайных ситуаций
§ 7.2. Административная и экономическая ответственность за нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
§ 8. Экономические вопросы международного гуманитарного сотрудничества
Заключение
Литература


Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов.


Административная и экономическая ответственность за нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций



Управление рисками чрезвычайных ситуаций, как правило, имеет затратный характер и, следовательно, ложится нелегким бременем на бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций. Поэтому администрации этих уровней неохотно тратят деньги на мероприятия по снижению рисков, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Невыполнение требований нормативных правовых актов, в том числе и федеральных законов по обеспечению безопасности людей, часто проявляются в их деятельности, хотя влечет за собой административную и экономическую ответственность, а порой и уголовную ответствненость.

В особой степени это касается выполнения норм противопожарной безопасности, предписаний о создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации противопаводковых мероприятий, мер по обеспечению эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций и многих других положений управления рисками чрезвычайных ситуаций.

Как правило, в законодательных и нормативных правовых актах закрепляется ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" говорится: "Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".

Действенным способом пресечения перечисленных и многих других нарушений в рассматриваемой сфере являются санкции, применяемые к нарушителям. В общем случае санкции (от латинского "sanctio"- строжайшее постановление) - это меры принудительного воздействия по отношению к нарушителям правовых и технических норм и правил жизнедеятельности, в том числе сферах безопасности, хозяйственной и финансовой деятельности. Санкции осуществляются со стороны органов исполнительной и судебной власти, правоохранительных, финансовых и налоговых органов, кредитных учреждений, потерпевших ущерб контрагентов.

Санкции включают уголовную и административную ответственность, запрещение или ограничение деятельности, предписание необходимых мер, штрафы, лишение кредитов, закрытие счетов в банках, изъятие материальных и денежных средств. Эти принудительные меры реализуют предупредительную, компенсационную (возмещение ущерба) и репрессивную (наказание) функции.
В значительном числе случаев данные санкции носят экономический характер и потому обычно называются экономическими санкциями. Эти санкции бывают:
- договорные - штрафы за невыполнение условий договора;
- кредитные (банковские), применяемые кредиторами при нарушении обязательств по кредиту;
- финансовые, включающие финансовые меры к нарушителям со стороны государственных и иных органов.

Частным случаем экономических санкций являются штрафные санкции - предусмотренные договором, документально зафиксированные виды и уровни штрафа, взимаемого с лиц, нарушивших установленные ими условия, обязательства по контракту. Чаще всего штрафные санкции предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное невыполнение правовых или технических норм, условий, заказа, графика работ, низкое качество продукции, товаров, услуг, за нанесение других видов ущерба, убытков. Штрафные санкции чаще всего выступают в виде собственно штрафа, неустойки, пени.

Штраф представляет собой денежное наказание в виде взыскания с провинившегося определенной суммы денег. Это мера материального воздействия на юридических и физических лиц, виновных в нарушениях законов, договоров, действующих правил. Штраф налагается уполномоченными органами или выплачивается согласно условиям договора в твердой сумме по шкале нарушений или в процентах, в доле стоимости невыполненного обязательства.

Неустойка - сумма штрафа, которая выплачивается кредитору в случае ненадлежащего исполнения или договорных обязательств или обязательства, вытекающих из требований законов. Неустойка обычно устанавливается в твердой сумме или в процентах от суммы неисполненного обязательства.
Пеня (от латинского "poena" - "наказание") - это экономическая санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.
Штраф, неустойка, пени в качестве экономических санкций находят применение, наряду с другими сферами жизнедеятельности и в управление рисками чрезвычайных ситуаций.

Санкции - необходимый элемент каждого закона, и обычно они указываются в тексте самого закона, который просто не может не опираться на государственное принуждение во многих случаях, когда нарушаются узаконенные "правила игры".

Следует заметить, что, устанавливая санкции, законодатель обычно преследует не только цели принуждения, но и воспитания, поэтому иногда они представляют собой предостережения, общественные порицания, ограничения имущественной ответственности.

Наиболее характерными механизмами, применяемыми к субъектам, отвечающим за обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:
- механизмы экономической ответственности;
- фондовые механизмы и механизмы бюджетного финансирования;
- применение штрафных санкций.

Указанные экономические механизмы регулирования могут применяться на всех уровнях управления безопасностью и риском. Все это в той или иной степени находит отражение в фактически уже сформировавшейся в стране законодательной и нормативной правовой базе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьи 1064 - 1104 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяют общие положения законодательного механизма возмещения ущерба, причем рассматривается ущерб имуществу, жизни и здоровью, моральный ущерб. На основании данных статей для предупреждения и снижения уровня техногенной опасности выработаны различные экономические механизмы воздействия на виновных за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных и общественных обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управление безопасностью и риском.
Статья 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет конкретные размеры материальной ответственности:
- невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда;
- непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайной ситуации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

В Федеральном законе "О пожарной безопасности" в статье 38 оговорено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
- собственники имущества;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Граждане Российской Федерации за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Характерно, что Федеральный закон "О пожарной безопасности" устанавливает конкретные нормы отчислений от взысканных штрафов в федеральный бюджет и в фонды пожарной безопасности, чем обеспечивается прозрачность в вопросах использования взысканных с нарушителей средств, 5 процентов которых используются исключительно в интересах повышения противопожарной безопасности населения, объектов экономики и социальной сферы.

Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:
50 процентов - в федеральный бюджет;
50 процентов - в соответствующие фонды пожарной безопасности.

В статье 39 этого же закона определена административная ответственность предприятий. Предприятия за нарушение требований пожарной безопасности, а так же за иные правонарушения в области пожарной безопасности по постановлению должностных лиц Государственной противопожарной службы уплачивают в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, штраф в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Нормативную правовую базу деятельности по организации ликвидации чрезвычайных ситуаций и ответственности за проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ составляют федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющие порядок ликвидации последствий стихийных бедствий, и нормативные акты МЧС России. Федеральные органы исполнительной власти утверждают и издают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников от чрезвычайных ситуаций. Особо необходимо выделить нормативные правовые акты по обеспечению противопожарной безопасности, поскольку пожары наносят огромный вред экономике и социальной сфере и наряду с дорожно-транспортными происшествиями являются наиболее массовым видом чрезвычайных ситуаций.
Нельзя сказать, что механизм экономического стимулирования деятельности юридических и физических лиц в области управления рисками чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации доведен до совершенства. Но многое уже сделано и реализуется на практике, идет активный процесс апробирования соответствующих норм действующего законодательства по этим вопросам, постоянно утверждается уверенность, что принимаемые меры все в большей степени будут обеспечивать повышение эффективности процессов управления рисками чрезвычайных ситуаций.

Вопросы и задания:
1. Какие экономические льготы могут применяться для повышения эффективности управления рисками?
2. Расскажите о применении налоговых льгот для предприятий и организаций с целью повышения уровня безопасности производства?
3. Что является основой административной и экономической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?
4. Какие административные и экономические меры предусмотрены за нарушения законодательства Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций?
5. Какие экономические механизмы управления безопасностью и риском предусмотрены Гражданским Кодексом Российской Федерации?