А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я



ЧАСТИЧНОЕ ОТКРЫТОЕ СОГЛАШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В СЛУЧАЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ (ЧОС), международная организация, созданная в соответствии с резолюцией (87)2 Комитета министров Совета Европы в 1987 с целью развития международного сотрудничества стран Западной, Восточной Европы и Южного Средиземноморья в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Россия член ЧОС с 1991 (СССР с 1989). В состав ЧОС СЕ входят 12 государств членов Совета Европы (Бельгия, Болгария, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Мальта, Португалия, Россия, Сан-Марино, Турция, Франция) и 11 государств, не являющихся членами СЕ (Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Белоруссия, Грузия, Израиль, Латвия, Монако, Марокко, Украина), а также некоторые международные организации: Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕСКО, Комиссия Европейских сообществ, Департамент ООН по гуманитарным вопросам, Международная Федерация Красного Креста и Красного Полумесяца. В качестве наблюдателей участвуют Австрия и Япония. Поданы заявки на участие в качестве членов Соглашения от Македонии, Египта, Ливана, Словении, Хорватии. В рамках ЧОС СЕ функционирует сеть специализированных Европейских центров, занимающихся научно-исследовательской работой в области предотвращения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Головное ведомство России по взаимодействию с ЧОС СЕ - МЧС России. Сотрудничество стран-участниц Соглашения развивается по нескольким направлениям и охватывает: научно-исследовательскую деятельность, подготовку специалистов в области наук о рисках, а также практическое взаимодействие в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием прогрессивных технологий и результатов военной конверсии. В настоящее время большое внимание уделяется развитию проектов по использованию космических технологий в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, 1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека. Вклад Ч.ф. в аварийные ситуации на ПОО очень существенный. Так, для АЭС он составляет 30-80%. Ч.ф. сыграл роковую роль в авариях на АЭС "Три-Майл-Айленд" и в Чернобыле. Поэтому подбору и уровню квалификации персонала, обучению и тренировке на тренажерах, организации рабочих мест, информационному обеспечению, взаимодействию и распределению ответственности персонала уделяется в последние годы большое внимание. Применительно к персоналу обычно рассматривают два аспекта: неправильное решение, приводящее к ошибочным действиям, которые могут стать инициирующими событиями для аварий, либо способствуют развитию уже произошедшей аварийной ситуации в аварию; несанкционированные действия, которые являются предметом специального рассмотрения. Основные способы повышения надежности: квалификационный и психологический отбор и тренировка кандидатов на должности операторов; автоматизация рутинных операций, не требующих интеллектуальных усилий; усовершенствование рабочего места, информационного обеспечения и поддержки оператора, организации управления.
ЧЕЛЫШЕВ Александр Николаевич (род. в 1950), окончил Сибирский металлургический институт им. С. Орджоникидзе (1972), Академию общественных наук при ЦК КПСС (1991). Работал на должностях: инженер Западно-Сибирского металлургического завода (1972-73); зам. секретаря комитета ВЛКСМ заводского райкома комсомола Зап.-Сибирского металлургического завода (1975-81); зав. промышленно-транспортным отделом заводского РК КПСС Зап.-Сибирского металлургического завода (1981-82); инструктор, зам. зав. отделом, зав. отделом Кемеровского обкома КПСС (1982-90); зам. Председателя Государственного комитета РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (1993-94); зам. Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (1994-97). Награжден орденом Почета, медалями.
ЧЕРНИЧКО Борис Иосифович (1934-1997), военный ученый, Заслуженный деятель науки РФ, генерал-майор (1982), доктор технических наук ( ), профессор (1991). На военной службе с 1952. Окончил Военное аэродромное строительное училище (1954), Ленинградскую ВВИА им. А.Ф. Можайского (1962). С 1954 - ст. техник-геодезист производственного отдела ПТО 61 отдельного аэродромно-строительного полка. С 1965 на научной, педагогической и административной работе в Ленинградской ВВИА: преподаватель, ст. преподаватель, ст. научный сотрудник НИО, начальник кафедры, начальник факультета. С 1987 - начальник ВНИИ ГОЧС. В 1994 уволен в запас. С 1996 по 1997 зам. начальника ЦСИ ГЗ МЧС России. Под руководством Ч. велась работа по изучению и обобщению опыта ликвидации последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по разработке нормативной методической базы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, внедрению их в науку и практику; разработан ряд нормативно-методических документов, регламентирующих вопросы ведения аварийно-спасательных работ. Лауреат Государственной премии СССР 1985 в области науки и техники. Награжден орденами "Красная Звезда", "За службу Родине в ВС СССР", а также медалями.
ЧЕРНОМЫРДИН Виктор Степанович (род. в 1938), политический и государственный деятель РФ, кандидат технических наук. Окончил Куйбышевский политехнический институт (1966), Всесоюзный заочный политехнический институт (1972). Работал слесарем (1957), затем машинистом Орского нефтеперерабатывающего завода. В 1957-60 служил в Советской армии. В 1960-62 машинист, оператор Орского нефтеперерабатывающего завода, в 1966-67 - начальник технологической установки Орского нефтеперерабатывающего завода; в 1967-69 инструктор Орского горкома КПСС; в 1973-78 зам. главного инженера, директор Оренбургского газоперерабатывающего завода, в 1978-82 инструктор Отдела тяж. промышленности ЦК КПСС, в 1982-83 зам. министра газовой промышленности СССР, в 1983-85 зам. министра газовой промышленности СССР - начальник Всесоюзного промышленного объединения по добыче газа в Тюменской обл.; в 1985-89 - Министр газовой промышленности СССР; в 1989-92 - председатель правления Государственного газового концерна "Газпром", в 1992 - зам. председателя Правительства РФ по топливно-энергетич. комплексу, с дек. по март 1998 председатель Правительства РФ - начальник Гражданской обороны РФ. С 1999 - спецпредставитель Президента РФ по урегулированию конфликта в Югославии, председатель Совета директоров РАО "Газпром", депутат Государственной Думы. С мая 2001 - чрезвычайный и полномочный посол РФ в Украине. С 1999 спецпредставитель Президента РФ по урегулированию конфликта в Югославии, председатель Срвета директоров РАО "Газпром", депутат Госдумы, с мая 2001 - чрезвычайный полномочный посол на Украине. Награждён: орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" II ст., казахстанским орденом "Парасат", медалями.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ (ЧС), совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления. По общему характеру источников возникновения ЧС делятся на: природные - опасные природные явления и процессы (геологические, гидрологические и метеорологические, а также природные пожары); техногенные - промышленные аварии и катастрофы (радиационные, химические, биологические и гидродинамические аварии), пожары, взрывы, опасные происшествия на транспорте или транспортные аварии; биолого-социальные - широко и одновременно распространённые инфекционные болезни людей (эпидемии), сельскохозяйственных животных и растений. В зависимости от количества людей, пострадавших в ЧС, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, когда пострадало не более 10 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. мин. размеров оплаты труда и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения; местные, когда пострадало не более 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 300 чел., либо материальный ущерб составляет не более 5 тыс. мин. размеров оплаты труда и зона ЧС не выходит за пределы населённого пункта, города, района; территориальные, когда пострадало не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 500 чел., либо материальный ущерб составляет не более 0,5 млн. мин. размеров оплаты труда и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ; региональные, когда пострадало свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 1 тыс. чел., либо материальный ущерб составляет не более 5 млн. мин. размеров оплаты труда и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ; федеральные, когда пострадало свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1 тыс. чел., либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. мин. размеров оплаты труда и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ; трансграничные, когда поражающие факторы ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом, затрагивает территории РФ. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНАЯ, обстановка, сложившаяся в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных. При этом под источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации понимается особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла и может возникнуть ЧС б-с.. Особенно тяжелые последствия имеют эпидемии (эпизототии, панфитотии). Огромную опасность несут новые инфекции, такие как СПИД, болезнь Лайма, новый штамм эпидемической холеры, лихорадка Тамды и др.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ГЛОБАЛЬНАЯ, обстановка, сложившаяся в результате крупных аварий, катастроф и иных бедствий, последствия которых влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей на такой по населенности и(или) занимаемой площади территории, что ликвидация ее последствий требует согласованных усилий мирового сообщества.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медицинского обеспечения сил и средств службы медицины катастроф, учреждений здравоохранения, находящихся за пределами объекта зоны, района) чрезвычайной ситуации, а также особой организации работы учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ЛЕСОПОЖАРНАЯ, обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации - лесного пожара (лесных пожаров), который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ЛОКАЛЬНАЯ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, при которой поражающие факторы и негативные воздействия источника чрезвычайных ситуаций не выходят за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы его силами и средствами или силами аварийно-спасательных формирований. По масштабам к локальным (объектовым) относятся такие чрезвычайные ситуации, в результате которых погибло не более четырех человек, пострадало не более 10 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, прямой материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации. Локальные (объектовые) чрезвычайные ситуации ликвидируются силами и средствами организации за счет собственных финансовых и материальных ресурсов.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ МЕСТНАЯ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, при которой поражающие факторы и воздействия источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы населенного пункта, города (района города, акватории порта). По масштабам к местным чрезвычайным ситуациям относятся такие чрезвычайные ситуации, в результате которых погибло от 5 до 10 человек, пострадало 10 до 50 человек, нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 500 человек, прямой ущерб составляет от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты руда на день возникновения чрезвычайной ситуации. Местные чрезвычайные ситуации ликвидируются силами и средствами органов местного самоуправления, а при отсутствии собственных профессиональных аварийно-спасательных формирований - с привлечением (по согласованию) аварийно-спасательных формирований ведомств и организаций, дислоцированных на данной территории
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ НА АКВАТОРИИ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, при которой на акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей и мореплавания, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, морским (речным) объектам, водной флоре и (или) фауне на море или внутреннем водном бассейне. Различают чрезвычайные ситуации на акваториях по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные) и по масштабам (глобальные, национальные, региональные, местные и локальные или частные).
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИРОДНАЯ, обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате стихийного природного бедствия, которое может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Различают природные ЧС по характеру источника и масштабам
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, в ходе которых пострадало свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайных ситуаций, и зона чрезвычайных ситуаций охватывает территорию двух субъектов РФ. Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, в ходе которых пострадало свыше 50, но не более 500 чел. либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 чел. либо материальный ущерб составляет 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ. Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ТЕХНОГЕННАЯ, обстановка, при которой в результате возникновения аварии или катастрофы на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Различают Ч.с.т. по месту их возникновения и по характеру основных поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Ч.с.т. создаются взрывами, пожарами, крушениями, выбросами химически и радиационно опасных веществ, разрушениями, падениями, обвалами на объектах техносферы
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ТРАНСГРАНИЧНАЯ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, поражающие факторы которых выходят за пределы территории РФ, либо которые произошли за рубежом и их последствия затрагивают территорию РФ. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, в ходе которых пострадало свыше 500 чел. либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона возникшей чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ. Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также защиты окружающей среды обязательного принятия экстренных мер для устранения такой ситуации. Приводит к неблагоприятным последствиям, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровье людей, объектам экономики и элементам окружающей среды на ограниченной территории.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ, прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории; возможности выноса возбудителя за ее пределы; утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ (ЧСК), открытое акционерное общество, которое проводит комплексное страхование предприятий - источников повышенной опасности, дополнительно включающее страхование жизни и здоровья работников опасного производства, страхование основных производственных фондов, запасов сырья готовой продукции, перевозок опасных грузов. Зарегистрирована в 1994 на 12 видов добровольного страхования.. Ее акционерами являются: Государственный центральный аэромобильный отряд МЧС России, Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России, Государственное производственное объединение "Воткинский завод", ряд др. крупных промышленных предприятий военно-промышленного комплекса и государственных организаций. ЧСК имеет лицензии на более чем 40 видов добровольного личного и имущественного страхования, страхования различных видов ответственности и обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Филиалы ЧСК работают в 37 административных центрах России. ОАО "ЧСК" определено в качестве головной организации, выполняющей задачи методического обеспечения работ по формированию программ страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, комплексного страхования опасных объектов, оценке возможных последствий техногенных аварий и катастроф, разработке комплексных мероприятий, направленных на снижение риска техногенных аварий и катастроф и ликвидацию их последствий. Впервые в страховой практике России предложен механизм страховой защиты территорий субъектов РФ от ураганов, наводнений, лесных пожаров, землетрясений и т.п. за счёт средств муниципальных и территориальных бюджетов под гарантии Правительства РФ.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, особый правовой режим, вводимый в стране или её отдельных регионах (районах) на определённый период в связи с чрезвычайными обстоятельствами, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ. Ч.п. создаётся такими обстоятельствами, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся не только антиконституционные действия, вооружённые мятежи, террористические акты и др., но и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации и др. Является временной мерой, сопровождается полной или частичной отменой действующего законодательства и др. действиями в интересах обеспечения безопасности граждан, общества и защиты конституционного строя. В РФ вводится в соответствии с Федеральным Законом "О чрезвычайном положении" от 2001.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, неожиданное, непредвиденное событие, которое повлекло за собой уничтожение либо повреждение материальных объектов, гибель людей или другие тяжкие последствия.
ЧУЙКОВ Василий Иванович (1900-1982), советский военачальник, Маршал Советского Союза (1955), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). С 1918 в Красной Армии. Участвовал в Гражданской войне (1918-1920) - пом. командира роты, полка, командир полка. Окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе (1925), восточный факультет этой же академии (1927) и академические курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА (1936). Командовал механизированной бригадой, стрелковым корпусом, Бобруйской армейской группировкой войск, затем армией. Участвовал в походе Красной Армии в Зап. Белоруссию, затем в советско-финляндской войне 1939-40. С 1940-42 военный атташе в Китае. В Великую Отечественную войну 1941-45 - командующий 1-й резервной армией, переименованной в 64-ю армию, с сент. 1942 и до конца войны - 62-й армией (8-й гвардейской), прославившейся в Сталинградской битве. После войны зам., 1-й зам. главнокомандующего, с 1949 главнокомандующий ГСВГ, с 1953 командующий КВО, с 1960 главнокомандующий Сухопутными войсками - зам. министра обороны; с 1961 начальник ГО СССР. С 1972 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награждён 8-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, 4-я орденами Красного Знамени, 3-я орденами Суворова 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.