А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я



ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РЕАГИРОВАНИЯ НА СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ И КАТАСТРОФЫ, центр по оказанию помощи при крупномасштабных бедствиях странам Совета евроатлантического партнёрства (членам НАТО и др. государствам - участникам). Имеет полномочия по реагированию на крупномасштабные бедствия в регионе Совета евроатлантического партнёрства при постоянных консультациях с Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов.
ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО РЕАГИРОВАНИЮ НА СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ И КАТАСТРОФЫ, непостоянное многонациональное подразделение НАТО, состоящее из гражданских и военных компонентов (людей, специальной техники и снаряжения), добровольно предоставляемых странами Совета евроатлантического партнёрства. Деятельность подразделения разворачивается на месте крупного техногенного или стихийного бедствия по просьбе страны Совета евроатлантического партнёрства, в которой оно произошло.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЕИЦИНЧС), международная межправительственная организация, созданная на базе Национальной школы гражданской защиты Испании в 1990. Центр занимается исследованием реакций людей на бедствия и разработкой методов позитивного изменения данных реакций. В этой связи основная задача состоит в разработке новых технологий информирования населения в чрезвычайных ситуациях. В Центре исследуется психология поведения людей в условиях бедствий, роль средств массовой информации и различных информационных служб. Центр проводит национальные и международные семинары специалистов и издает соответствующую учебно-методическую литературу.
ЕВРОПЕЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (АФЕМ), международная межправительственная организация, созданная в 1988, осуществляяющая деятельность по следующим основным направлениям: 1) разрабатывает и осуществляет международные программы обучения по вопросам стихийных бедствий; ежегодно проводит учебный курс "Подготовка к бедствиям и вопросы управлениям". Рассматриваемые вопросы: виды и последствия природных и техногенных бедствий; оценка опасности; анализ потенциальной уязвимости; модели бедствий и системы оповещения; планирование мероприятий по борьбе с бедствиями на местном, региональном и национальном уровнях; управление в чрезвычайных ситуациях; поисково-спасательные работы; организация работы различных учреждений по борьбе с бедствиями. Курс рассчитан на должностных лиц, занимающихся вопросами подготовки к бедствиям и ликвидацией чрезвычайных ситуаций на государственном, региональном и местном уровнях; 2) научно-исследовательская работа посвящена контролю за проектированием и строительством зданий и сооружений в соответствии с действующими строительными нормами и правилами; пересмотру действующих строительных норм и правил с точки зрения предотвращения или смягчения разрушительных последствий; 3.) распространение информации по борьбе с бедствиями. АФЕМ готовит видеофильмы и распространяет среди населения и специалистов.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ (СЕМЕС), международная межправительственная организация, призванная содействовать предотвращению и уменьшению опасности природных и техногенных катастроф путем проведения научных исследований, международного сотрудничества, разработки программ по подготовке специалистов, главным образом среди Европейских стран. Основан в 1986 под эгидой Совета Европы. Расположен в Сан Мариино. Основные направления деятельности Центра: организация учебных курсов по вопросам медицины катастроф для врачей, медицинских сестер, спасателей, ветеринаров, руководящего состава гражданской обороны; организация европейских семинаров специалистов в области планирования и координации учебных программ; координация на европейском уровне исследований в области медицины катастроф; организация "круглых столов" для обсуждения учебных и научно-исследовательских программ; публикация различных материалов по специальным вопросам предотвращения и ликвидации последствий бедствий; сбор информации и создание соответствующих банков данных; создание в сотрудничестве с Католическим университетом (г. Рим) банка библиографических данных.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ, международная межправительственная организация по внедрению комплекса социально-правовых и экономических мер по управлению рисками чрезвычайных ситуаций; созданию международных полигонов для обработки комплексной технологии уменьшения человеческих жертв и материального ущерба от землетрясений, извержений вулканов и цунами на Камчатке и в других сейсмоопасных районах мира; использованию космических технологий для прогноза, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработке экспертных систем по прогнозу чрезвычайных ситуаций, их масштабов и определению оптимальных сценариев реагирования. Образован в 1995 вместо ФГУ-ВНИИ ГОЧС МЧС России в рамках Частичного открытого соглашения Совета Европы (ЧОС СЕ).
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР ПО СЕЙСМИЧЕСКИМ И ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИМ ОПАСНОСТЯМ, международная межправительственная организация, занимающаяся созданием и эксплуатацией системы быстрого выявления эпицентров землетрясений в Европе и Средиземном море. В состав ЕЦСГО входят Европейско-средиземноморский сейсмологический центр (ЕССЦ) в Брюсселе и Европейский центр по геоморфологическим опасностям (ЕЦГО) в Страсбурге. Создан в 1987 и объединяет преподавателей, научных работников, геологов и географов из 30 европейских центров и лабораторий европейских стран Центр несет ответственность за передачу полученных результатов соответствующим международным органам и национальным учреждениям; определение основных параметров сейсмических явлений в Европейско-Средиземноморском регионе и доведение результатов до заинтересованных организаций; предоставление информации по запросам о конкретных сейсмических явлениях, обеспечение функционирования Европейского сейсмического банка данных, обеспечение процесса совершенствования систем сейсмического наблюдения и передачи данных, развитие сотрудничества между европейскими и средиземноморскими странами в области сейсмических исследований, скорейшее доведение информации о катастрофических землетрясениях, происходящих в Европейско-средиземноморском регионе, до Исполнительного секретариата Частично открытого соглашения, стран ЕЭС, международных спасательных формирований и т.д.
ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (ЕВРАТОМ), экономическое сообщество стран, входящих в Европейское экономическое сообщество: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании и Португалии. Создано одновременно с ЕЭС в 1957 с целью объединения ресурсов атомной энергии и атомной промышленности этих стран. Координирует национальные программы развития и безопасности ядерной энергетики. Штаб-квартира в Брюсселе (Бельгия).
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (ЕСОДУ/ОСОДУ), подсистема РСЧС, представляющая собой организационно-техническое объединение Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС), являющейся центральным органом управления этой системы, и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности. Целью создания ЕСОДУ является повышение оперативности управления и эффективности функционирования городских дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ЕСОДУ выполняет функции: сбор информации от потенциально-опасных объектов об их состоянии, первичная обработка информации и доведение ее в реальном масштабе времени до дежурно-диспетчерской службы (ДДС) города, дистанционное управление исполнительными устройствами на объектах; прием сообщений, поступающих от населения и организаций города, первичная обработка сообщений и доведение их до ДДС города; поддержание четкого информационного взаимодействия между ДДС города через пункт управления ЕДДС города; координацию экстренных действий ДДС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; оповещение населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, мерах защиты и режимах поведения; анализ, обобщение и распространение в ЕСОДУ циркулирующей в ней информации; своевременную подготовку и представления городской администрации, городской комиссии по чрезвычайным ситуациям и руководителям городских служб полной и достоверной информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, а также другой информации, необходимой для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обобщение информации о происшедших чрезвычайных ситуациях за сутки дежурства, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов в администрацию города; представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления о сложившейся обстановке, принятых решениях и действиях сил по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В состав ЕСОДУ входят: ЕДДС города, предназначаемая для организации взаимодействия и координации действий городских ДДС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; оперативно-дежурная служба сил постоянной готовности органа управления ГОЧС; городские дежурно-диспетчерские службы; дежурные службы объектов административно-территориального деления города; диспетчерские службы потенциально опасных объектов; по согласованию ДДС территориальных (региональных) органов, федеральных органов исполнительной власти (Минобороны, ФСБ, МПС и др.) Дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации. Наряду с ЕСОДУ употребляется понятие Объединенная система оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ).
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ (ЕГАСКРО), система, объединяющая ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга в единую систему на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации о состоянии радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также прогноза в этой области с целью поддержки деятельности органов государственного управления всех уровней по обеспечению радиационной безопасности на территории РФ. Руководство функционированием системы осуществляет Минприроды России.
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС), объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-терриоториальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и нарушенных им отраслях экономики. Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы-комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС); постоянно действующие органы управления - органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления - пункты управления (центры управления в кризисных ситуциях ), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА), система, обеспечивающая информационное управление в области охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, экологически безопасное устойчивое развитие страны и ее регионов. Информацию Е.г.с.э.м. используют органы государственной власти и управления, другие заинтересованные организации, предприятия и учреждения для принятия обоснованных решений и информирования населения. Для обеспечения необходимого и достаточного контроля над источниками антропогенного загрязнения вод, воздуха и почв на базе сети специализированных инспекций аналитического контроля (СИАК) создана система экологического аналитического контроля, которая охватывает все субъекты РФ на всех уровнях - областном, городском, межрайонном и т.д.
ЕДИНАЯ ДЕЖУРНАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА (ЕДДС), орган повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ). ЕДДС предназначаются для сбора от населения и организаций сообщений о различного рода происшествиях, оценки их с точки зрения масштаба и степени опасности для населения и хозяйственных объектов, определения объема экстренных мер, уровня оповещения, состава привлекаемых сил, а также обеспечения согласованных действий городских ДДС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. ЕДДС города функционирует круглосуточно и должна: немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации ЧС после получения необходимых данных; самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если сложившаяся обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. В городах - административных центрах субъектов РФ ЕДДС могут создаваться на базе органа повседневного управления (оперативной дежурной смены или центра управления в кризисных ситуациях) органа управления ГОЧС области (республики в составе РФ, края) с возложением на него дополнительных городских задач. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или районные ЕДДС. При возникновении угрозы чрезвычайной ситуации немедленно оповещаются и приводятся в готовность городская КЧС и Управление ГОЧС города, которые берут на себя руководство дальнейшими действиями по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций. В таких условиях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления ГОЧС, а также доведение задач до органов управления, сил и средств городского звена РСЧС.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГО И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС, государственная структура, объединяющая учебные заведения МЧС России, учреждения повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациям субъектов РФ, курсы гражданской обороны муниципальных образований, учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациям, образовательные учреждения Минобразования России, общественные организации и движения.
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, созданное в 1999 на базе Московского института пожарной безопасности МВД России Основным направлением деятельности Филиала является реализация следующих профессиональных образовательных программ по очной и заочной формам обучения: среднего профессионального образования по специальности - "Пожарная безопасность" со сроком обучения 2 года 10 месяцев по очной и 3 года 6 месяцев по заочной формам обучения; высшего профессионального образования по специальности - "Пожарная безопасность" со сроком обучения 5 лет по очной и 6 лет по заочной формам обучения на базе среднего (полного) общего образования, а также со сроком обучения 3 года на очной и 4 года по заочной формам обучения на базе среднего профессионального образования. Начальник Екатеринбурского филиала Академии ГПС МЧС России полковник внутренней службы Пантелеев А.Ф.
ЕРШОВ Иван Дмитриевич (род. в 1921), генерал- полковник (1977), участник Великой Отечественной войны. Окончил Киевское пехотное училище (1939), Военную академию им. М.В.Фрунзе (1951), Военную академию Генерального. штаба (1957). Службу в войсках проходил в должностях: командир пулеметной роты (1939-40), командир стрелкового взвода (1940), командир взвода и роты курсантов пехотного училища (1940-41), начальник штаба стрелкового полка (1942), помощник. начальника оперативного отделения штаба стрелковой дивизии (1942-46), начальник 1-й части штаба отдельной стрелковой бригады (1946-48), нач-к штаба - зам. командира стрелковой дивизии 1-го стрелкового корпуса ТуркВО (1951-55), начальник штаба армейского корпуса ОДВО (1957-60), начальник штаба армии (1960), начальник оперативного управления - зам. начальника штаба МВО (1960-67), нач-к опер. упр-я Гл. штаба Сухопутных войск (1967-69), начальник оперативного управленияя, зам. Начальника Главного штаба Сухопутных войск (1969-70), начальник штаба - 1-й зам. командующего войсками КВО (1970-77), начальник штаба ГО СССР- 1-й зам. начальника ГО СССР (1977-82). Уволен в запас в 1982. Награжден 4 орденами Красного Знамени, Красной Зведы, 3 орденами Отечественной войны 1 ст, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
ЕСТЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией: функционирующие все вместе элементы образуют устойчивую целостность системы (экологическое равновесие).Нарушение экологического равновесия приводит к неблагоприятным экологическим последствиям.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАДИОАКТИВНЫЙ ФОН, доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе и других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека (см. также Излучение ионизирующее).