Пожар в автомобиле
При пожаре в автомобиле:
- остановите автомобиль и заглушите двигатель;
- поставьте автомобиль на ручной тормоз;
- выйдите из машины;
- если есть пострадавшие, помогите им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние;
- воспользуйтесь огнетушителем;
- выставьте сигнал на дороге;
- по телефону или через водителей проезжающих машин вызовите помощь.
Пожар в автобусе, троллейбусе, трамвае
При пожаре в автобусе, троллейбусе или трамвае:
- немедленно сообщите о пожаре водителю, потребуйте остановиться и открыть двери (используйте кнопку аварийного открывания дверей). Используйте для ликвидации очага горения огнетушитель, другие подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю);
- как можно быстрее и без паники покиньте салон, помогая тем, кто слаб или в шоке;
- при блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости, выбейте стекла обеими ногами или твердым предметом;
- покидайте салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества;
- выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай);
- сообщите о пожаре в пожарную охрану;
- окажите помощь пострадавшим.
Помните! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не касайтесь металлических частей, не заливайте огонь водой.
Пожар в поезде
Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на 4-й минуте после возникновения пожара их концентрация превышает предельно допустимую.
Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего персонала (до 40 %), неисправность электрооборудования (25 %). В большинстве случаев (58 %) загорания в вагонах возникают при движении по пути следования.
Наиболее тяжелые последствия бывают при несвоевременном обнаружении загорания (в ночное время); при вспышке разлитой горючей жидкости; при открывании двери купе, в котором до этого происходило скрытое развитие пожара. В последнем случае доступ кислорода резко интенсифицирует процесс горения, вследствие чего за несколько секунд создается крайне тяжелая обстановка.
Для уменьшения пожарной опасности при отделке вагонов все больше используют негорючие и трудногорючие материалы, устанавливают огнезадерживающие перегородки между служебными отделениями проводников и пассажирскими са¬лонами, способные сдерживать распространение пламени в течение 30 минут. Для своевременного обнаружения очага пожара вагоны оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, устраиваются дополнительные аварийные выходы (оконные проемы 3-го, 6-го купе и окно в коридоре).
Общие рекомендации:
- при обнаружении задымления вагона закройте нос и рот смоченной водой тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой);
- в полу¬пустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше;
- в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в направлении движения,
- в остановившемся поезде выйдите из вагона, по возможности на ту сторону, где нет железнодорожных путей;
- пресекайте панику; при ее отсутствии пассажиры могут покинуть вагон в течение полутора минут;
- не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле железнодорожного полотна.
При возникновении горения:
- сообщите проводнику вагона о загорании;
- разбудите спящих пассажиров;
- пресекайте панику (у вас очень мало времени);
- ни в коем случае не открывайте окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение;
- уходите в передние по ходу поезда вагоны; если это невозможно - в задние, плотно закрывая за собой двери.
Если огнем отрезаны выходы:
- зайдите в купе или туалет;
- плотно закройте за собой дверь и откройте окно;
- ожидайте помощи, подавая сигналы голосом и стуком.
При пожаре в автомобиле:
- остановите автомобиль и заглушите двигатель;
- поставьте автомобиль на ручной тормоз;
- выйдите из машины;
- если есть пострадавшие, помогите им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние;
- воспользуйтесь огнетушителем;
- выставьте сигнал на дороге;
- по телефону или через водителей проезжающих машин вызовите помощь.
Пожар в автобусе, троллейбусе, трамвае
При пожаре в автобусе, троллейбусе или трамвае:
- немедленно сообщите о пожаре водителю, потребуйте остановиться и открыть двери (используйте кнопку аварийного открывания дверей). Используйте для ликвидации очага горения огнетушитель, другие подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю);
- как можно быстрее и без паники покиньте салон, помогая тем, кто слаб или в шоке;
- при блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости, выбейте стекла обеими ногами или твердым предметом;
- покидайте салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества;
- выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай);
- сообщите о пожаре в пожарную охрану;
- окажите помощь пострадавшим.
Помните! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не касайтесь металлических частей, не заливайте огонь водой.
Пожар в поезде
Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на 4-й минуте после возникновения пожара их концентрация превышает предельно допустимую.
Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего персонала (до 40 %), неисправность электрооборудования (25 %). В большинстве случаев (58 %) загорания в вагонах возникают при движении по пути следования.
Наиболее тяжелые последствия бывают при несвоевременном обнаружении загорания (в ночное время); при вспышке разлитой горючей жидкости; при открывании двери купе, в котором до этого происходило скрытое развитие пожара. В последнем случае доступ кислорода резко интенсифицирует процесс горения, вследствие чего за несколько секунд создается крайне тяжелая обстановка.
Для уменьшения пожарной опасности при отделке вагонов все больше используют негорючие и трудногорючие материалы, устанавливают огнезадерживающие перегородки между служебными отделениями проводников и пассажирскими са¬лонами, способные сдерживать распространение пламени в течение 30 минут. Для своевременного обнаружения очага пожара вагоны оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, устраиваются дополнительные аварийные выходы (оконные проемы 3-го, 6-го купе и окно в коридоре).
Общие рекомендации:
- при обнаружении задымления вагона закройте нос и рот смоченной водой тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой);
- в полу¬пустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше;
- в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в направлении движения,
- в остановившемся поезде выйдите из вагона, по возможности на ту сторону, где нет железнодорожных путей;
- пресекайте панику; при ее отсутствии пассажиры могут покинуть вагон в течение полутора минут;
- не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле железнодорожного полотна.
При возникновении горения:
- сообщите проводнику вагона о загорании;
- разбудите спящих пассажиров;
- пресекайте панику (у вас очень мало времени);
- ни в коем случае не открывайте окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение;
- уходите в передние по ходу поезда вагоны; если это невозможно - в задние, плотно закрывая за собой двери.
Если огнем отрезаны выходы:
- зайдите в купе или туалет;
- плотно закройте за собой дверь и откройте окно;
- ожидайте помощи, подавая сигналы голосом и стуком.
Материал взят с портала МЧС Медиа - сайт ФГБУ Объединенная редакция МЧС России
Источник: www.02.mchs.gov.ru