Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация обеспечения пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения

Перевод ГО с мирного на военное положение

ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения

Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность

Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ

Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР

Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Тесты


 



Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах



1. Нормативное регулирование использования водных объектов

В связи с тем, что вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, она используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Водный кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 года (в редакции от 29.12.2004 с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 186-ФЗ) регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем в Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2003 N 841 и Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 N 1-ФКЗ) водное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации были приняты иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

Федеральный закон « О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 № 117-ФЗ. (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 186-ФЗ) регулирующий отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Положение «О государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 N 835

Правила «Предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии правительство Российской Федерации», утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997г. N 383, устанавливающие порядок предоставления в пользование находящихся в государственной собственности водных объектов, установления и пересмотра лимитов водопользования для субъектов Российской Федерации и водопользователей, выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам.

Типовые Правила охраны жизни людей на водных объектах, утвержденные МЧС России 03.12.2001

Организация общего водопользования и использования водных объектов на территории муниципального образования для рекреации

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

Общее водопользование - использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, которое может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Специальное водопользование - использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, которое осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т.п.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации территории, предназначенные для организации мест отдыха населения, включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.

Под водными объектами общего пользования понимаются водные объекты, находящиеся в общедоступном, то есть открытом пользовании. Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее водопользование водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.

О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Кроме общего водопользования водные объекты могут использоваться на территории муниципального образования и для рекреации, то есть водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта, любительского и спортивного рыболовства.

Здесь необходимо акцентировать внимание на то, что эти водные объекты используются в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления с соблюдением требований охраны жизни людей на водных объектах, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию:

— с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда,

— с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды,

— с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора,

— с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной рыбных ресурсов,

— с федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

2. Требования Правил охраны жизни людей на водных объектах

В 2000 году были разработаны Типовые Правила охраны жизни людей на водных объектах, утвержденные МЧС России 03.12.2001, которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Данные типовые Правила обязательны для выполнения всеми водопользователями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в соответствии с водным законодательством Российской Федерации к водным объектам относятся пляжи, купальни, плавательные бассейны и другие организованные места купания, переправы, наплавные мосты, а также места массового отдыха населения, туризма и спорта на водоемах.

Водные объекты используются для массового отдыха, купания, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с территориальным специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, Государственной инспекцией по маломерным судам и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, с соблюдением требований данных Правил.

Как говорилось ранее ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов для купания, массового отдыха, плавания на маломерных плавательных средствах или других рекреационных целей осуществляется в строгом соответствии со статьями Водного кодекса Российской Федерации с обязательным оповещением населения через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно рассматривают состояние охраны жизни людей на воде, и утверждают годовые планы обеспечения безопасности людей на водоемах представленные Государственной инспекции по маломерным судам.

При оформлении лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, на которых расположены пляжи, места массового отдыха, базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, переправы или наплавные мосты, условия и требования по обеспечению безопасности людей на воде должны быть согласованы с Государственной инспекцией по маломерным судам.

Проведение на водоемах соревнований, праздников и других массовых мероприятий республиканского, краевого, областного и городского значения разрешается в местах, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо по его поручению органами местного самоуправления по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам и соответствующими органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор.

Предприятия, учреждения, организации при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых или других массовых мероприятий на водоемах выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.

Техническое освидетельствование и надзор за пляжами, другими местами массового отдыха населения на водоемах, переправами и наплавными мостами в части, касающейся обеспечения безопасности людей на воде и окружающей среды, осуществляют должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам.

Контроль за санитарным состоянием пляжей и пригодностью поверхностных вод для купания осуществляет государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора.

Дежурство медицинского персонала (санитарных машин) для оказания медицинской помощи пострадавшим на воде и сотрудников милиции для охраны общественного порядка на пляжах и в местах массового отдыха на водных объектах осуществляется на основании утвержденного органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плана обеспечения безопасности населения на водоемах.

Организация и осуществление технического освидетельствования пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах

До начала купального сезона каждый пляж должен быть освидетельствован государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора с выдачей письменного заключения, а также должны быть проведены водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа на глубине до 2 м в границах заплыва и техническое освидетельствование на годность к эксплуатации.

Ежегодное техническое освидетельствование пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах производится для установления:

— соответствие технического состояния пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах требованиям, предъявляемые к пляжам и другим местам массового отдыха людей на водных объектах;

— наличие спасательного и противопожарного оборудования и имущества в соответствии с установленными нормами.

Необходимо отметить, что первичное технического освидетельствование производится после регистрации пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах.

На период купального сезона водопользователи (владельцы пляжей) организуют развертывание на пляжах спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением и обеспечивают дежурство спасателей для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на воде. Рядом со спасательными постами должны быть размещены мачты голубого цвета высотой 8-10 м для подъема сигналов: желтый флаг 70 х 100 см (или 50 х 70 см), обозначающий "купание разрешено", и черный шар диаметром 1 м, обозначающий "купание запрещено".

Расписание работы спасательного поста (дежурства спасателей) устанавливается владельцем пляжа по согласованию с органом местного самоуправления.

Спасатели этих постов должны иметь допуск к спасательным работам на пляжах, выдаваемый органами Государственной инспекции по маломерным судам по результатам проверки выполнения нормативов и приемов оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде во время купания.

Контроль за работой спасательных постов возлагается на владельцев пляжей, органы местного самоуправления и органы Государственной инспекции по маломерным судам.

Открытие и эксплуатация пляжа без разрешения на его эксплуатацию, выданного уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции по маломерным судам, запрещается.

Требования, предъявляемые к пляжам и другим местам массового отдыха людей на водных объектах

Так как в соответствии с пунктом в статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то поэтому каждый субъект Российской Федерации имеет право на базе типовых Правил охраны жизни людей на водных объектах создать свои Правила охраны жизни людей на водных объектах, которые должны быть утверждены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пляжи (места, отведенные для купания) располагаются на расстоянии не менее 500 метров выше по течению реки от мест спуска сточных вод, не менее 250 метров выше и 1000 метров ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений, кроме того, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 м в секунду.

Площадь водного зеркала в месте купания на проточном водоеме должна быть не менее 5 м 2 на одного купающегося, а на непроточном водоеме в 2-3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 м 2 площади береговой части пляжа, в купальнях - не менее 3 м 2 .

Купальни должны соединяться с берегом мостками или трапами, которые должны быть надежно закреплены, сходы в воду должны быть удобными и иметь перила. Мосты, трапы, плоты и вышки должны иметь сплошной настил.

Границы плавания в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 20-30 м один от другого и 25 м от места с глубиной 1,3 м. Границы заплыва не должны выходить в зоны судового хода.

На пляжах отводятся участки акватории для купания детей и для не умеющих плавать с глубинами не более 1,2 м. Эти участки обозначаются линией поплавков или ограждаются штакетным забором, если на пляжах оборудованы места для прыжков в воду, то, как правило, они должны находиться в естественных участках акватории с приглубинными берегами. При отсутствии таких участков устанавливаются деревянные мостки или плоты до мест с глубинами, обеспечивающими безопасность при нырянии. Могут также устанавливаться вышки для прыжков в воду в местах с глубинами, обеспечивающими безопасность при выполнении прыжков.

Береговая территория пляжа должна иметь ограждение и стоки для дождевых вод, а дно его акватории - постепенный скат без уступов до глубины 2 метров при ширине полосы от берега не менее 15 метров.

Территория пляжа, и дно водоема должны быть очищены от водных растений, коряг, стекла, камней и других предметов, при этом необходимо отметить, что не далее 5 м от воды выставляются через каждые 50 м стойки (щиты) с навешенными на них спасательными кругами. На кругах должны быть нанесены название пляжа и надпись "Бросай утопающему".

Пляжи, как правило, должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь и помещения для оказания пострадавшим первой медицинской помощи.

Для удобства людей находящихся на пляже, они:

— оборудуются стендами с материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на воде, данными о температуре воды и воздуха;

— обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнечных лучей, душами с естественным подогревом воды, баками с кипяченой водой, а при наличии водопроводов - фонтанчиками с питьевой водой.

На пляжах и в других местах массового отдыха ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— продажа спиртных напитков;

— купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;

— заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;

— подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам, прыгать с не приспособленных для этих целей сооружений в воду;

— загрязнять и засорять водоемы и берега,

— купаться в состоянии алкогольного опьянения

— стирать белье на территории пляжа, так и выше их по течению до 500 метров;

— приводить с собой и производить купание собак и других животных;

— допускать шалости в воде, связанные с нырянием и захватом купающихся и др.;

— подавать крики ложной тревоги;

— плавать на досках, бревнах, лежаках и др.

Требования, предъявляемые к переправам

Переправы должны иметь установленные законодательством разрешения на их создание и эксплуатацию, утвержденные правила пользования (эксплуатации) ими, находиться в исправном рабочем состоянии, обеспечивать безопасность людей и предотвращение загрязнения окружающей среды.

Режим работы паромных переправ и наплавных мостов (далее именуются - переправы) определяется эксплуатирующими их организациями (владельцами переправ) по согласованию с органами исполнительной или органами местного самоуправления (в зависимости от статуса переправы), а также с органами, обеспечивающими безопасность судоходства.

Техническое состояние береговых сооружений, помещений и павильонов для ожидания пассажиров, водоотводов, причальных и швартовых устройств, леерных ограждений, аппарелей, разводных устройств наплавных мостов, переходных пролетов и трапов должно соответствовать предъявляемым к ним техническим требованиям по их эксплуатации

На видных местах переправ устанавливаются стенды (щиты) с материалами по профилактике несчастных случаев с людьми и с извлечениями из правил пользования (эксплуатации) переправами, включая порядок посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки автотранспорта и грузов.

На внутренних судоходных путях переправы должны обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск судов, обозначаться навигационными знаками и огнями в соответствии с установленными требованиями. В темное время суток переправы должны быть освещены, иметь средства для светофорной и звуковой сигнализации.

Переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, а наплавные мосты - спасательные круги из расчета один круг на 5 метров моста с каждой его стороны.

Используемые на переправах плавсредства должны иметь установленную для них документацию, проходить регистрацию и техническое освидетельствование с требованиями, устанавливаемыми органами речного судоходства или Государственной инспекцией по маломерным судам в зависимости от поднадзорности этих плавсредств.

Плавсредства должны быть оборудованы соответствующими огнями (знаками) и подавать установленные звуковые сигналы.

3. Порядок регистрации и перерегистрации, учет и снятие с учета, эксплуатации и плавания маломерных судов

Регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам, а военные и спортивные судов, катера и лодки, являющихся табельным имуществом морских и речных судов - уполномоченные на то органы соответствующих министерств и ведомств.

Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям. Под спортивными судами - маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках).

Правила регистрации и учета маломерных судов, технического надзора за ними и аттестации граждан на право управления этими судами утверждаются уполномоченным на то Правительством Российской Федерации органом федеральной исполнительной власти (ГИМС МЧС России ).

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны регистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им суда, независимо от их технического состояния, в течение 10 суток с момента приобретения (получения) или возникновения обстоятельств, влекущих их перерегистрацию.

Суда регистрируются за предприятиями, учреждениями и организациями по месту их постоянного нахождения. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются за самим владельцем по месту его жительства (прописки) либо по месту постоянного базирования судна.

Регистрация и постановка судна на учет производится его владельцем или лицом, имеющим от него доверенность.

Регистрация судов, снятых с регистрационного учета в связи с изменением их места регистрации (кроме случаев прекращения права собственности), а также иных действий связанных с регистрацией и учетом судов производится на основании судовых билетов.

Необходимо отметить, что регистрационное делопроизводство, оформление судовых билетов на суда, регистрационных и иных документов, выдаваемых регистрационными подразделениями, ведется на русском языке. Реквизиты свидетельства о регистрации судна дублируются буквами латинского алфавита. Документы, удостоверяющие право собственности на суда, номерные агрегаты и иные документы, представляемые для совершения регистрационных действий, составленные на ином, кроме русского, языке, должны быть переведены на русский язык, иметь удостоверительные подписи нотариуса о верности перевода с одного языка на другой.

Регистрация судна производится по представлению судовладельцем или лицом, имеющим от него доверенность:

а) заполненной регистрационной карточки – заявления установленного образца;

б) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется);

в) документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет; товарный чек; договор купли-продажи или дарения; свидетельство о праве на наследство; документы таможенных органов, органов социальной защиты населения; судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было зарегистрировано; решение суда; иные документы, предусмотренные законодательством;

Документ, подтверждающий получение или приобретение судна (двигателей, подвесных моторов) должен содержать: дату и место его составления, сущность и условие сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях и подвесных моторах (марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер и т.д.).

г)технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;

д) квитанции о внесении платы за регистрацию.

Суда, номерные агрегаты, ввезенные (введенные) на территорию Российской Федерации , регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации с таможенным оформлением судов, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации .

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в редакции от 02.07.2005) полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью от имени юридического лица, заверенной подписью его руководителя с приложением печати этой организации.

Регистрация судов производится на лиц, достигших 18 лет, за исключением судов, перешедших по наследству, и других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации . При регистрации судов за наследником, не достигшим 18 лет, в регистрационной карточке указывается фамилия, имя, отчество родителей или опекуна и производится запись о том, что снятие с учета без согласия родителей или органов опеки запрещено.

Регистрационные действия в случаях, когда собственниками судов являются лица, не достигшие 14-летнего возраста, совершаются от их имени родителями, усыновителями или опекунами, а в случаях, когда собственниками являются лица в возрасте от 14 до 18 лет – этими лицами с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей (за исключением случаев объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным или вступления в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

При совершении регистрационных действий производится осмотр представленного судна на предмет соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспорте судна и иных документах, подтверждающих возможность допуска судна к эксплуатации.

При обнаружении признаков скрытия, изменения или уничтожения маркировки, подделки документов, регистрационных знаков, несоответствия судов и номерных агрегатов сведениям, указанным в регистрационных или других документах, а также наличии сведений о нахождении судов, номерных агрегатов в розыске регистрационные действия на производятся. Такие документы и регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в органы внутренних дел по месту их обнаружения.

Регистрационные документы, судовые билеты и иные документы, выдаваемые регистрационным подразделением ГИМС МЧС России, удостоверяются подписью должностного лица и печатью этого подразделения. Факт получения документов, а также регистрационных номеров удостоверяется подписью собственника или владельца транспортного средства в реестре зарегистрированных судов или в заявлении (при автоматизированном совершении регистрационных действий).

При регистрации судну присваивается бортовой номер и владельцу судна выдается судовой билет. Присвоенный бортовой номер состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих порядковому номеру регистрации в судовой книге. Первая буква означает Российскую Федерацию – Р, вторая и третья - республику, край, область, город, пункт приписки и устанавливаются в порядке, определяемом Управлением Государственной инспекции по маломерным судам и работам на водных объектах МЧС России. Прокатным гребным и парусным лодкам устанавливается бортовой номер, состоящий из одной буквы и порядкового номера. Бортовой номер наносится несмываемой контрастной краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина линии букв и цифр – 15-20 мм.

Перерегистрация судов производится в случае:

а) изменения места жительства (прописки) владельца (перебазирование предприятия – юридического лица);

б) изменение принадлежности (владельца);

в) изменение данных, внесенных в судовой билет, вследствие переоборудования судна.

Перерегистрация судов производится на основании письменного заявления владельца с предъявлением судового билета и паспорта или другого документа, его заменяющего. При перерегистрации судна владельцу выдается новый судовой билет с присвоением судну нового бортового номера либо вносятся необходимые изменения о владельце или судне. Перерегистрация судов производится по представлении квитанции об уплате стоимости регистрации и технического освидетельствования судна на годность к плаванию. При утере, порче судового билета владельцу судна на основании его заявления после первичного технического освидетельствования на годность судна к плаванию с оплатой, установленной прейскурантом, выдается дубликат судового билета.

При регистрации и перерегистрации судов необходимые данные о них записываются в единый государственный реестр.

Учет ведется раздельно на:

а) моторные суда, принадлежащие гражданам;

б) гребные, парусные и другие безмоторные суда, принадлежащие гражданам;

в) суда, принадлежащие юридическим лицам.

На каждое зарегистрированное судно заводится регистрационная карточка, заполняемая его владельцем. Суда, временно прибывшие в республику, край, область на время более 6 месяцев, ставятся на временный учет.

Снятие судна с учета производится по письменному заявлению владельца в случаях:

а) смены владельца судна (передача с баланса на баланс, продажа, дарение, наследование и др.);

б) переезда владельца на новое место жительства (изменение прописки);

в) полного износа судна;

г) гибели судна, подтвержденного актом или другим документом.

При снятии судна с учета:

— в связи с переездом на новое место жительства его владельца в судовом билете делается отметка о снятии с учета и аннулируется бортовой номер с соответствующей записью в судовой книге. Судовой билет со штампом «Снято с учета» возвращается владельцу для перерегистрации судна.

— в связи со сменой владельца судовой билет со штампом «Снято с учета» передается новому владельцу для регистрации судна по месту постоянного нахождения или жительства нового владельца.

— из-за полного технического износа производится по акту специального технического осмотра, а при снятии судна с учета в связи с его гибелью делаются соответствующие записи в судовой книге и регистрационной карточке. Судовой билет в этих случаях погашается и хранится в Инспекции в течение пяти лет.

Регистрационный номер снятого с учета судна никакому плавсредству не присваивается в течение пяти лет.

Суда юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций), а также физических лиц (индивидуальных владельцев), выбывающие временно без изменения места постоянной прописки в другие республики, края, области или передаваемые в аренду, с учета не снимаются.

Собственники и владельцы судов, считающие, что при совершении регистрационных действий ущемлены их права, вправе обжаловать действия или бездействие сотрудников регистрационных подразделений вышестоящему должностному лицу, либо прокурору и(или) в суд.

Эксплуатация на водных объектах маломерных судов разрешается после их регистрации в судовой книге (реестре), нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных для него условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району и разряду бассейна плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием (бортовой номер судна наносится контрастной краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины судна от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина линий букв и цифр 15-20 мм, при этом для «Гидроциклов» общая длина наносимого номера может быть уменьшена: для 1-2-местного до 400 мм, для 3-местного до 500 мм. Высота букв и цифр - не менее 100 мм, ширина линий - не менее 10 мм, т.к. по техническим условиям нанесение стандартных номеров невозможно).

Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные (безмоторные) суда - менее 225 килограммов допускаются к эксплуатации без регистрации и технического освидетельствования в органах Государственной инспекции, с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами, настоящих нормативных правовых актов и требований, обеспечивающих безопасность плавания, охрану жизни людей на воде и окружающей среды.

Управлять маломерными моторными, парусно-моторными и парусными (площадью парусов 5 и более м 2 ) судами и другими плавсредствами с механическим двигателем (гидроциклы и др.) разрешается лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями Государственной инспекции и имеющим действительные удостоверения на право управления.

Использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава.

На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

На акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде – не более 15км/час.

Разрешения на плавание маломерных судов во временно или постоянно закрытых районах, а также в период паводка выдаются органами исполнительной власти, по представлению Государственной инспекции по маломерным судам.

При эксплуатации маломерных судов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. Управлять маломерным судном:

— не зарегистрированным в установленном порядке;

— не прошедшим технического освидетельствования (техосмотра);

— не несущим бортовых номеров;

— переоборудованным без соответствующего разрешения;

— с нарушениями правил загрузки;

— норм пассажировместимости;

— ограничений по району и условиям плавания;

— без удостоверения на право управления маломерным судном;

— в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

2. Наносить на бортах, транцевой части, палубе и ветровом стекле судна надписи (кроме бортовых номеров и названий типов судов), устанавливать дополнительное освещение, фонари, средства сигнализации и другое оборудование без официального разрешения Государственной инспекции по маломерным судам.

3. Передавать управление судном лицу, не имеющему удостоверение на право управлении или находящемуся в состоянии опьянения.

4. Оставлять без наблюдения окружающую акваторию.

5. Устранять возникшие технические неисправности на маломерном судне, находясь на судовом ходу.

6. Буксировать маломерные суда под бортом, в также с наличием в них пассажиров.

7. Превышать установленные скорости движении.

8. Нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков.

9. Наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки.

10. Заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешении или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах.

11. Заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах.

12. Приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающимся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания.

13. Перевозить на судне детей без сопровождения взрослых (по одному на каждого ребенка), умеющих плавать и оказывать помощь терпящим бедствие на воде.

14. Швартоваться, останавливаться, становиться на якорь в границах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов, пересекать им курс на расстоянии менее 0,5км, создавая своими действиями помехи судоходству.

15. Сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты.

16. Устанавливать моторы и паруса на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.

17. Использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий.

18. Пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах во время движения, раскачивать суда и купаться с них.

19. Заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить при этом.

20. Выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1км) видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от кромки судового хода.

21. Осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам.

22. Двигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.

23. Нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

Плавание маломерных судов осуществляется в строгом соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, местными Правилами плавания по судоходным путям Волжского бассейна, а также настоящими Правилами.

Обязанности судоводителей и их ответственность

Лица, управляющие маломерными судами (далее именуются судоводители), на водных объектах должны иметь при себе и передавать для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы:

— удостоверение на право управления маломерным судном (моторным, парусно-моторным, парусным, гидроциклом) с талоном предупреждений к нему;

— судовой билет маломерного судна (кроме судов, указанных в п.2.3 Правил) с отметкой о ежегодном техническом освидетельствовании и годности к плаванию;

— оформленную в установленном порядке доверенность на право управления этим судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);

— судовую роль (на судах с экипажем не менее 2-х человек);

— лицензию на осуществление предпринимательской деятельности (при использовании судна в этих целях).

Судоводитель маломерного судна ОБЯЗАН:

— выполнять требования настоящих Правил, Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП РФ), местных (бассейновых) правил плавания, правил шлюзования и иных Правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;

— проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;

— для судоводителя и каждого пассажира должны быть индивидуальные спасательные средства, причем во время нахождения на судне спасательные средства (пояса, нагрудники) должны быть надеты на пассажиров, не умеющих плавать, и детей;

— лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения н a судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;

— осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих разряду судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеорологическую обстановку в районе плавания;

— останавливать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам, нештатным сотрудником Государственной инспекции по маломерным судам, инспектором речной судоходной инспекции, должностным лицом органов внутренних дел и передавать судовые, судоводительские, грузовые и иные документы для проверки.

— оказывать помощь терпящим бедствие на воде, доставлять пострадавших в населенные пункты, имеющие лечебные учреждения, сообщать в Государственную инспекцию обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах, а при столкновении маломерного судна с немаломерным - также речной судоходной инспекции, указывая фамилию, имя, отчество и адреса пострадавших и очевидцев происшествия, а также другие необходимые сведения.

— проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование для подтверждения годности по состоянию здоровья управлять маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения.

— выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции, других контрольных и надзорных органов, по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах.

— сообщать в органы Государственной инспекции и природоохранные органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

— выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок судов.

— судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие этими судами, несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение взысканий на нарушителей производится должностными лицами Государственной инспекции по маломерным судам в соответствии с административным законодательством.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Какой нормативный правовой акт регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем в Российской Федерации.

Варианты ответов:

1. Водный кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон « О безопасности гидротехнических сооружений».

3. Конституция Российской Федерации.

Вопрос 2.

Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, которое может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование называется:

Варианты ответов:

1. Общим водопользованием.

2. Специальным водопользованием.

3. Водопользованием.

Вопрос 3.

Типовые Правила охраны жизни людей на водных объектах были разработаны и утверждены:

Варианты ответов:

1. МЧС России

2. Постановлением правительства Российской Федерации.

3. Федеральным законодательством.

Вопрос 4.

Места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определены иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований устанавливаются:

Варианты ответов:

1. Органами местного самоуправления.

2. МЧС России.

3. Федеральным законом « О безопасности гидротехнических сооружений».

Вопрос 5.

Регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование маломерных судов осуществляет:

Варианты ответов:

1. Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС МЧС России).

2. Органы соответствующих министерств и ведомств.

3. Органами местного самоуправления.

Вопрос 6.

В течение скольких суток предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны регистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им суда, независимо от их технического состояния.

Варианты ответов:

1. 10 суток.

2. 5 суток.

3. Одного месяца.