Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация обеспечения пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения

Перевод ГО с мирного на военное положение

ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения

Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность

Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ

Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР

Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Тесты










Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения



1. Общие положения по проведению исследований по оценке устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Проблема повышения устойчивости функционирования объекта в современных условиях приобретает все большее значение. Это связано с рядом причин, основными из которых являются:

высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности с одновременном снижением темпов обновления этих фондов;

повышение технологической мощности производства, продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

повышение вероятности возникновения военных конфликтов и террористических актов.

Под повышением устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС (ПУФ в ЧС) понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, уменьшению материального ущерба в ЧС, а также подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

Одновременно с этими понятиями широко употребляется и такое понятие, как подготовка объекта экономики к работе в ЧС.

Под подготовкой объекта экономики к работе в ЧС понимается комплекс заблаговременно проводимых организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, осуществляемых на предприятиях, в учреждениях или других экономических структурах в целях обеспечения их работы с учетом риска возникновения ЧС, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, предупреждения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

Так как современный объект экономики представляет собой сложный инженерно-экономический комплекс, то устойчивость его функционирования будет напрямую зависеть от устойчивости составляющих элементов. К основным из них относятся:

— здания и сооружения производственных цехов;

— производственный персонал и защитные сооружения для укрытия рабочих и служащих;

— элементы системы обеспечения (сырье, топливо, комплектующие изделия, электроэнергия, газ, тепло и т.п.);

— элементы системы управления производством.

2. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Степень и характер поражения указанных элементов зависит от параметров поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, расстояния от объекта до эпицентра формирования поражающих факторов, технических характеристик зданий, сооружений и оборудования, планировки объекта, метеорологических условий. В ходе проведения оценки устойчивости функционирования объектов экономики и их элементов проводится анализ явлений и процессов, по причине которых на объекте экономики может возникнуть ЧС (аварии, катастрофы и стихийные бедствия, применение противником современных средств поражения и т.п.).

Определяются ожидаемые параметры поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, которые будут влиять на устойчивость о бъекта экономики (интенсивность землетрясения, избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, плотность теплового потока, высота и максимальная скорость волны, площадь и длительность затопления, и т.п.).

Определяются параметры вторичных поражающих факторов, возникающих при воздействии источников чрезвычайных ситуаций; устанавливаются зоны воздействия поражающих факторов; разрабатывается принципиальная схема функционирования объекта с обозначением элементов, существенно влияющих на его функционирование.

Определяют значение критического параметра (максимальную величину параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается) и значение критического радиуса (минимального расстояния от центра формирования источника поражающих факторов, на кото­ром функционирование объекта не нарушается).

Устанавливают характеристики объекта (количество зданий и сооружений, плотность застройки, наибольшая работаю­щая смена, обеспеченность защитными сооружениями ГО, конструк­ции зданий и сооружений, характеристики оборудования, коммунально-энергетических сетей, местности и т.п.).

При решении задач повышения устойчивости объекта соблюдается принцип равной устойчивости ко всем поражающим факторам.

Принцип равной устойчивости заключается в необходимости доведения защиты зданий, сооружений и оборудования объекта до такого целесообразного уровня, при котором выход из строя от поражающих факторов может возникнуть, как правило, на одинаковом расстоянии, (например, от центра ядерного взрыва). При этом защита от одного поражающего фактора является определяющей. К уровню определяющей защиты приравнивается защита и от других поражающих факторов. Такой определяющей защитой, как правило, принимается защита от ударной волны.

Нецелесообразно, например, повышать устойчивость здания к воздействию светового излучения, если оно находится на таком расстоянии от центра (эпицентра) взрыва, где под действием ударной волны происходит его полное или сильное разрушение.

Для оценки физической устойчивости элементов объекта необходимо иметь показатель (критерий) устойчивости. В качестве таких показателей используются критический параметр и критический радиус.

Критический параметр позволяет оценить устойчивость объекта при воздействии любого поражающего фактора без учета одновременного воздействия на объект других поражающих факторов. Данный критерий позволяет оценить устойчивость объекта при одновременном воздействии нескольких поражающих факторов и выбрать наиболее опасный из них.

При оценке надежности системы защиты производственного персонала необходимо учитывать, что защиту требуется обеспечить от ЧС как мирного, так и военного времени.

При этом определяется, какая часть производственного персонала работающей смены может укрыться своевременно в защитных сооружениях объекта с требуемыми защитными свойствами и системами жизнеобеспечения, позволяющими укрывать людей в течение установленного срока.

Изучается система оповещения и оценивается возможность своевременного доведения сигнала оповещения до рабочих и служащих, оценивается обученность производственного персонала способам защиты в условиях ЧС, определяется готовность убежищ к приему укрываемых.

Если вместимость защитных сооружений гражданской обороны, имеющихся на объекте, не обеспечивает укрытие необходимого количества персонала, то изучается возможность их строительства, а также выявляются все подвальные и другие заглубленные помещения и сооружения, оцениваются их защитные свойства и возможность приспособления под защитные сооружения.

В загородной зоне, закрепленной за объектом, также изучаются все помещения и сооружения (жилые здания, подвалы, погреба, овощехранилища), которые могут быть приспособлены под ПРУ. Оценивается их вместимость, защитные свойства, определяется объем работ, необходимые материалы, количество рабочей силы по переоборудованию этих помещений в ПРУ.

Оценка устойчивости функционирования объекта про­водится комиссией по повышению устойчивости функционирования объекта экономики во главе с председателем (главным инженером или начальником производственного отдела).

В зависимости от состава основных производственно-технических служб на объекте могут создаваться следующие рабочие группы по оценке устойчивости:

зданий и сооружений, старший группы – заместитель руководителя объекта по капитальному строительству – начальник отдела капитального строительства;

коммунально-энергетических систем, старший группы – главный энергетик;

станочного и технологического оборудования, старший группы – главный механик;

технологического процесса, старший группы – главный технолог;

управления производством, старший группы - начальник производственного отдела;

материально-технического снабжения и транспорта, старший группы – заместитель руководителя объекта по материально-техническому снабжению.

Кроме того, в состав комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики могут привлекаться специалисты научно-исследовательских и проект­ных организаций.

Основными документами для проведения оценки устойчивости яв­ляются приказ руководителя, календарный план ос­новных мероприятий по подготовке и проведению оценки устойчивости, план проведения оценки устойчивости.

В приказе указываются цель, задачи и время проведения работ, состав участников, задачи рабочих групп, сроки представления отчетной докумен­тации.

Календарный план подготовки и проведения оценки устойчивости оп­ределяет основные мероприятия и сроки их проведения, ответст­венных исполнителей, силы и средства, привлекаемые для выпол­нения поставленной задачи.

План проведения оценки устойчивости функционирования объекта является основным документом, определяющим содержание работы председателя комиссии и рабочих групп. В нем указываются тема, цель и продолжительность оценки устойчивости, состав рабочих групп и содержание их работы, порядок проведения оценки.

В ходе оценки устойчивости функционирования объекта определяются:

— надежность защиты рабочих и служащих;

— устойчивость инженерно-технического комплекса (зданий, сооружений, технологического оборудования, коммунально-энергетических систем) к воздействию поражающих факторов, возникающих при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, применении современных средств поражения;

— характер возможных поражений от вторичных поражающих факторов;

— устойчивость системы управления;

— устойчивость материально-технического снабжения и производственных связей;

— подготовленность объекта к восстановлению в случае нарушения технологического процесса.

По результатам оценки устойчивости составляется общий доклад, в котором отража­ются:

— возможности защиты рабочих, служащих и членов их семей в защитных сооружения на объекте и в загородной зоне;

— общая оценка устойчивости объекта, наиболее уязвимые участки производства;

— практические мероприятия, которые необходимо выполнить в мирное время и в период угрозы развязывания военных действий с целью повышения устойчивости функционирования объекта в военное время, объем и стоимость работ, порядок и ориентировочные сроки восстановительных работ при различных степенях разрушения объекта.

По результатам исследования после предварительного обсуждения разрабатывается "План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта".

В план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования при угрозе возникновения ЧС включаются, как правило, работы, не требующие больших капи­тальных вложений, трудоемкости и длительного времени, которые заблаговременно в мирное время осуществлять нецелесообразно. Среди них основными могут быть:

строительство простейших укрытий;

обвалование емкостей с легковоспламеняющимися жидко­стями и химически опасными веществами;

закрепление оттяжками высоких малоустойчивых сооруже­ний (труб, вышек, колонн и т.п.);

обсыпка грунтом полузаглубленных помещений;

изготовление и установка защитных конструкций (кожухов, шатров, колпаков, зонтов) для предохранения оборудования от по­вреждения при обрушении элементов зданий;

укрытие запасов дефицитных запчастей и узлов;

установка на коммунально-энергетических сетях дополни­тельной запорной арматуры;

снижение давления в газовых сетях;

приведение в готовность автономных электростанций;

заполнение резервных емкостей водой;

заглубление или обвалование коммунально-энергетических

сетей;

проведение противопожарных мероприятий.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Комплекс заблаговременно проводимых организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, осуществляемых на предприятиях, в учреждениях или других экономических структурах в целях обеспечения их работы с учетом риска возникновения ЧС, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, предупреждения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС называется:

Варианты ответов:

1. Подготовкой объекта экономики к работе в ЧС.

2. Повышением устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС.

3. Организационными мероприятиями.

Вопрос 2.

Чем достигается повышение устойчивости функционирования объектов экономики?

Варианты ответов:

1. Главным образом за счет проведения организационно-технических мероприятий, которым всегда предшествует оценка (исследование) устойчивости функционирования конкретного объекта экономики.

2. Проведением организационных мероприятий.

3. Снижением производственных мощностей и объема выпускаемой продукции.

Вопрос 3.

Какими способами может оцениваться устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях.

Варианты ответов:

1. Устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях может оцениваться целиком и по частям.

2. Устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях оцениваться в целом в соответствии с его целевым предназначением (целиком).

3. Устойчивость функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях оцениваться устойчивостью отдельных конструктивных элементов (участков, цехов или даже отдельных функций объекта).

Вопрос 4.

Перечислите основные документы необходимы для проведения оценки устойчивости объекта.

Варианты ответов:

1. Приказ руководителя, календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению оценки устойчивости, план проведения оценки устойчивости.

2. План проведения оценки устойчивости функционирования объекта.

3. Приказ руководителя по подготовке и проведению оценки устойчивости.

Вопрос 5.

В каком документе указываются цель, задачи и время проведения работ, состав участников, задачи рабочих групп, сроки представления отчетной документации по оценки устойчивости объекта.

Варианты ответов:

1. В приказе руководителя объекта.

2. В плане проведения оценки устойчивости функционирования объекта.

3. В календарном плане подготовки и проведения оценки устойчивости объекта.

Вопрос 6.

Какой документ определяет содержание работы председателя комиссии и рабочих групп, цель и продолжительность оценки устойчивости, состав рабочих групп и содержание их работы, порядок проведения оценки.

Варианты ответов:

1. План проведения оценки устойчивости функционирования объекта

2. Приказ руководителя объекта.

3. Календарный план подготовки и проведения оценки устойчивости объекта.