Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация обеспечения пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения

Перевод ГО с мирного на военное положение

ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения

Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность

Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ

Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР

Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Тесты









 



Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма



1. Общие положения по ликвидации последствий проявлений терроризма

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации террористического характера должна представлять собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и предотвращения возможного действия вторичного источника (взрыва заряда ВВ).

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий террористической акции, как чрезвычайной ситуации, вызванной применением террористами взрывчатых веществ, будет включать:

— прогнозирование зоны поражения;

— оповещение населения, личного состава ФСБ, МЧС, МВД России о произошедшей террористической акции;

— инженерную, химическую разведку в зоне поражения;

— эвакуацию населения из зоны поражения;

— оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным при террористической акции;

— выбор рациональных способов ведения АСДНР;

— контроль полноты проведения АСДНР.

В работе под организацией ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера следует понимать комплекс мероприятий по подготовки спасательной операции (АСДНР), включающую принятие решения, постановку задач подразделениям, планирование спасательной операции (АСДНР), организацию взаимодействия, управления и обеспечения.

В ее основе лежат продуманные, заблаговременно спланированные, во всех структурах и уровнях РСЧС, планы действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера.

Задачи по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера

Основными задачами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера являются:

— осуществление сбора, изучение, обобщение, оценка и предоставление информации о характере, масштабах, дальнейшем развитии и возможных последствиях чрезвычайной ситуации террористического характера;

— определение видов, объёмов и трудоемкости работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера, а также потребного количества сил и средств для их выполнения;

— выдача экспертных заключений и предложений на использование тех или иных спасательных средств и инструментов, исходя из характера и масштабов чрезвычайной ситуации террористического характера;

— ведение разведки и контроля в районе чрезвычайной ситуации террористического характера;

— проведение поисковых работ, в том числе с помощью служебных собак;

— проведение спасательных работ по извлечению пострадавших из-под завалов;

— оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной с элементами специализированной помощи;

— проведение санитарной обработки личного состава спасательного центра и специальной обработки техники;

— участие в обезвреживании взрывных устройств.

2. Планирование ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера

Основополагающим мероприятием является обеспечение постоянной готовности сил и средств к немедленному реагированию на чрезвычайные ситуации, в том числе террористического характера, и эффективному выполнению поставленных задач по ликвидации их последствий.

Степень экстренности реагирования на чрезвычайные ситуации, исходя из опыта проведения спасательных работ, в общей постановке возможно подразделить на три уровня: внезапно экстренное, предварительно прогнозируемое, целенаправленно планируемое. Поэтому в различных реально сложившихся условиях при чрезвычайных ситуациях исключительно важным является планирование спасательной операции.

На основе обобщения теоретических исследований и накопленного практического опыта при планировании проведения спасательных операций целесообразно использовать зонально-территориальный метод, заключающийся в анализе кризисных особенностей соответствующего региона и оценке возможных спасательных действий. При этом при внезапно экстренном реагировании на ЧС подготовительную работу предпочтительнее проводить по параллельной схеме одновременно старшим командованием и нижестоящими звеньями. При целенаправленном планируемом реагировании на ЧС подготовительную работу целесообразно осуществлять по последовательной схеме сначала вышестоящим командованием, а затем в нижестоящих звеньях. При предварительно прогнозируемом реагировании на ЧС подготовительная работа может вестись по комбинированной схеме.

Организационно и методически спасательная операция содержит:

подготовительный этап – характеризующий деятельность спасательного центра на месте дислокации по подготовке к спасательной операции;

основной этап – определяющий деятельность выделенной группировки сил и средств в районе чрезвычайной ситуации террористического характера;

заключительный этап – регламентирующий вывод задействованных сил и средств из операции.

В зависимости от вида и масштабности чрезвычайной ситуации террористического характера спасательная операция может дополняться специальными этапами.

Научно-методическую основу подготовительного этапа операции составляет разработка плана проведения спасательной операции. В общей постановке данный план должен включать выполнение следующего ряда основных комплексов мероприятий:

первый – имеет информационно-аналитический характер и включает выявление и оценку возникающей опасности, и информирование о ней;

второй – связан с локализацией и (или) подавлением очагов поражения, прекращением воздействия первичных поражающих факторов, если это окажется возможным;

третий – направлен на спасение людей, оказание им необходимой помощи, прежде всего медицинской;

четвертый – связан с исключением возникновения вторичных поражающих факторов на объектах вторичной опасности;

пятый – посвящен защите и спасению материальных и культурных ценностей;

шестой – предусматривает меры по восстановлению минимально необходимого жизнеобеспечения.

В теоретически рекомендательном плане имеется много работ по определению и постановке принципов организации и проведения спасательных операций. Однако практическая реализация этих предложений в реальных условиях чрезвычайной ситуации требует постоянного совершенствования и развития. При этом основной особенностью является то, что в конкретных условиях обстановки при чрезвычайной ситуации спасательные работы должны выполняться в соответствии с разработанными типовыми технологиями, но при индивидуальной их корректировке в каждом случае. Поскольку двух одинаковых чрезвычайных ситуаций не может быть в принципе.

Для планирования действий разрабатывается применительно к обслуживаемой территории План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера. В этом разделе должны быть подробно описаны все действия с момента объявления готовности до момента возращения сил и средств в пункт постоянной дислокации после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера.

Перечень исходных данных необходимых для разработки плана действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера: зона ответственности сил и средств; перечень потенциально-опасных объектов, школ, дошкольных детских учреждений, мест массового сбора людей находящихся в зоне ответственности сил и их характеристика; планы (схемы) основных потенциально-опасных объектов и зон жилой застройки городов; данные необходимые для организации взаимодействия; перечень организаций, учреждений, формирований, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; порядок перевозки тяжелой инженерной техники; порядок поддержания связи с различными структурами; порядок технического и тылового обеспечения в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; другие данные, определяемые особенностями региона.

На карте должно быть отражены: границы территории региона и административного деления субъектов РФ; потенциально-опасные объекты, школы, дошкольные детские учреждения, места массового сбора людей, находящихся в зоне ответственности сил и их характеристика; пункты постоянной дислокации своего центра и взаимодействующих спасательных формирований, силовых структур участвующих в антитеррористической деятельности; маршруты выдвижения; основные показатели марша; решение начальника на совершение марша (согласованное с ГИБДД и ВАИ) и проведение АСДНР; основные вопросы организации управления, взаимодействия и обеспечения марша; расчеты прохождения рубежей (пунктов): исходного и регулирования; организация комендантской службы на марше, в исходном районе, районе проведения АСДНР; расчет сил и средств; построение походного порядка колонны сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; схема организации связи; позывные должностных лиц; сигналы управления, оповещения и взаимодействия; аэродромы, станции погрузки (выгрузки) на железнодорожный, морской (речной) транспорт и их характеристики, маршруты движения к ним, исходные районы перед погрузкой и районы сосредоточения после выгрузки, а также основной и запасные районы погрузки и выгрузки, временные показатели; посадочные площадки вертолетов; метеоусловия.

Пояснительная записка подразделяется на разделы:

1. Выводы из оценки обстановки возможных террористических акций взрывного действия на объектах экономики или жилых районах городов;

2. Порядок оповещения и приведения сил и средств в готовность;

3. Состав сил и средств, их возможности по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

4. Состав и оснащение сводных отрядов по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

5. Порядок управления силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

6. Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил и средств спасательного центра МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

7. Расчёты и порядок погрузки сил и средств на железнодорожный, речной (морской) и воздушный транспорт.

Также разрабатываются следующие приложения к плану действий: планы (схемы) потенциально опасных объектов, секторов жилой зоны городов находящихся в зоне ответственности сил; схема оповещения должностных лиц; функциональные обязанности должностных лиц; штатно-должностной список личного состава; расчеты техники и вывозимого имущества; сводная ведомость комплектования личным составом, техникой, вооружением и имуществом; схема построения колонны; схема организации связи на марше и в районе проведения АСДНР; расчеты на перевозку сил и средств железнодорожным, речным (морским) и воздушным транспортом; таблица взаимодействия со спасательными формированиями и подразделениями силовых структур привлекающихся к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; формализованные документы (приказы, распоряжения, табель и формы донесений и др.).

Дополнительно разрабатываются: инструкция по мерам безопасности и журнал инструктажа по технике безопасности; план морально-психологического обеспечения; расписание занятий с личным составом, журнал учета подготовки личного состава; документы для проведения ТСЗ, ТСУ; документы для организации караульной и внутренней службы при перевозке сил и средств и при расположении их лагерем; схема охраны и обороны; пропуск на право беспрепятственного движения колонны к месту ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера (согласованный и подписанный с должностными лицами ВАИ и ГИБДД); книга приема и сдачи дежурств по лагерю; книга записи больных; книга вечерней поверки; книга учёта выхода и возвращения машин.

Перечень других необходимых документов, касающихся подготовки к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера, разрабатываются самостоятельно, применительно к особенностям региона.

3. Состав и оснащение сводного отряда ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера (на примере спасательного центра МЧС России)

Состав сводного отряда спасательного центра МЧС России может сильно варьироваться в зависимости от вида террористической акции. В любом случае он будет носить форму изолированного от внешних ресурсов, хотя бы временно, организационно законченного аварийно-спасательного формирования. Основной его целью является безопасное и успешное спасение пострадавших при жестко фиксированных людских, управленческих и материально-технических ресурсах.

Так, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера взрывного действия, сводный отряд спасательного центра МЧС России должен включать: - спасательные подразделения; - подразделения РХБ разведки и защиты; - инженерно-технические подразделения; - механизированные подразделения; - медицинские подразделение; - подразделения тылового и технического обеспечения.

В частности: для организации управления, взаимодействия с Оперативным штабом, оперативного получения информации о обстановке в зоне чрезвычайной ситуации террористического характера в начальный момент, определения места расположения базового лагеря создание оперативной группы спасательного центра, с временем приведения в готовность №1 «Ч» + 0,15 и убытия в район чрезвычайной ситуации террористического характера «Ч» + 0,30;

— для обследования участков работ и прилегающей к ним территории на наличие взрывоопасных предметов, взрывных устройств, контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой, поиска пострадавших создание сводного подразделения (взвода) поиска и разведки;

— для разборки завала, деблокирования пострадавших, тушения очагов пожаров в завале и прилегающих территориях создание звеньев ручной разборки завала, механизированных групп, пожарной команды;

— для обеспечения охранения и допуска в опасную зону, в базовый лагерь привлечения комендантского подразделения;

— для обеспечения надежной связи между Оперативным штабом, спасательным центром привлечение одного из взводов связи отрядов;

— для перемещения спасательного инструмента и оборудования по участкам работ создание подвижного склада снабжения на базе взвода материального обеспечения;

— для заправки техники, оборудования, ремонта и обслуживания создание подвижных пунктов заправки ГСМ и технического обслуживания и ремонта;

— для морально-психологического обеспечения в районе работ создание группы психологов из числа заместителей командиров рот по воспитательной работе.

Таким образом, предлагаемый сводный отряд спасательного центра позволит качественно провести АСДНР по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера взрывного действия.

Сводное подразделение (взвод) поиска и разведки. Работы по поиску и разведке предлагается производить методом определения очерёдности поиска в разрушенных зданиях по назначению их использования. Те строения, которые имеют наивысшую вероятность выживания пострадавших (с учётом типа конструкций) и наибольшее число предполагаемых жертв (с учётом назначения использования здания и времени суток), обследуются в первую очередь (школы, детские сады, больницы, высотные и многоквартирные здания, офисные сооружения и т.п.).

Командир взвода поиска и разведки определяет приоритеты, составляет и записывает информацию, сообщает о подробностях и передаёт предложения начальнику спасательного центра. Отделение поиска проводит поисковые операции и дублирует подтверждения об обнаружении пострадавших. Специалисты технического поиска проводят операции с использованием электронных приборов, включая оборудование для акустического прослушивания. Периодически объявляются «минуты тишины». Отделение инженерной разведки обеспечивает анализ и консультации относительно устойчивости строений, строительства крепей и проведения работ по стабилизации разрушенных конструкций, установка опор, выясняют наличие электросети под напряжением, газовых и водяных магистралей под давлением. Отделение радиационной, химической разведки следит за составом атмосферы в пустотах и ограниченных пространствах, оценивают, идентифицируют и размечают места нахождения опасных веществ. Пиротехническое отделение обследует участки работ и прилегающей к ним территории на наличие взрывоопасных предметов, взрывных устройств.

Спасательные работы являются, по сути, центральным компонентом всех работ. Спасательные работы занимают большую часть времени и требуют тесного взаимодействия всех подразделений спасательного центра для безопасного и успешного спасения пострадавших.

В работе предлагается для разблокировки пострадавших и погибших создавать механизированные группы и звенья ручной разборки завала из состава спасательных и механизированных подразделений сводного отряда спасательного центра МЧС России.

Звенья ручной разборки завала извлекают пострадавших, производят разборку завала, устанавливают крепления на элементы завала грозящих обрушением.

Механизированные группы производят подъем и перемещение ж/б конструкций и поддонов с мелкими обломками, загрузка мелких обломков в самосвалы, дробление ж/б конструкций, резка арматуры и металлических конструкций, подготовка мест для автокрана и экскаватора, вывоз обломков.

В зависимости от типа завала предлагается применять следующую инженерную технику:

а) при ж/б завалах основной упор делать на применение автокранов, а погрузчики и экскаваторы будут выполнять вспомогательную функцию по сбору оставшейся мелкой фракции. В этом случае целесообразно применять тяжёлые автокраны грузоподъемностью от 30 до 50 тонн, с вылетом стрелы 20-40 метров, экскаваторы с объёмом ковша до 2 м 3 , самосвалы без заднего борта.

б) при кирпичных завалах основной упор делать на применение экскаваторов и погрузчиков, а краны будут выполнять вспомогательную функцию по подъёму особо крупных обломков. В этом случае с наибольшей эффективностью работают автокраны грузоподъемностью 10-16 тонн и с телескопической стрелой.

Необходимо предусмотреть резерв техники на случай поломки и внезапно возникающих задач.

Для тушения очагов пожаров в завале и близ лежащей территории предлагается привлекать пожарную команду специальной роты отдельного механизированного отряда.

Другие неотложные работы предлагается проводить во взаимодействии с аварийно-востановительными бригадами городских, объектовых организаций.

Комендантское подразделение обеспечивает охранение и допуск в опасную зону. Опасная зона должна быть отмечена маркировочной лентой. Предлагается для определения зоны спасательных работ должны быть созданы и соответственно обозначены следующие вспомогательные площадки: командно-наблюдательный пункт – место руководителя работ для управления и координации всей деятельности на данном участке; участок оказания медицинской помощи – место проведения операций и лечения личного состава спасательного центра, извлечённых пострадавших; базовый лагерь – место отдыха, питания не участвующих в работе личного состава спасательного центра; зона хранения спасательного оборудования - надежное место хранения, обслуживания и выдачи инструментов для обеспечения спасательной операции; рабочая зона для крепей – место хранения и обработки строительных материалов для укрепления зданий в местах ведения поисково-спасательных работ; места складирования тел погибших - тела желательно не накапливать и стараться вывозить сразу; проходы, подъезды – четко обозначенные пути доступа на участок ведения спасательных работ.

Резерв и остальные подразделения, не задействованные в спасательных работах, разворачивают командно-наблюдательный пункт, тыловой пункт управления и базовый лагерь спасательного центра.

4. Порядок управления силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера

Управление заключается в целенаправленной деятельности начальника центра, по поддержанию подразделений в готовности к действиям и руководству ими при выполнении задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Оно осуществляется на принципе единоначалия.

Последовательность и содержание работы зависит от конкретной обстановки в зоне чрезвычайной ситуации террористического характера, полученной задачи и наличия времени. Во всех случаях начальник, не дожидаясь указаний старших командиров (начальников) и получения задачи, должен организовать подготовку вооружения, техники, имущества и приборов к применению по предназначению. Как правило, террористические акции совершаются внезапно и на подготовку к действиям у начальника спасательного центра не будет достаточно времени.

Особенностью работы начальника является то, что уже на этом этапе необходимо решить вопрос с ГИБДД и ВАИ о маршруте выдвижения сил и средств и их сопровождения к месту чрезвычайной ситуации террористического характера.

В связи с этим предлагается отдать: - приказ на убытие оперативной группы в район чрезвычайной ситуации террористического характера; - указания подчинённым командирам подразделений на подготовку техники, вооружения, получения имущества именно для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера. Предварительные распоряжения должны быть краткими и ясными, как правило, они отдаются устно.

Особенность принятия решения на проведение АСДНР в районе чрезвычайной ситуации террористического характера, также будет заключаться в том, что в виду неясности обстановки, его тоже придется осуществлять при выдвижении, с уточнением его на месте чрезвычайной ситуации террористического характера.

Особенностью постановки задач подчиненным подразделениям является то, что приказ на проведение АСДНР будет отдан по прибытию в район чрезвычайной ситуации террористического характера, после уточнения оценки обстановки и решения на проведение АСДНР.

Особенностью организации взаимодействия на этапе подготовки к действиям и при выдвижении может явиться то, что из-за плохой согласованности действий с органами ГИБДД оперативная группа, силы и средства спасательного центра не смогут своевременно прибыть в район чрезвычайной ситуации террористического характера.

Особенностью в организации управления является то, что необходимо заблаговременно создать единый канал связи между взаимодействующими структурами. Для этого предлагается заблаговременно согласовать с антитеррористической комиссией радиочастоты, позывные должностных лиц и время развертывания средств связи при возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера.

Особенностью всестороннего обеспечения будет являться то, что кроме общих мероприятий необходимо провести особые мероприятия инженерного обеспечения направленные на подготовку пиротехнического отделения по обнаружению и ликвидации взрывоопасных предметов, а химического обеспечения направленные на подготовку подразделений РХБЗ по обнаружению АХОВ, в том числе неизвестных рецептур.

По прибытию к месту чрезвычайной ситуации террористического характера командир сводного отряда лично докладывает, руководителю Оперативного штаба в оперативное подчинение, которого прибыл сводный отряд. Уясняет задачу, состав и возможности придаваемых формирований, техники, времени их прибытия, организацию связи и оповещения, организацию взаимодействия и обеспечения, последовательность и форму отчетности перед Оперативным штабом.

Оценивает обстановку на участках работ, уточняет решение на проведение АСДНР, организует взаимодействие со следственными органами ФСБ, подразделениями МВД организующими оцепление места чрезвычайной ситуации террористического характера и отдаёт приказ на проведение АСДНР.

Одной из основных обязанностей руководителей групп спасателей является оценка и определение очередности работ, принятие решения по обнаружению и извлечению пострадавших находящихся в завалах. Необходимо, чтобы весь личный состав ясно понимал структуры управления (знал, кто назначен руководителем работ и др.), а также их служебные обязанности.

На командно-наблюдательном посту необходимо вести журнал спасательной операции для регистрации всех событий и работ в хронологическом порядке, а также вести рабочую карту (план участка работ), графики, схемы организации выполнения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера, карточки схемы инженерной разведки, составлять заявки на восполнение оборудования и имущество, донесения. С помощью рабочей карты (плана) командир сводного отряда спасательного центра может уяснить полученную задачу, оценить обстановку, планировать выполнение задачи, ставить задачи подчиненным и докладывать об их выполнении, а также составлять донесения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера.

Организация взаимодействия сил и средств при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера

Взаимодействие между силами министерств и ведомств, привлекаемых к антитеррористической деятельности, организуется и осуществляется в целях согласования усилий по задачам, месту, времени и способам действий в интересах эффективной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера при наименьших усилиях, затратах и потерях.

Основные вопросы взаимодействия определяются в решении Председателя антитеррористической комиссии и указываются при постановке задач. Особенностью является то, что взаимодействие начинается на этапе заблаговременного планирования действий сил и средств привлекаемых к антитеррористической деятельности.

Взаимодействие с подразделениями МВД осуществляется для обеспечения общественного порядка и охранения зоны чрезвычайной ситуации, а с ГИБДД для обеспечения беспрепятственного выдвижения сил и средств к месту чрезвычайной ситуации террористического характера.

Организация всестороннего обеспечения действий сил и средств при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера

Широкий спектр задач, стоящих перед спасательным центром МЧС России, предполагает использование самого разнообразного спасательного снаряжения, оборудования, приборов, медикаментов, расходных материалов, запасных частей и т.д.

При подготовке к АСДНР по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера целесообразно предварительно прогнозировать основные виды работ и режимы использования инструмента (используя разработанную методику). Это даст возможность рационально рассчитать, спланировать и подготовить запасы быстроизнашивающихся рабочих органов инструмента и минимально необходимые ремонтные комплекты.

Для полного обеспечения работы подразделения (взвода) поиска и разведки необходимо использовать специальное оборудование и материалы: электронное оборудование наблюдения (поисковые видеокамеры, волоконно-оптические приборы и т.п.); электронное оборудование прослушивания (акустическое, сейсмическое и т.п.); оборудование для исследования атмосферы (наличие газов, токсичность, кислородная недостаточность); материалы для разметки (оранжевая краска в аэрозольной упаковке, маркерная лента); средства освещения для работы в тёмное время суток; устройство аварийной сигнализации (рупоры, мегафоны, пиротехника); медицинская аптечка; личное оснащение (средства личной защиты, сухой паёк, вода и т.п.). Это оборудование должно быть отделено при упаковке и погрузке на транспорт и, в первую очередь, выделено при разгрузке, чтобы обеспечить возможность развертывания подразделений поиска и разведки в кратчайшие сроки.

При проведении АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации террористического характера, при ограниченном количестве специальных инструментов может возникнуть необходимость в их использовании одновременно на нескольких участках. Важно координировать совместное использование и перемещение этих инструментов, что потребует эффективной связи между участками для определения потребности в оборудовании и его доставки. В связи с этим в работе необходимо организовать подвижный пункт снабжения инструментом, оборудованием, имуществом и т.д., подвижный пункт заправки ГСМ и подвижный пункт технического обслуживания и ремонта.

По окончании АСДНР все спасательное оборудование и инструмент перед упаковкой для отправки должно пройти подготовительное обслуживание и, если необходимо, дезинфекцию. Использованную рабочую одежду, защитное снаряжение, некоторые виды расходных материалов предлагается уничтожить на месте, если не предполагается их дальнейшая переработка. Все повреждения или пропажи должны быть зарегистрированы в Оперативном штабе на месте проведения работ. На все утилизированное снаряжение должны быть составлены соответствующие акты списания.

5. Организация ведения ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера

Для достижения оперативного реагирования сил и средств на чрезвычайную ситуацию террористического характера, исходя из практического опыта, должны проводиться следующие мероприятия.

В повседневной деятельности:

— ежемесячное, а при получении информации о готовящихся террористических акциях – немедленно, уточнение и корректировка плана действий спасательного центра, плана взаимодействия;

— поддержание в постоянной готовности, проверка оснащения сил и средств к немедленному реагированию на чрезвычайную ситуацию террористического характера, а также готовность к принятию мер по своевременной локализации и ликвидации их последствий;

— проведение штабных тренировок с органами управления, силами и средствами, выделенными в группировку для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

— сбор, изучение, обобщение, анализ и обмен информацией, относящейся к вскрытию предпосылок совершения акций терроризма;

— проверка потенциально опасных объектов и производств, оценка масштабов и характера возможных последствий чрезвычайных ситуаций на них.

При получении сигнала о приведении сил и средств в готовность к действиям:

— сводный отряд приводится в готовность к действиям;

— организуется взаимодействие с антитеррористической комиссией, оперативной группой ФСБ России, уточняется место и характер чрезвычайной ситуации террористического характера, район размещения сил и средств;

— согласовывается с местными ГИБДД маршрут выдвижения из района дислокации сил и средств в район чрезвычайной ситуации, а охрана района чрезвычайной ситуации осуществляется силами местных УВД;

— отдается приказ на совершение марша, распоряжения по ведению разведки района чрезвычайной ситуации, организации связи, обеспечению, организации комендантской службы.

По прибытию к месту чрезвычайной ситуации террористического характера:

— командир сводного отряда уточняет характеристики объекта;

— организуется взаимодействие, и уточняются задачи с местными правоохранительными органами, группой ФСБ России и Оперативным штабом;

— сводный отряд размещается в пункте развертывания в районе чрезвычайной ситуации, организуется его охрана, уточняются задачи силам и средствам на проведение аварийно-спасательных работ;

— доклад решения в Оперативный штаб о готовности к проведению аварийно-спасательных работ, необходимости привлечения дополнительных сил и средств;

— выполнение задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера.

По завершению аварийно-спасательных работ:

— оформление результатов работ и передачи объектов после проведения аварийно-спасательных работ производится Оперативным штабом с составлением акта.

На период выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера сводный отряд передаётся в оперативное подчинение руководителю Оперативного штаба.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Какой документ является основополагающим при действиях и ликвидации последствий ЧС террористического характера?

Варианты ответов:

1. План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера.

2. План взаимодействия МЧС, МВД и ФСБ России.

3. План действий по предупреждению ликвидации ЧС.

Вопрос 2.

Сколько существует методов работы при планировании и проведении спасательных операций связанных с ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера?

Варианты ответов:

1. Два. Метод параллельной и последовательной работы.

2. Один. Ликвидация ЧС.

3. Три. Планирование, предупреждение и ликвидация

Вопрос 3.

Сколько этапов (как правило) включает в себя спасательная операция.

Варианты ответов:

1. Три. Подготовительный, основной и заключительный этап.

2. Два. Подготовительный (планирование действий) и основной этап (проведение операции).

3. Четыре. Планирование, подготовительный, основной и заключительный этап.