Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация обеспечения пожарной безопасности
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС

Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения

Перевод ГО с мирного на военное положение

ЧС природного характера, присущие субъекту РФ. Возможные последствия их возникновения

Техногенные ЧС, возможные на территории субъекта РФ. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность

Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ

Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Организация и проведение АСДНР

Действия руководителей НАСФ и спасательных служб и по организации и проведению АСДНР

Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач

Организация и проведение специальной обработки
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Тесты





























Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО



1 . Проведение разведки

Разведка в гражданской обороне представляет собой комплекс мероприятий по добыванию, сбору и изучению сведений об обстановке в очагах поражения, районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, выявлению санитарно-гигиенического и эпизоотического состояния районов, населенных пунктов с целью обеспечения данными об обстановке руководства, органов, осуществляющих управление гражданской обороной. Разведка является видом обеспечения действий сил гражданской обороны.

В зависимости от характера решаемых задач разведка подразделяется на общую и специальную, а в зависимости от сферы действия и привлекаемых сил – на наземную, воздушную, морскую и речную.

Общая разведка организуется и проводится органами управления и силами гражданской обороны в целях сбора общих данных об обстановке в районах размещения группировки сил гражданской обороны, на маршрутах ввода сил и в очагах поражения. Она ведется разведывательными группами, дозорами, наблюдательными постами, высылаемыми от войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и других сил, привлекаемых к ведению АСДНР.

Специальная разведка включает радиационную, химическую, биологическую (бактериологическую), инженерную, пожарную и медицинскую разведку. Она организуется и проводится в целях получения более полных данных об обстановке в районе действий сил гражданской обороны и размещения населения.

Разведка в гражданской обороне ведется сетью наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), дозорами войсковых частей; дозорами воздушной, морской (речной) разведки, а также дозорами на железнодорожных и автомобильных транспортных средствах аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований. По планам взаимодействия для ведения разведки могут привлекаться также дозоры из состава объединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации, др. военных ведомств, дислоцируемых на подвергшихся воздействию средств нападения территориях.

На СНЛК возлагается выполнение задач по обнаружению и идентификации радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых источников) по месту размещения постов наблюдения и принятию экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных и отравляющих веществ, АХОВ и биологических (бактериологических) средств – возбудителей инфекционных заболеваний.

Радиационная и химическая разведка предназначается для своевременного обнаружения зараженности воздуха, воды и местности радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами; определения характера и степени заражения (загрязнения); отыскания и обозначения путей и направлений с наименьшими уровнями радиации и обходов участков химического заражения; введения оптимальных режимов радиационной защиты населения, личного состава воинских частей, аварийно-спасательных формирований.

Биологическая (бактериологическая) разведка ведется подразделениями медицинской службы гражданской обороны и предназначается для своевременного обнаружения возбудителей инфекционных заболеваний, а также для определения характера и объема работ, необходимых для ликвидации биологического (бактериологического) заражения.

Инженерная разведка определяет места и характер разрушений, завалов, затоплений; устанавливает местонахождение людей, нуждающихся в срочной помощи, и определяет рациональные способы их спасения; устанавливает степень проходимости маршрутов ввода сил гражданской обороны в очаг поражения; выявляет направление обходов (объездов) завалов, затоплений; ведет разведку местонахождения и состояния источников водоснабжения. Она ведется частями гражданской обороны, аварийно-спасательными формированиями и другими привлекаемыми силами.

Пожарная разведка выявляет места и размеры очагов пожара; направление и скорость распространения огня; опасность взрывов, отравлений продуктами горения, обрушений зданий, перекрытий и др. обстоятельств, угрожающих людям и усложняющих действия сил гражданской обороны при ведении АСДНР; места размещения источников забора воды, их объемы и порядок использования. Для ведения разведки привлекаются подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России, воинских частей и аварийно-спасательных формирований.

Медицинская разведка выявляет санитарно-эпидемиологическую обстановку в очагах поражения, местах проживания людей, в районах сосредоточения сил гражданской обороны и на маршрутах их выдвижения в очаг поражения, местонахождение пострадавших, их количество и состояние; намечает пути выноса пострадавших из очага поражения и маршруты их эвакуации в лечебные учреждения; определяет районы развертывания отрядов первой медицинской помощи, безопасные места сбора и погрузки пострадавших на транспортные средства для эвакуации из очагов поражения и районов бедствий. Она ведется медицинскими подразделениями войск, силами формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф.

Организация всех видов разведки включает: определение целей, задач и районов (объектов) ведения разведки; распределение сил и средств; планирование и постановку задач; организацию взаимодействия, связи и управления разведывательными органами; контроль за действиями разведывательных органов; организацию сбора и обработки разведывательных данных и обеспечение своевременного их доклада соответствующему руководителю гражданской обороны.

2. Транспортное и дорожное обеспечение

Основной задачей транспортного обеспечения действий сил и мероприятий гражданской обороны является осуществление транспортных перевозок по:

эвакуации населения из приграничных районов военных действий, городов, подвергаемых опасности воздействия средств массового поражения, очагов поражения и зон радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения (загрязнения), а также из зон возможного катастрофического затопления;

доставке при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение материальных средств и техники к местам строительства недостающих защитных сооружений;

эвакуации материальных и культурных ценностей, а также вывозу из категорированных городов запасов аварийно химически опасных, взрыво-, пожароопасных и других веществ, которые в случае разрушения емкостей с их запасами на объектах могут представлять опасность возникновения вторичных факторов поражения;

подвозу сил и средств гражданской обороны к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

вывозу из очагов поражения пострадавшего населения.

Большой объем перевозок гражданской обороны в короткие сроки требует привлечения для их осуществления всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, речного (морского) и авиационного. Для этих целей используется весь наличный транспорт, не подлежащий поставкам в вооруженные силы и не занятый неотложными народнохозяйственными перевозками, в том числе общественный, ведомственный и личный.

При наличии водного транспорта планируемые ему перевозки на период закрытия навигации обязательно дублируются железнодорожным или автомобильным транспортом.

По согласованию с органами управления военного командования (военных округов и флотов) к перевозкам в интересах гражданской обороны могут привлекаться транспортные средства вооруженных сил.

Перевозки эвакуируемого (отселяемого) населения осуществляются в первую очередь. Эвакоперевозки планируются преимущественно автобусами и пассажирскими поездами. При их недостатке используются крытые вагоны и грузовые бортовые автомобили, оборудованные для перевозки людей с учетом климатических условий. Нормы посадки в вагоны, автобусы и на суда при перевозке должны обеспечивать минимальные условия для отдыха перевозимого населения в пути следования. Личный транспорт граждан, как правило, предусматривается для вывоза семей близких владельцев этого транспорта. Для выполнения эвакуационных перевозок разрабатываются специальные эвакуационные графики. При этом вывоз эвакуируемых из категорированных городов, опасных зон следует планировать до определенных пунктов (станций, пристаней, аэродромов) высадки, обеспечивающих наиболее быстрый оборот транспортных средств. Из этих пунктов до мест постоянного размещения эвакуируемые доставляются транспортом местных (сельских) районов. Движение автомобильных колонн по возможности должно планироваться сквозным до конечных пунктов (мест расселения).

Доставка материальных средств и техники для строительства защитных сооружений осуществляется, прежде всего, автомобильным транспортом тех организаций, в интересах которых ведется данное строительство, а также транспортом, предусмотренным планами строительства защитных сооружений в расчетном году. При наличии ведомственного железнодорожного и водного транспорта он может быть использован для этих целей.

Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется специальным железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, который не используется для перевозки людей. После окончания эвакуации населения для этих целей привлекаются освободившиеся транспортные средства.

Подвоз сил гражданской обороны к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется, как правило, транспортными средствами формирований, входящих в состав этих сил.

Вывоз пострадавшего населения из очагов поражения осуществляется всеми видами имеющихся транспортных средств, оборудованных для перевозки пораженных.

В целях обеспечения централизованного управления автомобильными колоннами организуются диспетчерские пункты. На период эвакоперевозок населения автоколонны закрепляются за определенными сборными эвакопунктами и маршрутами.

Руководство железнодорожными и водными перевозками органы, осуществляющие управление гражданской обороной, осуществляют через соответствующие транспортные органы.

Для решения внезапно возникающих задач по транспортному обеспечению мероприятий гражданской обороны создается резерв транспортных средств, который находится в распоряжении соответствующих руководителей гражданской обороны.

При планировании перевозок гражданской обороны особое внимание обращается на увязку графиков движения транспорта со службами (органами), занимающимися регулированием движения (ГИБДД и военная автоинспекция); ответственные лица за организацию перевозок должны иметь выписки из графиков движения транспорта на своих направлениях, в которых должен быть отражен порядок движения транспорта и его регулирования в местах пересечения железных и автомобильных дорог и транспортных развязок.

Заблаговременно определяется порядок снабжения ГСМ, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

При эвакуации населения на территорию соседних субъектов Российской Федерации транспортные перевозки предварительно согласовываются с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, субъектов Российской Федерации, на территорию которых производится эвакуация людей или материальных ценностей.

Дорожное обеспечение действий сил и мероприятий гражданской обороны заключается в заблаговременной подготовке транспортных маршрутов к массовым перевозкам. Оно включает: ремонт и содержание в проезжем состоянии полотна автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; реконструкцию существующих и строительство новых автомобильных дорог, обходов категорированных городов и искусственных сооружений; разработку и осуществление мероприятий по техническому прикрытию автомобильных дорог в целях быстрейшей ликвидации разрушений и повреждений их (создание запасов строительных материалов и новых конструкций, выделение и расстановка сил и средств для выполнения восстановительных работ на важнейших объектах и участках дорог) для обеспечения ввода формирований в очаги поражения и эвакуации пораженных; разработку мероприятий по обеспечению маршрутов эвакуации населения пешим порядком.

Транспортное и дорожное обеспечение органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и соответствующие транспортные органы осуществляют в тесном взаимодействии:

со службой военных сообщений – по вопросам совместного использования железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

с дорожными войсками – по совместному использованию автомобильных дорог для передвижения войск, воинских перевозок и перевозок гражданской обороны, а также по техническому прикрытию автомобильных дорог;

с военными комиссариатами – по определению автомобильного транспорта, оставшегося в ведении гражданской обороны после отмобилизования для нужд Вооруженных Сил.

Для обеспечения бесперебойного движения и поддержания установленного порядка на автомобильных дорогах заблаговременно разрабатываются и согласовываются с военными органами мероприятия по организации регулирования движения автотранспорта.

3. Материально-техническое обеспечение

Материальное обеспечение организуется и осуществляется в целях бесперебойного снабжения органов управления и сил гражданской обороны всем необходимым для выполнения предстоящих задач, включая средства связи и строительные материалы, технику, приборы радиационной и химической разведки, медицинское оборудование, средства защиты и т.п.

Источниками снабжения материальными средствами являются склады и базы, имеющиеся в распоряжении органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Для решения задач материального обеспечения используется существующая сеть организаций, учреждений и предприятий материально-технического обеспечения, общественного питания, торговли и т.д., а также создаваемые на их базе подвижные пункты материально-технического снабжения, включая подвижные пункты питания, обеспечивающие горячим питанием личный состав аварийно-спасательных формирований в период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также пораженного населения, получающего помощь в отрядах первой медицинской помощи; подвижные пункты продовольственного снабжения, обеспечивающие личный состав формирований сухим пайком в ходе проведения спасательных работ; подвижные пункты вещевого снабжения - для обеспечения обменной одеждой, бельем и обувью санитарно-обмывочных пунктов и ОПТ; подвижные автозаправочные станции – для снабжения автотранспорта и другой техники горюче-смазочными материалами; средства подвоза воды для снабжения личного состава формирований и пораженного населения.

Обеспечение потребностей гражданской обороны в специальном имуществе, военной технике, материалах и запасных частях для ее эксплуатации и ремонта осуществляется через МЧС России по заявкам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обеспечение потребностей гражданской обороны в других видах имущества и материальных средств осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от форм собственности.

Материальное обеспечение воинских соединений и частей гражданской обороны осуществляется их тыловыми подразделениями, а последних – тыловыми базами военных округов через МЧС России. В отдельных случаях данное снабжение некоторыми видами материальных средств может осуществляться за счет местных ресурсов по решению местных властей, в чьем оперативном подчинении в данный момент находятся соединения и части.

Обеспечение горючим автотранспорта и техники, привлекаемых к выполнению задач гражданской обороны, осуществляется через существующую стационарную сеть нефтебаз, складов, заправочных станций. Для дозаправки техники, работающей в очагах поражения, используются подвижные автозаправочные станции.

При организации материального обеспечения в мирное время главное внимание уделяется выявлению источников снабжения и мобилизации материальных ресурсов, подготовке необходимых сил и планированию их рационального использования, развитию в загородной зоне материально-технической базы снабжения, рассредоточенному хранению запасов материальных средств, подготовке надежной защиты их от поражения и заражения.

При переводе гражданской обороны с мирного на военное время оснащаются техникой и имуществом формирования, организуется обеспечение населения индивидуальными средствами защиты, создаются запасы продовольствия, воды и медикаментов в защитных сооружениях, осуществляются мероприятия по защите запасов продовольствия и других материальных средств от радиоактивного, химического и биологического заражения.

В ходе эвакуации (отселения) населения организуется снабжение его продовольствием и предметами первой необходимости на маршрутах эвакуации и в районах расселения, сверхнормативные запасы из категорированных городов вывозятся в загородную зону.

При внезапном нападении противника основные усилия сосредотачиваются на материальном обеспечении формирований, сохранивших боеспособность, с использованием в первую очередь сил и средств городов и районов, не подвергшихся нападению.

После нападения противника при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется питание, обеспечение обменной одеждой и предметами первой необходимости личного состава формирований и пораженного населения. Для этих целей используются сохранившиеся предприятия торговли и общественного питания.

Техническое обеспечение организуется и осуществляется в целях содержания всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники в исправности и постоянной готовности к выполнению задач.

Основными задачами технического обеспечения являются:

техническое обслуживание транспорта и техники в установленные сроки и заданном объеме; ремонт транспорта и техники, выходящих из строя в ходе выполнения задач гражданской обороны; снабжение ремонтных предприятий, мастерских и формирований, предназначенных для ремонта и обслуживания, запасными частями, материальными средствами и инструментом; эвакуация вышедших из строя транспорта и техники с маршрутов и участков (объектов) работ в стационарные ремонтные предприятия или на сборные пункты поврежденных машин; подготовка органов, сил и средств для решения перечисленных задач.

Для решения задач технического обеспечения привлекаются все имеющиеся на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ремонтные предприятия (заводы и мастерские по ремонту транспортных средств, автотракторной, инженерной и другой специальной техники); станции технического обслуживания; базы и склады запасных частей и ремонтных материалов; подвижные мастерские, ремонтно-восстановительные группы по ремонту автотракторной техники, ремонтно-восстановительные группы по ремонту инженерной или другой специальной техники; эвакуационные группы для транспортировки поврежденных машин и техники.

При организации технического обеспечения в мирное время проводятся мероприятия по развитию и рассредоточению материально-технической базы технического обеспечения, созданию необходимых запасов материальных средств, подготовке надежной защиты их.

При проведении эвакомероприятий организуется техническое обеспечение маршрутов эвакуации, вывоз и размещение в загородной зоне складов запасных частей и ремонтных материалов и проводятся мероприятия по их защите.

После нападения противника силами и средствами транспортных и ремонтных предприятий на маршрутах ввода сил гражданской обороны в очаг поражения и на объектах аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится текущий ремонт техники, вышедшей из строя, в объеме, обеспечивающем быстрый ввод ее в строй. В первую очередь ремонтируются средства механизации, используемые для ведения спасательных работ, а также автотранспорт, занятый эвакуацией пораженных. Поврежденная и неисправная техника, не подлежащая восстановлению на месте или требующая большого объема ремонтных работ, эвакуируется на сборные пункты поврежденных машин или на стационарные ремонтные предприятия.

4. Гидрометеорологическое обеспечение

Гидрометеорологическое обеспечение действий сил и мероприятий гражданской обороны проводится в целях всестороннего учета элементов погоды и опасных метеорологических и гидрологических явлений и их влияния на выполнение задач гражданской обороны.

Основными задачами гидрометеорологического обеспечения являются:

выдача органам, осуществляющим управление гражданской обороной, текущих метеорологических, аэрологических и гидрологических наблюдений; краткосрочных и долгосрочных метеорологических прогнозов, в том числе о возможных опасных и особо опасных явлениях погоды; данных о гидрометеорологической обстановке (фактических и прогностических характеристик среднего ветра), а также справок и материалов по гидрометеорологическому режиму и радиометрии;

информация (предупреждение) органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и населения об опасных и особо опасных явлениях природы;

проведение консультаций и обеспечение методиками по организации радиометрических наблюдений, прогнозирования радиоактивного и химического заражения.

Гидрометеорологическое обеспечение организуют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, совместно с территориальными органами гидрометеослужбы.

Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется:

оперативными группами гидрометеослужбы при органах, осуществляющих управление гражданской обороной;

гидрометеорологическими станциями (постами), входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля;

экипажами самолетов гражданской авиации, выделяемых для ведения радиационной разведки.

Непосредственное гидрометеорологическое обеспечение органов, осуществляющих управление гражданской обороной, осуществляют территориальные службы.

Оперативные группы гидрометеоорганов создаются за счет их штатных оперативно-прогностических подразделений, которые размещаются и ведут работу на пунктах управления гражданской обороны. Состав групп, порядок их комплектования и материально-технического обеспечения, организация метеорологической и радиометрической информации определяется соответствующими гидрометеоорганами по согласованию с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, которым они выделяются.

Гидрометеорологические станции сети наблюдения и лабораторного контроля предназначаются для своевременного обнаружения радиоактивного заражения местности и измерения уровней радиации во времени, а также определения зараженности приземного слоя воздуха и местности отравляющими и аварийно химически опасными веществами.

5. Метрологическое обеспечение

Метрологическое обеспечение организуется и осуществляется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, применяемых в гражданской обороне, путем достоверного контроля их исправности с помощью средств измерений технических характеристик, соблюдения единства и требуемой точности измерений.

Основными задачами метрологического обеспечения являются: обеспечение правильного применения, проверки состояния, регулировки, своевременного ремонта и изъятия из обращения неисправных и забракованных средств измерений, установленных на технике; достижение достоверной оценки их технических характеристик с помощью эталонных измерительных средств в ходе регламентных работ; создание обменного фонда и резерва измерительных средств; обеспечение средствами измерений, запасными частями к ним и ремонтными материалами; подготовка соответствующих лабораторий и мастерских, оснащение их эталонными средствами измерений; обучение личного состава органов управления и сил гражданской обороны правилами эксплуатации и использования имеющихся средств измерений.

В систему метрологического обеспечения входят:

метрологические службы органов, осуществляющие управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации, соединений и воинских частей гражданской обороны, подчиненные им лаборатории измерительной техники, химико-радиометрические лаборатории, химические ремонтные мастерские;

специализированные организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

территориальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации с их материально-технической базой измерительной техники и запасных частей к ней;

ведомственные метрологические службы с их предприятиями, мастерскими и складами.

Лаборатории измерительной техники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, соединений и воинских частей гражданской обороны осуществляют проверку и аттестацию рабочих и эталонных средств измерений, состоящих на оснащении химико-радиометрических лабораторий этих органов, соединений и воинских частей.

Химико-радиометрические лаборатории органов, осуществляющих управление гражданской обороной, субъектов Российской Федерации проверяют и ремонтируют дозиметрические приборы, имеющиеся на объектах экономики, в органах, осуществляющих управление гражданской обороной, на курсах, пунктах управления, в мобилизационном резерве, в сети наблюдения и лабораторного контроля.

Специализированные предприятия по обслуживанию и ремонту техники, оборудования и приборов создаются в субъектах Российской Федерации для проверки исправности и ремонта всех средств измерений, проведения регламентных работ и проверки средств связи и оповещения, размещенных на пунктах управления, а также находящихся в мобилизационном резерве.

Химические ремонтные мастерские воинских соединений и частей гражданской обороны занимаются проверкой и ремонтом всех дозиметрических приборов, имеющихся у них на оснащении, а также прикрепленных к ним других подразделений, учреждений и формирований гражданской обороны.

Территориальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации обеспечивают проверку и ремонт дозиметрических приборов, имеющихся на пунктах управления, в защитных сооружениях, у формирований гражданской обороны, всех других средств измерений, проверку которых объекты и формирования выполнить своими силами не в состоянии.

Ведомственными метрологическими службами осуществляется проверка и ремонт всех видов средств измерений гражданской обороны, имеющихся в их ведомстве, за исключением дозиметрических приборов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

В зависимости от характера решаемых задач разведка подразделяется:

Варианты ответов:

1. На общую и специальную.

2. На наземную, воздушную, морскую и речную.

3. На средствах транспорта и пешую.

Вопрос 2.

В зависимости от сферы действия и привлекаемых сил разведка подразделяется:

Варианты ответов:

1. На наземную, воздушную, морскую и речную.

2. На общую и специальную.

3. На средствах транспорта и пешую.

Вопрос 3.

Какая разведка определяет места и характер разрушений, завалов, затоплений; устанавливает местонахождение людей, определяет рациональные способы их спасения; устанавливает степень проходимости маршрутов ввода сил гражданской обороны в очаг поражения; выявляет направление обходов (объездов) завалов, затоплений; ведет разведку местонахождения и состояния источников водоснабжения. Она ведется частями гражданской обороны, аварийно-спасательными формированиями и другими привлекаемыми силами.

Варианты ответов:

1. Инженерная.

2. Радиационная и химическая разведка.

3. Пожарная разведка.

Вопрос 4.

В целях эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, доставке материальных средств, подвоза сил и средств к местам проведения АСДНР, а также вывозу из категорированных городов запасов аварийно химически опасных, взрыво-, пожароопасных и других веществ организуется:

Варианты ответов:

1. Транспортное и дорожное обеспечение.

2. Материальное обеспечение.

3. Техническое обеспечение.